Рынок несовершенной конкуренции. Условия максимизации прибыли фирмы – монополиста.
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором:
-существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию; потребителю при этом безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретает эту продукцию;
-доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отразится на цене рыночного равновесия;
-вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен т.д.
Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая кон-
куренция, олигополия, монополия.
МОНОПОЛИЯ является противоположностью совершенной конкуренции. В условиях монополии
одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Вход на рынок, как и уход с него, обычно не представляет каких-либо трудностей.
ОЛИГОПОЛИЯ предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий,сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.
Поведение на рынке фирмы-монополиста будет определяться динамикой предельного дохода и предельных издержек. Потому что каждая дополнительная единица продукции добавляет некую величину к валовому доходу и одновременно – к валовым издержкам. Эти некие величины – предельный доход(MR) и предельные издержки (MC). Фирма должна все время сопоставлять эти две величины. Пока разность между MR и MC положительна, фирма расширяет свое производство.
Если MR=MC, то объем прибыли будет максимальным.
«ЭКОНОМИКА» 2 ЧАСТЬ
16.Процесс возникновения монополий. Признаки монополизма. Двойственная роль монополий.
17.Основные формы монополий. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
18.Предпринимательство: экономическое содержание, признаки, виды. Внутренняя и внешняя среда предпринимательства.
19.Предприятие как субъект хозяйственной деятельности. Предпринимательский риск.
20.Организационно-правовые формы предпринимательства. Типы предприятий. Их достоинства и недостатки.
21.Общая характеристика макроэкономических показателей. Методы расчета ВНП.
22.Макроэкономическое равновесие. Теория мультипликатора.
23.Цикличность рыночной экономики, виды и причины циклов. Экономический цикл и его фазы. Антициклическая политика.
24.Инфляция: сущность, виды, причины и последствия. Антиинфляционная политика государства.
25.Структура рынка труда. Безработица и ее виды. Государственное регулирование рынка труда.
26.Государство в рыночной экономике. Государственное регулирование : цели и методы.
27.Мировое хозяйство, его содержание и структура. Международное разделение труда
28.Международная торговля. Типы торговой политики. Международное регулирование внешнеторговой политики.
29.Международные валютные отношения: сущность, структура, эволюция.
30.Классическая школа политэкономии: представители, общая характеристика, значение.
31.Современные экономические теории: кейнсианство и монетаризм.
16.Процесс возникновения монополий. Признаки монополизма. Двойственная роль монополий.
Монопо́лия (от греч. один продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).
Основными признаками монополизма в производстве и на рынке являются:
а) высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм (по российским законам - обычно свыше 35%);
б) доминирующее положение этих фирм на рынке определенных товаров;
в) установление монопольных цен - завышенных (при продаже) или заниженных (при покупке товаров) - и, благодаря этому, получение сверхприбылей.
Суть своекорыстных действий монополиста сводится к тому, что, намеренно сокращая количество своих продаж и создавая тем самым искусственный дефицит на рынке, он добивается повышения цены.