Рынок несовершенной конкуренции. Условия максимизации прибыли фирмы – монополиста.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором:

-существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию; потребителю при этом безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретает эту продукцию;

-доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отразится на цене рыночного равновесия;

-вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен т.д.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая кон-

куренция, олигополия, монополия.

МОНОПОЛИЯ является противоположностью совершенной конкуренции. В условиях монополии

одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Вход на рынок, как и уход с него, обычно не представляет каких-либо трудностей.

ОЛИГОПОЛИЯ предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий,сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

Поведение на рынке фирмы-монополиста будет определяться динамикой предельного дохода и предельных издержек. Потому что каждая дополнительная единица продукции добавляет некую величину к валовому доходу и одновременно – к валовым издержкам. Эти некие величины – предельный доход(MR) и предельные издержки (MC). Фирма должна все время сопоставлять эти две величины. Пока разность между MR и MC положительна, фирма расширяет свое производство.

Если MR=MC, то объем прибыли будет максимальным.

«ЭКОНОМИКА» 2 ЧАСТЬ

16.Процесс возникновения монополий. Признаки монополизма. Двойственная роль монополий.

17.Основные формы монополий. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

18.Предпринимательство: экономическое содержание, признаки, виды. Внутренняя и внешняя среда предпринимательства.

19.Предприятие как субъект хозяйственной деятельности. Предпринимательский риск.

20.Организационно-правовые формы предпринимательства. Типы предприятий. Их достоинства и недостатки.

21.Общая характеристика макроэкономических показателей. Методы расчета ВНП.

22.Макроэкономическое равновесие. Теория мультипликатора.

23.Цикличность рыночной экономики, виды и причины циклов. Экономический цикл и его фазы. Антициклическая политика.

24.Инфляция: сущность, виды, причины и последствия. Антиинфляционная политика государства.

25.Структура рынка труда. Безработица и ее виды. Государственное регулирование рынка труда.

26.Государство в рыночной экономике. Государственное регулирование : цели и методы.

27.Мировое хозяйство, его содержание и структура. Международное разделение труда

28.Международная торговля. Типы торговой политики. Международное регулирование внешнеторговой политики.

29.Международные валютные отношения: сущность, структура, эволюция.

30.Классическая школа политэкономии: представители, общая характеристика, значение.

31.Современные экономические теории: кейнсианство и монетаризм.
16.Процесс возникновения монополий. Признаки монополизма. Двойственная роль монополий.

Монопо́лия (от греч. один продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).

Основными признаками монополизма в производстве и на рынке являются:

а) высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм (по российским законам - обычно свыше 35%);

б) доминирующее положение этих фирм на рынке определенных товаров;

в) установление монопольных цен - завышенных (при продаже) или заниженных (при покупке товаров) - и, благодаря этому, получение сверхприбылей.

Суть своекорыстных действий монополиста сводится к тому, что, намеренно сокращая количество своих продаж и создавая тем самым искусственный дефицит на рынке, он добивается повышения цены.

Наши рекомендации