Основы теории мотивации и особенности ее применения на предприятиях туризма.
Туризм давно стал насущной необходимостью и неотъемлемой частью жизни человека.
Тур.мотивация м.б. определена как побуждения чел-ка, направленные на удовлетворение рекреационных потреб-ей, в завис-ти от его индивид-х физиол-их и псих-их особенностей, системы взглядов, ценностей, склонностей, образования и т.д.
Мотивация выбора тур.пут-ия (время, продолж-ть, направл-е, вид, затраты, харак-р деят-ти) – важнейшая харак-ка, влияющая на поведенческие инициативы туриста при планировании им отдыха, выборе, приобретении и свершении тура.
Тур.мот-ия это та необх-ая база, на кот-ой должна строится эф-ая сис-ма планир-ия, разработки и реализации тур.продукта.
Мотивов, кот. руководствуется турист, много. Это такие как:
- цели путеш-ия (явл-ся основой первонач-го отличия тур.мотивов.) Цели: отдых, досуг, развлечения; познание; спорт; лечение; паломничество; деловые и гостевые цели.
- виды отдыха (позволяют составить условную классиф-ю тур.мотиваций при выборе путеш-й): забота о здоровье; занятием спортом; обучение; возм-ть самовыражения и самоутверждения; решение дел.проблеми т.д.
- специф-ие интересы разл-х тур.групп позволяют выделить 4 категории тур.мотивов, эл-ты кот-х опред-ют выбор туриста: природные и климат-ие мотивы; кул-ые мотивы; экономические м.; псих-ие м.
Таким образом, актуальность и практическая значимость мотивационных аспектов в туризме очевидны. Понимание, знание и использ-ие тур.мотивов, влияющих на выбор конкретного тур. Продукта и принятие решения о путеш-ии, могут стать залогом успешного функционирования тур.пред-ия, продвижения и популяризации тур.направления. Выявив мотивы, можно выработать эффек-ые приемы, способствующие привлечению туриста и придания ему статуса постоянного, что, в конечном итоге, прямым или косвенным образом может повлиять на характер и объем спроса и сбыта.
В общем представ-ии туризм – это удовол-е, активный или пасс-ый отдых, досуг и развлечение. Однако каждый чел-к предст-ет себе туризм достат-но индив-но- в завис-ти от возраста, образ-ия, жизненного опыта, сем.полож-я, дохода. Сущ-ет ряд фак-ов, оказыв-их влияние на тур.мотивы:
1) возраст. Мотивация выбора пут-ия в знач-ой степени зависит от возраста и самостоят-ти в принятии реш-я или возм-ти влиять на его выбор.
2) образование. Этот фак-р инициирует позывы увидеть непосред-но явления, достоприм-ти, культурно-зрелищные события.
3) соц.принадлежность. Оказывает сущ-ое влияние на мотивацию выбора отдыха. Соц.группы: рабочие и служащие; учащиеся и студенты; пенсионеры; фермеры и раб-ки подсобных хоз-в.
4) менталитет. Опред-ся в основном воздействием общества, в кот. чел-к проводит большую часть своего времени, что, в свою очередь, зависит от ур-ня образ-ия и занимаемого в обществе положения.
5) конфессия. Влияние этого ф-ра проявляется в том, что верующие, как правило, отторгают развлек-ые программы (варьете, стриптиз-шоу, казино). Совершают туры, кот. отвечают их убеждениям и удовл-ют их познав-ые идух-ые инт-сы.
6) доход. Играет сущест-ую роль. Турист выбирает ур-нь тур.обслуж-ия и вид путеш-ия исходя из их стоим-ти и своих матер-ых возм-тей.
7) сем.полож-е.
8) работа.Её вид, хар-р влияет на формир-ие мотивов выбора путеш-я, т.к. именно на работе чел-к проводит бол.часть врем., подвержен сильному влиянию вида труд.деят-ти (умст-й или физ-ой) и труд-го коллектива.
9) отпуск. Его наличие, продолж-ть влияют на мотив-ю пут-ия и выбор тур.продукта. Отсутствие отпуска лишает чел-ка возм-ти совершать длит-ные туры, оставляя ему лишь маршруты вых.дня.
10) здоровье
11) сезонность
12) числ-ть тур.групп
13) активность
14) геогр.направлениет
Т.обр., тур.мотивы как сущ-ый эл-т спроса явл-ся объектом целого ряда влияний, кот. м.б. не связаны напрямую с туризмом, но при этом воздействуют как на объем, так и на формы спроса и выбора тур.продукта и услуг.
32)Сущность и основные отличия Федерального Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в старом и новом издании (1999 и 2007 года)
Принят ГД - 4 окт.1996г.Одобрен СФ -14 ноя.1996 г.Изменен. от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г. Настоящий Фед. закон опред.принципы гос.политики, направ.на установ.правовых основ единого тур.рынка в РФ, и регул. отношения, возник. при реализ. права граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рацион. использ. тур. ресурсов РФ.
Глава I. Общие положения: статья 1. Осн. понятия: туризм, тур. деят.,туризм внутр., туризм выездной, туризм въездной, туризм соц.,туризм самодеят.,турист, тур. ресурсы туристская индустрия , тур. продукт, продвижение тур., туроператорская деят., турагентская деят., услуги гида-переводч., тур.путевка, тур. ваучер. ст. 2. Зак-во РФ о тур. деятельности: зак. РФ о туристской деят. состоит из наст.Фед.закона, приним. в соот. с ним фед. законов и иных нормат. правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Глава II. Гос. регулир. тур. деят.: ст. 3.принципы гос. регулир.тур. деят.: поддержка и защита всех участников. ст. 4. цели, приоритетные направл. и способы гос.регулир. тур.деят.: обесп.прав граждан, охрана окр.среды, разв. индустрии, созд.усл. Ст. 5. Лицензир., стандарт в тур.индустрии, сертифик.тур.продукта: в целях защиты прав и интересов туристов осущ.лиц.,стандарт., тур.деят., а также объектов тур.индустрии, сертиф. тур.продукта.
Глава III. Права и обязанности туриста. Ст. 6. Права туриста: при подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на: необх. и достоверную инф.,свободу передвиж., обесп. личной безопасности, возмещ. убытков и компенсацию морал.о вреда, содействие органов власти,беспреп. доступ к ср-вам связи.Ст.7. Обяз. туриста: соблюд.зак-во страны преб., сохран.окр.среду, собл.правила въезда и пребыв.Ст. 8. Пред. льгот отд. категориям туристов (утратило силу с 01.01.05).
Глава IV. Особенн формир, продвиж. и реализ. тур. продукта. Ст.9. Формир. и продвиж.тур.п.: Тур.п.формируется исходя из конъюнктуры тур.рынка или по конкретному заказу туриста.Ст. 10. Особенности реализ. тур.п. Реализация тур.продукта осущ. на осн.договора, кот. заключ. в письменной форме и должен соотв. зак-ву РФ, в том ч.зак-ву в области защиты прав потребителей.
Глава V. Объединения туроператоров и турагентов, объединения туристов.Ст. 11. Объедю туроп. и тураг. Туроп. и тураг. в целях корд. их предприним.деятельности, а также представления и защиты общих имущ. интересов могут создавать объед-я в порядке, устан. зак-вом РФ. Ст.12. Объединения туристов: в целях реал.прав.
Глава VI. Тур. ресурсы РФ. Ст.13. Тур. ресурсы РФ. Классифик. и оценка тур. ресурсов РФ, режим их охраны, порядок сохранения их целостности и меры по их восстан., порядок использ.с учетом предельно допустимых нагрузок на окр.природ.среду опред.в соот. с зак-вом РФ.
Глава VII. Безопасность туризма. Ст. 14. Обеспечение безопасности туристов.Под без-тью туризма понимаются личная без-сть туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окр. прир. среде при совершении путешествий. Ст.15. Специализ. службы по обесп. без-ти туристов: оказание необход. помощи туристам, терпящим бедствие в пределах территории РФ, осущ. спец. службами, опред. Правительством РФ.Ст.16. Защита интересов росс. туристов за пределами РФ в случаях возникновения
чрезвычайных ситуаций. В случаях возникн. ч.с. государственн-во принимает меры по защите
интересов росс. туристов за пределами РФ, в том ч. меры по их эвакуации из страны врем. пребывания. Ст.17. Страх-е при осущ. тур. д-ти.: Страх полис на 2 языках.
Глава VIII. Международное сотрудничество. Ст. 18. Международные договоры РФ в сфере туризма.
Прав.основу междунар.сот-ва в сфере туризма сост.междун. дог.РФ, заключ. в соотв. с Фед. законом "О междун. договорах РФ".Ст. 19. Представительство фед. органа исполнит.власти в сфере туризма за пределами РФ. В целях продвиж. тур. продукта на мировом тур. рынке фед.орган исполнит. власти в сфере туризма создает представ-ва за пределами РФ. Порядок создания, деят-ти и ликвидации указан.представ-в опред.Правительством РФ в соотв. с междунар.договорами РФ.
Глава IХ. Заключительные положения. Ст. 20. Ответств за наруш зак-ва РФ о тур.деят. Нарушение зак-ва РФ о тур. Дея-ти влечет за собой ответственность в соот. с зак-вом РФ.
Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Внесенные в закон изменения направлены на совершенствование государственного контроля за туристическим бизнесом и обеспечение финансовой защиты прав и законных интересов потребителей туристских услуг в условиях прекращения с 1 января 2007 года лицензирования турагентской и туроператорской деятельности. В частности в соответствии с новыми поправками:
1. Устанавливается ответственность оператора перед туристами за неоказание или ненадлежащее указание туристам услуг, входящих в туристический продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги, а также ответственность за действия, совершаемые от имени туроператора его турагентами;
2. Регламентируется порядок заключения договоров между туроператорами и турагентами и договоров о реализации туристического продукта;
3. Определяется объем финансового обеспечения исполнения обязательств туроператора перед туристами. В соответствии с законом, размер финансовой гарантии дифференцирован в зависимости от вида туроператорской деятельности. До 1 июня 2008 года для сферы международного туризма финансовое обеспечение определено в размере 5 млн. рублей, для внутреннего туризма - 500 тыс. рублей, для внутреннего и международного туризма - 5 млн. рублей. После 1 июня 2008 года размер финансового обеспечения будет увеличен и составит : для международной туристской деятельности - 10 миллионов рублей, внутреннего туризма - 500 тысяч рублей, внутреннего и международного туризма - 10 миллионов рублей.
4. Определяется перечень сведений о стране путешествия, которые обязан предоставить туроператор (турагент) туристу при заключении договора.
33) Роль аттрактивов в форм-ии тур. дестинации Аттрактор – (в переводе - объект притяжения) то, что мы можем увидеть и сможем ощущать (душой). Аттракция – (в переводе – объект привлечения) Без аттракторов развитие туристской дестинации будет минимальным. Дестинация – место, привлекательное для туриста и удовлетворяющее его потребности. Выделяют 3 типа дестинации: 1. Столицы и крупные города 2. Центры целенаправленного развития туризма и центры, обладающие специфической привлекательностью для туристов 3. Центры, специально построенные для туристов. Для того чтобы территория была дестинацией, необходимо выполнение следующих условий: 1 наличие на этой территории мест размещения, питания, развлечений (должен быть определенный уровень качества услуг) и высокоразвитой транспортной системы; 2 наличие достопримечательностей, интересующих туристов (наличие фактора привлекательности является одним из главных факторов конкуренции между дестинациями, следовательно, должна быть определенная изюминка для привлечения туриста на территорию дестинации); 3 наличие информационных и коммуникационных систем. Каждой дестинации свойственны свои собственные черты, но все же можно выделить и четыре общие. 1. Дестинация представляет собой совокупность следующих компонентов: достопримечательность (природные богатства или созданные человеком, т.е. то, что побуждает туриста совершать путешествие); удобства (размещение, питание, развлечения, а также розничная торговля и другие предприятия сферы услуг, такие как банки, обменные пункты, парикмахерские, медицинские предприятия, т.е. все то, что не только обеспечивает приют и пищу, но и создает общее ощущение радушного приема туристов данной дестинацией); доступность (удаленность дестинации от туристских рынков делает их уязвимыми к понижениям спроса, так как до подобной дестинации можно добраться только путем длительных поездок. Следовательно, развитие и поддержание эффективных транспортных связей с туристскими рынками необходимо для успеха дестинации. Но для туристов важна не только физическая доступность дестинации, т.е. внешние транспортные связи с ней, но и наличие развитых внутренних транспортных связей; вспомогательные службы, которые предоставляют такие услуги, как реклама дестинации, координация и управление ее развитием, предоставление населению и организациям необходимой информации и услуги по резервированию, обеспечению оборудованием (предприятия питания, спорта и т.д.), обеспечение дестинации руководящим персоналом. 2. Дестинация представляет собой культурную ценность: посетители должны считать дестинацию привлекательной и заслуживающей времени и денег, потраченных на путешествие. 3. Дестинация неразделима, т.е. туристский продукт потребляется там, где он непосредственно производится, и, чтобы его испытать, туристы должны физически присутствовать в дестинации. 4. Услугами и удобствами дестинации пользуются не только туристы, но и другие люди: местные жители и работники данной дестинации. Таким образом, предприятия дестинации не могут быть ориентированы только на местных жителей или только на туристов, они должны ориентироваться на тех и других. |
Развитие мест привлекательности повлечет за собой увеличение туристских потоков и, как следствие, развитие региональной инфраструктуры туризма.