Государственные и рыночные механизмы, регулирующие деятельность предприятий РГБ.
Одними из важнейших условий рыночной экономики является разработка соответствующей законодательно-правовой основы, организация равноправной деятельности предприятий РГБ, поддержка предпринимательства, освоение рынка на разных уровнях и направлениях.
Регулирование производственно-хозяйственной деятельности организаций – это комплекс мероприятий форм и методов государственного влияния на деятельность субъектов предпринимательства с целю создания нормальных условий их функционирования и развития, ослабления отрицательных тенденций, вызываемых коммерческой деятельностью осуществляемых предприятиями в условиях рыночных отношений.
К основными методам государственного регулирования производственно - хозяйственных отношений предприятий РГБ действующих в условиях рыночных отношений являются:
- административные (базируются на силе государственной власти т.е. это мероприятия запрета, разрешения, принуждения при помощи указов и распоряжений);
- правовые (методы и способы регулирования производственно - хозяйственной деятельности предприятий воплощенные с помощью законов, таких как антимонопольное законодательство, закон о рекламе, закон о малом предпринимательстве и др.);
- экономические методы (основываются на использовании налоговых платежей, денежно-кредитных рычагов регулирующих цены и тарифы).
К основным Законам и нормативным актам регулирующим производственно-хозяйственную деятельность предприятий РГБ относятся: Конституция РФ, Гражданский кодекс, ч. 1,2; Федеральные законы об организационно - правовых формах предприятий; Закон о лицензировании производственно-хозяйственной деятельности; законы и нормативные акты о ведении бухгалтерского учета; Налоговый кодекс РФ ч.1,2; Закон о защите прав потребителей и др.
Предприятия РГБ оказывают услуги. Под услугой понимается особый вид потребительной стоимости, существующей в форме полезной деятельности и удовлетворяющей общественные потребности. Иначе, согласно ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения», под услугой понимается результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
Весь спектр услуг призваны систематизировать и классифицировать в целях обеспечения возможности идентификации (установления принадлежности деятельности фирмы к сфере индустрии гостеприимства) национальные нормативные акты, относимые к нормативным документам по стандартизации.
В настоящее время в Российской Федерации существуют следующие нормативные акты и официальные документы, позволяющие установить отраслевую принадлежность услуг РГБ:
1) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД);
2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП);
3) Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН).
4) государственные лицензии;
5) учредительные документы хозяйственной единицы - заявителя (устав и данные государственной регистрации).
В Российской Федерации приняты и действуют следующие нормативные документы в сфере средств размещения:
1. Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490;
2. ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц»;
3. ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»;
Основными нормативными документами, регламентирующими деятельность предприятий питания в РГБ, являются:
1. Федеральный закон «О защите прав потребителей»;
2. Правила оказания услуг общественного питания (утверждены постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036 (с изменениями от 21 мая 2001 г.);
3. ГОСТ Р 50762-95 Общественное питание. Классификация предприятий;
4. ГОСТ Р 50763-95 Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению; .
5. ГОСТ Р 50764-95 Услуги общественного питания. Общие требования;
6. ГОСТ 28-1-95 Общественное питание. Требования к производственному персоналу;
7. ГОСТ Р 50935-96 Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу;
8. Правила продажи алкогольной продукции.
Федеральный закон «О защите прав потребителей» является основополагающим документом, на основе которого осуществляется государственное регулирование торговой деятельности в сфере общественного питания.
Во исполнение Федерального закона «О защите прав потребителей» в 1992 году Правительством РФ были утверждены Правила оказания услуг общественного питания, которые непосредственно регулируют отношения между потребителями и рестораном. Согласно этим Правилам услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также и классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с Государственным стандартом (ГОСТР 50762-95. Общественное питание. Классификация предприятий).
Правилами предусмотрено строгое соблюдение исполнителем установленных в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах обязательных требований к качеству услуг, их безопасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды. Эти требования определены следующими документами:
1. СанПиН 42-123-4117-86 «Санитарные правила. Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов».
2. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».