Система управления гостиницами на условиях «франчайзинга».
Термин «франчайзинг» имеет французские корни и означает в современном понимании систему договорных отношений между крупными и мелкими самостоятельными предприятиями, при которой последние получают право на производство и реализацию от имени и под торговой маркой крупной фирмы определенного вида товаров и услуг.
Франчайзинг является очень сложным и комплексным понятием. В 1960-е годы франчайзинг стал стратегией роста и развития гостиниц и мотелей. В 1990-е годы эта тенденция сохранилась.
Крупнейшей компанией, занимающейся франчайзингом в гостиничной индустрии, считается Holiday Inn Worldwide. В ресторанном бизнесе - McDonald's, Burger King, Kentucky Fried Chicken, Pizza Hut и T.G.I. Friday's.
Франчайзер заинтересован в привлечении в свою рыночную сеть новых членов. С этой целью он обычно готовит для заинтересованных лиц документы, наиболее важным из которых является Стандартный пакет франчайзингового предложения . Этот документ предоставляет предполагаемым франчайзи информацию о том, кем является франчайзер, какой характер носит осуществляемый им бизнес. Обычно в стандартном пакете оговариваются следующие моменты:
- квалификация руководящего состава франчайзера;
- финансовое состояние предприятия;
- стоимость лицензии;
- роялти;
- общая сумма вложений франчайзи;
- возможность предоставления финансирования;
- помощь, оказываемая франчайзи;
- обязанности сторон;
-территория деятельности франчайзи;
- «юридическая история» франчайзера (судебные процессы, в которых принимала участие компания);
-дополнительное оборудование, которое франчайзи должен приобрести в случае заключения договора.
Правоотношения между франчайзером и франчайзи закрепляются подписанием договора. В каждом договоре франчайзинга франчайзер предоставляет франчайзи право использования своего фирменного знака, технологии и методов работы, системы резервирования, отработанных маркетинговых процедур, системы скидок и т.д. Обычным условием является участие в рыночной стратегии франчайзера.
Условия, оговариваемые в договоре франчайзинга, должны быть едиными для всех франчайзи. Более того, если кому-то из франчайзи удается добиться изменений в его договоре, то другие франчайзи будут рассматривать свой договор как не совсем справедливый.
Важнейшим элементом договора франчайзинга является согласование форм оплаты. В практике франчайзинга используются вступительный взнос (первичный взнос или стоимость франшизы), регулярные отчисления, называемые роялти, плата за маркетинговые услуги. С гостиниц, кроме того, взимается плата за пользование централизованной системой бронирования.
Первичный взнос по договору франчайзинга может выступать в форме частичной предоплаты и оплаты оставшейся суммы либо незамедлительно после подписания договора, либо равными долями не позднее трех месяцев после начала работы.
В дополнение к вступительному взносу франчайзи обязан осуществлять роялти (текущие отчисления), выплачиваемые франчайзеру на постоянной основе на содержание франчайзинговой системы, управление и обязательные услуги с его стороны. В договоре оговаривается методика расчета и порядок выплаты роялти. В международной практике текущие платежи представляют собой определенный процент от валового дохода или прибыли. В ресторанном бизнесе роялти в среднем составляют 4-7% от валового дохода. Для гостиниц текущие платежи зависят от числа номеров. Они, как правило, определяются по минимуму и колеблются в пределах от 30 до 600 $ за номер в год, что составляет около 5% дохода от продажи номеров.
Первоначальный взнос и роялти зависят от известности марки франчайзера. Чем сильнее рыночная позиция фирмы, тем большую цену имеет ее фирменный знак. В целях получения больших роялти франчайзер проводит периодические проверки предприятий, осмотр производства и выдачу рекомендаций о путях повышения производительности. Франчайзер может порекомендовать новые продукты или виды обслуживания, новое оборудование или изменения во внешнем оформлении предприятия для создания необходимого имиджа.
Многие франчайзинговые договоры предусматривают выплаты определенных сумм в общий рекламный фонд, которые обычно не превышают 1-5% валового дохода. Гостиничная цепь Holiday Inn предусматривает отчисление на рекламные цели в размере 2,5% валового дохода от продажи номеров.
Важнейшим пунктом договора франчайзинга является указание срока его действия. Обычно он колеблется в пределах от 5 до 20 лет. За франчайзи сохраняется право на продление договора, если во время его действия со стороны франчайзи не было допущено серьезных нарушений. В последнее время со стороны гостиниц- и ресторанов-франчайзеров отмечается тенденция увеличения срока заключения договора с франчайзи. Это связано прежде всего с тем, что нередко по истечении срока договора франчайзи не желают возобновлять отношения с франчайзером, так как, получив достаточный опыт во время сотрудничества, считают себя достаточно подготовленными для самостоятельной работы. Тем самым они формируют конкуренцию франчайзеру.
Большую часть договора франчайзинга занимает детализация положений, оговаривающих обязанности франчайзера и франчайзи. Для каждого конкретного случая обязанности могут различаться. Однако общим является то, что их выполнение способствует успешному росту (развитию) франчайзинговой системы.
Система франчайзинга содержит для обеих сторон - франчайзера и франчайзи - как преимущества, так и недостатки.
Преимущества франчайзинга для франчайзи:
1. Пакет планов и спецификаций, помощь в период начала деятельности.
2. Реклама по всей стране, миру.
3. Централизованная система бронирования.
4. Возможность пользоваться скидками при приобретении мебели, оборудования и других товаров, используемых при обслуживании гостей.
Недостатки франчайзинга для франчайзи:
1. Необходимость осуществления выплат франчайзеру.
2. Необходимость строго соответствовать стандартам, установленным франчайзером.
3. Возможность приобретения негативного имиджа в случае неудовлетворительной работы франчайзера.
Преимущества франчайзинга для франчайзера:
1. Возможность более глубокого проникновения на рынок расширения бизнеса с минимальными инвестициями.
2. Дополнительный доход от получения выплат от франчайзи. Недостатки франчайзинга для франчайзера:
1. Доход ограничивается только выплатами от франчайзи.
2. Опасность приобретения негативного имиджа в случае несоблюдения франчайзи установленных стандартов качества.
Несмотря на имеющиеся недостатки, форма управления предприятиями индустрии гостеприимства через договор франчайзинга является одной из наиболее перспективных. Большинство компаний-франчайзеров, занятых в ресторанном бизнесе, не берут на себя определения места будущего строительства и не выбирают поставщиков строительных материалов. Они следят лишь за тем, чтобы франчайзи выполняли стандарты и нормы, предусмотренные договором.
17. Процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений в ресторанно-гостиничном бизнесе.
Управленческие решения в ресторанно-гостиничном бизнесе направлены на разрешение проблемной ситуации. Принятие решений - один из основных и наиболее ответственных видов деятельности менеджера, поскольку от правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность управления, а следовательно, и эффективность работы гостиницы.
Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана с различными аспектами управленческого труда. Для менеджера РГБ принятие решений - постоянная и ответственная работа.
Одним из показателей успешной деятельности менеджера является его способность принимать правильные решения. Так как менеджеры выполняют четыре функции управления, они реально имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из них, то есть планированию, организации, мотивации и контролю. Подготовка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей. Он включает в себя стадии:
1) постановку цели;
2) изучение проблемы;
3) выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемых решений;
4) рассмотрение вариантов решений;
5) выбор и окончательное формулирование решения;
6) принятие решения;
7) доведение решений до исполнителей;
8) контроль за выполнением решений.
В итоге управленческое решение представляется как результат управленческой деятельности. Управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.
Решения можно классифицировать по разным признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение. В условиях определенности менеджер более или менее уверен в результатах каждого решения. В обстановке риска (неопределенности) максимум, что может сделать менеджер, - определить вероятность успеха для каждого варианта решения.