Пути совершенствования развития коммунальной энергетики в городах
В настоящее время в России большая часть всех коммунальных услуг отпускается на основе нормативов. Исключение составляет электроэнергия, расчет за которую производится на основании показаний контрольно-измерительных приборов (счетчиков). Норматив на тепловую энергию устанавливается на основе суммарного теплоотпуска за календарный год, который делится на суммарную мощность отапливаемых помещений и 12 месяцев. При этом фактически в следующий год производится оплата по показателям предыдущего года.
Вместе с тем во всех случаях потребитель оплачивает стоимость не потребленного тепла, а отпущенного, т.е. фактически и все потери при транспортировке. Кроме того, серьезные потери возникают в результате «перетопов», когда при повышении температуры наружного воздуха поставка теплоносителя остается на уровне холодной погоды. В этих условиях единственная возможность у потребителя достичь комфортных условий – открыть окно, т.е. практически происходит отопление улицы. В целом потребитель е имеет технической возможности и экономической заинтересованности в том, чтобы регулировать свое отопление в соответствии со своими потребностями.
В условиях использования нормативного регулирования тепловой энергии производитель не имеет никакой заинтересованности в снижении потерь при транспортировке. Только при переходе на управление со стороны спроса, когда оплате подлежит только реально полученное тепло, у теплоснабжающий организаций появится стимул к мерам по снижению потерь при транспортировке. Технически это означает, что у каждого потребителя должны быть средства собственного регулирования, а тж контрольно-измерительное устройство, фиксирующее количество потребленной услуги, например счетчиком потребления газа. В случае теплоснабжения ситуация сложнее. В случае поквартирной разводки теплоносителя в здании возможна установка поквартирных счетсиков – регуляторов. Однако, СНиПы, разрешающие только такую разводку, были введены лишь с 2003 г., в то время как до этого действовали СНиПы, согласно который применялась вертикальная разводка теплоносителя, при которой квартира не имеет отдельного ввода, а поэтому поквартирные регулировка и учет затруднены. В этом случае возможно испоьзвать индивидуальный тепловой пункт (ИТП).
Наиболее эффективной мерой снижения потерь является применение при прокладке теплотрасс предизолированных труб. В этом случае стальная труба покрывается теплоизоляцией из пенополиуретана, для защиты которого от механических повреждений используют оболочку из полиэтилена. Теплотрассы из таких труб практически не подвержены воздействию коррозии за счет грунтовых вод и могут служить без замены до 50 лет.
Важнейшим фактором эффективности теплоснабжения является состояние теплоизолирующих свойств отапливаемых зданий. Из-за низких цен на энергоносители в советское время действовавшие тогда СНиПы допускали сниженные параметры термического сопротивления элементов строительных конструкций. При этом предполагалось, что необходимые температурные параметры помещений могут быть достигнуты за счет отопления. В настоящее время отопление таких зданий требует больших затрат топлива и, как следствие, финансовых средств.
Именно поэтому стандартные программы модернизации систем теплоснабжения предусматривают следующие меры по повышению эффективности всех элементов системы теплоснабжения:
-На теплоисточниках предусматриваются еры по повышению эффективности использования топлива за счет применения оборудования с высоким КПД.
-Теплотрассы заменяются на предизолированные трубы.
Разработан комплекс мер в отапливаемых здания:
- установка индивидуальных тепловых пунктов;
- увеличение теплового сопротивления строительных элементов: установка стеклопакетов, утепление стен, чердаков и подвалов;
- балансировка системы распределения тепла по зданию (при этом должны учитываться разные условия отопления внутренних и торцевых помещений).
Особое значение имеет комплекс организационных мер по повышению эффективности системы теплоснабжения в целом. К ним относятся, в частности, вывод из эксплуатации маломощных источников, особенно с низкой эффективностью, и переключение соответствующей тепловой нагрузки на более мощные источники. При этом, помимо выигрыша за счет повышения эффективности, имеет место экономия на масштабе. С этой точки зрения в одном и том же населенном пункте не имеет смысла существование нескольких маломощных теплоснабжающих предприятий, которые в силу малой мощности своих источников не в состоянии обеспечить их высокую экономичность.
В связи с этим нецелесообразным представляется попытка вертикального разделения теплоэнергетических компаний по аналогии с электроэнергетическими. В случае электроэнергетики это оправдано, так как электроэнергия может быть передана на сотни и даже тысячи километров, то обеспечивает возможность конкуренции между большим числом производителей. В случае теплоэнергетического рынка такой возможности нет, так как передача тепла возможна лишь на сравнительно небольшие расстояния (редко встречаются теплотрассы длиной более 20 км). Таким образом, принципиально подобный рынок всегда будет чисто локальным. Вертикальная дезинтеграция целесообразна, если возможно выделение полноценного конкурентного сектора.
Возможны следующие варианты изменений:
· Происходит акционирование муниципальных предприятий с распределением пакета акций между существующими муниципальными образованиями и Правительством области.
· Создание областной компании теплоснабжения по аналогии с электросетевой, которая может создавать дочерние компании в муниципальных образованиях. В том числе совместно с существующими муниципалитетами.
Аналогичные процедуры предусматриваются и для систем водоснабжения. При этом весьма вероятно создание объединенной компании тепло- и водснабжения. к повышению эффективности системы теплоснабжения в целом.