Комплексная система обращения с отходами.
Комплексность подразумевает совершенствование всех аспектов системы санитарной очистки на всех стадиях. Комплексная система предполагает, что в дополнение к традиционным способам (мусоросжиганию и захоронению) неотъемлемой частью утилизации отходов должны стать мероприятия по сокращению количества отходов, вторичная переработка отходов и компостирование. Только комбинация нескольких взаимодополняющих программ и мероприятий, а не одна технология, пусть даже самая современная может способствовать эффективному решению проблемы ТБО.
Для каждого конкретного населенного пункта необходим выбор определенной комбинации подходов, учитывающий местный опыт и местные ресурсы.
В комплексной системе санитарной очистки территории должны быть четко определены:
- взаимоотношения между участниками процесса санитарной очистки;
- права и обязанности участников;
- ответственность участников и меры поощрения и наказания за ненадлежащее исполнение обязанностей;
- методы воздействия соответствующих властных структур на участников процесса санитарной очистки.
Проблема бытовых отходов не решается выбором «правильной» технологии или даже комбинации технологий, так как кроме технологических она имеет экономические, социальные и организационные аспекты. Основными функциональными элементами предлагаемой комплексной системы санитарной очистки территории являются:
- нормативно-правовая база;
- организационная структура;
- финансово-экономическая база;
- информационно-статистическая база;
- технико-технологическая база;
- кадровая база.
Для повышения эффективности функционирования существующей системы предлагается разработка и реализация комплекса мероприятий в отношении каждого из функциональных элементов.
Применение методов интегрированных коммуникаций в системе
Обращения с отходами.
Совокупность методов интегрированных коммуникаций может быть выражена формулой Public Relations + Marketing + Promotion. В сфере обращения с отходами применение методов интегрированных коммуникаций предполагает проведение различных исследований, создание рынка услуг и материалов, продвижение определенных концепций поведения участников процесса обращения с отходами, привлечение внимания общественности и властных структур к решению проблем санитарной очистки территорий, проведение публичных акций по санитарной очистке территории с привлечением молодежи и т.д.
Результаты маркетинговых исследований в совокупности с анализом материалов периодической печати и статистических данных должны являться основой для разработки стратегии обращения с отходами определенной территории. Более того, они должны быть включены в стратегию в качестве приложений и доступны для ознакомления общественности и всех других заинтересованных сторон. Это является фактором обоснованности стратегии и служит основой для контроля процесса реализации стратегии в дальнейшем.
Стратегия, разработанная на основании анализа и обобщения информации, полученной в ходе проведения вышеперечисленных исследовании, будет отличаться достоверностью и соответствовать интересам конкретной территории.
Основными потребителями услуг по обращению с твердыми отходами являются жители территории, поэтому их мнение должно учитываться при разработке и реализации стратегии. А выясняется это мнение только в ходе проведения маркетинговых исследований, которые могут осуществляться в форме личного интервьюирования, анкетных и телефонных опросов, полевых наблюдений и т.п.
Например, в европейских странах, США и Японии принятие тех или иных решений, особенно в области экологии и санитарной очистки территории, основывается на изучении мнения всех заинтересованных сторон и выработке взаимоприемлемого варианта.
В США при загрязнении улицы, например, обязательно будет организован опрос населения, как лучше организовать среду их обитания, а потом, с учетом предложений, привлекут к их выполнению частные предприятия, создав им льготные условия. По закону об охране окружающей среды Германии жители могут обратиться на мусороперерабатывающие предприятия и получить всю информацию об их деятельности, а также обратиться с жалобой, если эти результаты их не удовлетворяют. В России пока нет рычагов влияния населения на организацию системы санитарной очистки территории, мнение потребителей услуг не учитывается при принятии решений.
Другим важным моментом является процесс согласования мнений различных участников процесса обращения отходов, так как их интересы могут иметь разную направленность.
В Германии существует система согласования интересов, так называемая медиация — своеобразное консультирование с различными слоями общества, заинтересованными в решении какой-либо проблемы, для выработки и принятия политических решений. Немецким законодательством предусмотрено, что общественные организации участвуют в составлении плана по отходам. Процесс согласования выглядит следующим образом. Сначала выявляются организации, которые могут быть заинтересованы участвовать в разработке решения по определенному вопросу. Затем выясняется, каковы их интересы, хотят ли они и готовы ли они к такому участию. Тогда образуется согласительная (медиационная) комиссия, которая работает целый год. Процесс открыт для всех, кто заинтересован в нем участвовать. Так что всем ясно, как принимается политическое решение. Например, возникла идея построить в Германии мусоросжигательную установку. После длительных дискуссий в течение года, в которых участвовали и общественные организации, было принято решение не давать ход реализации этого проекта. Политическая система построена таким образом, что народ избирает депутатов в парламент, и они должны осуществлять желания народа. Мнения организаций, участвующих в процессе согласования, не легитимны, так как они представляют свои интересы. Сенат, как административный орган, должен действовать по закону, по политической воле министра, избираемого парламентом и быть выше интересов отдельных предприятий и организаций. Таким образом, решение медиационной комиссии является только политической консультацией, которая может принять форму политического решения. Проекты предлагаются на обсуждение в том случае, если для их осуществления требуется поддержка населения, проживающего на территории, где будет осуществляться проект. Например, к обсуждению строительства мусоросжигательного предприятия привлекались организации и население, находящиеся на той территории, где планировалось строительство.
Этот опыт можно использовать в России и не только при формировании системы сбора и переработки мусора. В качестве руководителей аналогичных медиационных комиссий могут выступать представители территориальных органов управления.
Для повышения эффективности функционирования системы обращения с отходами необходимо создание здоровой конкуренции на всех стадиях: сбора, транспортировки и переработки отходов. Производители отходов должны выбирать, кому их сдать: частному предприятию или муниципальной компании, создавая между ними конкуренцию за отходы. Эта конкуренция ограничивает тарифы за сбор, транспортировку и утилизацию отходов.
Также одним из направлений маркетинговой работы в сфере обращения отходов является создание рынка продуктов вторичной переработки, поощрение их использования в производственном процессе, информационное обеспечение всех заинтересованных сторон.
Например, в Германии информацию для населения по отходам готовит и распространяет администрация и муниципальные компании, которые занимаются сбором мусора. Это входит в круг их обязанностей по закону. Например, выпускается специальная брошюра-календарь с информацией о мусоре и с указанием дат, мест, где принимается мусор.