Организационная структура системы обращения с отходами.
Преимущества и недостатки развития предпринимательства
в сфере обращения с отходами.
Сильные стороны | Слабые стороны |
1.Снижение себестоимости предоставления услуг за счет оптимизации численности персонала и уменьшения административных расходов. 2.Ограничение возможности завышения тарифов и повышение качества предоставляемых услуг за счет наличия конкуренции. 3.Ускорение процесса модернизации предприятий за счет более мобильной разработки и внедрения новых технологий. 4.Увеличение разнообразия изделий, производимых из вторичных материалов, за счет развития сферы переработки отходов. 5.Улучшение сырьевой базы территории вследствие использования вторичных материалов. 6.Повышение занятости населения путем привлечения дополнительной рабочей силы на предприятия по обращению с отходами. 7.Улучшение экологии территории вследствие совершенствования системы санитарной очистки на стадии переработки отходов. | 1. Ослабление управляемости сферы обращения с отходами. 2. Отсутствие влияния местных органов власти на направления использования прибыли предприятиями по сбору, транспортировке, переработке и захоронению отходов. |
Возможными системами привлечения частных предприятий для выполнения работ в сфере обращения с отходами являются:
1) контракт;
2) концессия;
3) франчайзинг;
4) открытое соревнование или свободная подписка.
1. Контракт. Муниципалитет заключает с частной компанией контракт на определенный срок на оказание услуг по сбору и транспортировке отходов. Контракт заключается по итогам проведения конкурса среди предложений от подрядчиков по характеристикам оказания услуг (ценовым, качественным и т.д.).
Муниципалитет собирает с потребителей плату за предоставленные услуги. Компания, с которой заключается контракт, получает оплату от муниципалитета в соответствии с оговоренными в договоре условиями по факту оказания услуг.
2. Концессия. Муниципалитет заключает с частной фирмой договор концессии на оказание услуг по переработке или сжиганию отходов, согласно которому фирме на долгосрочный период передаются полномочия по выполнению определенных действий с отходами и взиманию за это с их производителей соответствующей платы. Муниципалитет при этом должен обеспечить поступление на предприятие, заключившее договор концессии, необходимого количества отходов.
В мировой практике существуют следующие формы концессии:
1) BOO (Build Own Operate) – компания создается на основе частного капитала, постоянно находится в частной собственности, функционирует за счет средств от собственной деятельности;
2) BOOT (Build Own Operate Transfer) – компания создается на основе частного капитала, сначала находится в частной собственности, а затем передается муниципалитету, функционирует за счет средств от собственной деятельности.
Второй вариант может быть использован, когда иностранная компания продвигает на рынок свое оборудование или технологию, например, по компостированию или сжиганию отходов и т.п. В этом случае компания инвестирует средства в оснащение мусороперерабатывающего или мусоросжигательного предприятия и, затем получает прибыль от оказания услуг потребителям и продажи продуктов переработки или энергии, и, окупив вложенное оборудование с определенной нормой рентабельности, передает предприятие муниципалитету.
3. Франчайзинг. Муниципалитет заключает с частной фирмой договор франчайзинга, согласно которому фирме на ограниченный срок предоставляется монопольное право на оказание услуг по сбору и транспортировке отходов на определенной территории и взиманию за это с их производителей соответствующей платы.
Муниципалитет проводит конкурс на обслуживание определенной территории между фирмами, предоставляющими услуги по сбору и транспортировке отходов, и выбирает ту из них, которая предлагает лучшие ценовые условия при необходимом качестве оказания услуг. Фирма, победившая в конкурсе, получает право собирать с потребителей услуг плату за сбор и транспортировку отходов. Поэтому чем больше платежеспособность производителей отходов, находящихся на конкретной территории, тем выгоднее для фирмы, предоставляющей на ней услуги по договору франчайзинга, т.к. при высоком качестве обслуживания больше вероятность поступления средств за оказанные услуги. Предоставление фирме монопольного права на оказание услуг и сбор платы осложняет контроль со стороны муниципалитета за ее деятельностью. В этом случае у местных органов власти практически не остается экономических рычагов влияния на подрядчика, оказывающего потребителям услуги ненадлежащего качества.
4. Открытое соревнование или свободная подписка. Муниципалитет выдает лицензии на осуществление определенной деятельности по обращению с отходами неограниченному количеству частных фирм. Эти фирмы вступают в свободное соревнование друг с другом за право заключения договора на обслуживание с производителями отходов и получения с них платы за оказанные услуги. В этом случае отсутствует монополия и на одной территории может одновременно функционировать несколько фирм, оказывающих одинаковые услуги.
Обычно схема свободной подписки применяется для тех видов деятельности по обращению с отходами, которые не являются определяющими для санитарного состояния территории. Использование свободной подписки в отношении, например, ежедневного сбора и транспортировки отходов имеет свои недостатки, т.к. каждый производитель отходов должен заключить индивидуальный договор с подрядчиком, иначе его отходы останутся не вывезенными.