Механизм возмещения расходов на оказание услуг по обращению с отходами.
В мировой практике применяется 6 различных схем покрытия расходов на оказание услуг по обращению с отходами:
1. Все услуги финансируются из единого городского бюджета.
Достоинства: не требуется проведение расчета тарифов; не нужно вводить дополнительную специальную плату, вызывая недовольство горожан.
Недостатки: отсутствует зависимость между доходами и расходами отрасли; нет стимулов для минимизации образования отходов и их раздельного сбора; трудно добиться справедливого распределения средств бюджета между различными отраслями.
2. Плата за услуги рассчитывается и взимается совместно с налогом на собственность.
Достоинства: простота расчета; потребитель может увидеть величину платы, которая выделяется отдельной строкой в счете, выставляемом по налогу на собственность; взимается автоматически при оплате счета.
Недостатки: уровень налога на собственность, а вместе с ним и плата изменяется вне зависимости от качества услуг по обращению с отходами и фактических расходов на их оказание; отсутствуют стимулы для минимизации образования отходов и их раздельного сбора.
3. Плата за услуги рассчитывается и взимается совместно с арендной платой за квартиру.
Достоинства: простота расчета; взимается автоматически при оплате счета.
Недостатки: размер платы не зависит от фактического количества отходов, а зависит от района и категории квартиры, в которой проживает семья; отсутствуют стимулы для минимизации образования отходов и их раздельного сбора.
4. Плата за услуги рассчитывается и взимается в соответствии с фактическим количеством (весом или объемом) произведенных отходов и качеством предоставляемых услуг.
Семья (или товарищество собственников жилья в многоквартирном доме) выбирает объем индивидуального мусорного контейнера и частоту вывоза отходов, эти параметры являются определяющими при расчете платы. Применяется, например, в Швеции.
Достоинства: соответствует принципу «производитель отходов платит»; стимулирует минимизацию образования отходов и их рециклинг.
Недостатки: сложнее рассчитывать и собирать с потребителей; стремление минимизировать официально собираемые и вывозимые отходы может привести к ухудшению санитарного состояния территорий и образованию несанкционированных свалок.
5. Плата за услуги по обращению с отходами устанавливается в процентном отношении от счета за водо- или энергоснабжение и включается в счет за эти услуги. Применяется, например, в странах Латинской Америки.
Достоинства: простота расчета; взимается автоматически при оплате счета.
Недостатки: необходимость заключения договора и постоянной кооперации между компаниями, предоставляющими различные коммунальные услуги; не отражает фактических расходов по предоставлению услуг по сбору, вывозу и утилизации отходов; отсутствуют стимулы для минимизации образования отходов и их раздельного сбора.
6. Плата за услуги по обращению с отходами рассчитывается отдельно, включается в счет за коммунальные услуги, но счет должен быть оплачен полностью, за все услуги сразу. Является комбинацией схем 3 и 5 или 4 и 5. Модифицированный вариант этой схемы используется в большинстве городов России, где вместо фактического объема образования отходов применяется нормативный (в куб.м.).
Достоинства: сочетание индивидуального подхода к расчету платы за различные услуги с необходимостью оплачивать все услуги сразу.
Недостатки: необходимость заключения договора и постоянной кооперации между компаниями, предоставляющими различные коммунальные услуги; сложнее собирать с потребителей, чем в схеме 5.
В странах Европейского Союза плата за услуги по обращению с отходами складывается из трех составляющих:
1) базовая плата;
2) плата за сбор отходов;
3) плата за утилизацию отходов.
В странах Европейского Союза одним из основополагающих принципов финансово-экономического механизма системы обращения с отходами является ответственность производителей определенных видов продукции за организацию процесса ее сбора и утилизации после утраты потребительских свойств. Этот принцип действует в отношении тех видов отходов, которые составляют значительную долю в общем объеме ТБО. Для большинства стран Европейского Союза это:
1) тара и упаковка (бумажная, стеклянная, пластиковая и металлическая);
2) печатная продукция;
3) автомобильные шины;
4) автомобили;
5) бытовая техника и электроника.
Экономические инструменты имеют довольно широкую область применения в сфере управления твердыми отходами.
К экономическим инструментам, применяемым в сфере обращения с отходами, относятся:
1. Льготное налогообложение.
2. Налоговое дифференцирование.
3. Льготное кредитование.
4. Получение грантов.
5. Взимание залоговой стоимости за отдельные виды товаров, в том числе за тару и упаковку.
6. Создание рынка вторичных материалов и продуктов их переработки.
7. Продажа прав на производство отходов.
8. Штрафные санкции в отношении нарушителей установленных норм по обращение с отходами.