Влияние на прибыль изменения цен и тарифов
2. Влияние на прибыль изменения себестоимости.
3. Влияние на прибыль изменения физического объема реализованной продукции:
Влияние на прибыль структурных сдвигов
Аналогично проводится анализ прибыли от реализации продукции по сравнению с планом.
Выполнение плана прибыли в большой степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это прежде всего операционные и внереализационные доходы и расходы.
К прочим операционным доходамотносятся проценты к получению по облигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам, доходы от участия в других организациях, доходы от реализации основных средств и др. активов и т.п.
Прочие операционные расходывключают выплату процентов по облигациям, акциям, за предоставление организации в пользование денежных средств (кредитов, займов). Сюда относятся также расходы организации по содержанию законсервированных производственных мощностей и объектов, мобилизационных мощностей, расходы, связанные с аннулированием производственных заказов (договоров), прекращением производства, не давшего продукции, расходы, связанные с обслуживанием ценных бумаг (оплата консультационных и посреднических услуг, депозитарных услуг и т.п.). Кроме того, в составе прочих операционных расходов отражаются суммы причитающихся к уплате отдельных видов налогов и сборов за счет финансовых результатов в соответствии с установленным законодательством порядком.
Внереализационные доходы и расходы– это безвозмездно полученные (переданные) активы; прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; убытки от стихийных бедствий и т.д.
В процессе анализа изучаются состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. В процессе анализа изучают динамику и структуру доходов по каждому виду ценных бумаг, определяют влияние факторов на изменение их величины. Изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения. При анализе убытков от выплаты штрафов устанавливают причины невыполнения обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных нарушений.
В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций и увеличение прибыли от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.
Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и др. платежей в бюджет, поступает в его полное распоряжение. Предприятие самостоятельно определяет направления ее использования, если другое не предусмотрено Уставом предприятия.
Одна часть прибыли предназначается для расширения производства (фонд накопления), вторая часть – для материального поощрения работников предприятия (фонд потребления). Создается также резервный фонд предприятия.
Финансовое планир-е связано с опред-ем потребности в оборот капит-е, основ кап-ле, в опред-и величины дох и расх пред-я на определ промежуток времени и дин-ку расхлда и поступл средств. Годовой фин план д\н обеспечить непрерыв-ть произ-а и платежеспос-ть на люб момент времени.
Фие план состоит из таких разделов как:
1 баланс дох и расх пред-я. Произ-ся увязка каждого вида вложения или фонда пред-я с источ его финанс-я
2 плановое движ-е ден средств (план ден потоков)
3 кредитный план
4 кассовый план
5 платёж календарь
Кассовый план – план оборота наличных денег. Он отраж план поступ-я и план выдачи налич денег ч/з кассу (командир расх-ы, з/п и хоз расчёты)
Платёжный календарь-план рацион-й орг-ии оператив фин деят-ти пред-я, в нем конкретно расписано дох и расх к конкрет дням.
Планированиее издержек производства услуг в ЖКХ. Анализ
себестоимости продукции (работ, услуг) коммунальных предприятий.
С экономич точки зрения издержки представ собой стоимость всех видов затрач мат-ов (рес-ов) и выполняемых услуг.
Важным планово-эконом показ-м, обобщ-им издержки пред-я на произ-во и реал-ю прод-ии, выполн работ или услуг, явл себест-сть прод-ии, котор представ собой суммар стоимостную оц-ку ресурсов (природ, производ-х. трудов, финанс…), использ в процессе изготовл и сбыта тов-в.
В общем виде плановая с/ст-сть складыв из:
- зат-ты на мат-лы; – Опл.Труда (ОТ); – соц страх-е; – аморт; – прочее
Спл=Зм+Зот+Зсн+А+Пр
В состав себ/сти услуг ЖКХ, сгруппиров-х по местам возник зат-т входит:
1. мат-лы
2. топливо
3. зат-ты на э/э на технолог нужды
4. затраты на ОТ основ производ рабочих
5 на соц нужды
6 Амортизация
7 Отчисл в ремонт фонд (резерв на ремонт работы в плановом периоде) Ремонт и ТО. По этой статье произв-ся расчёт в случае отсут ремонт фонда. Здесь отраж расходы на все виды ТО и ТР и отдельной строкой на КР. Содерж и обслуж внутридомовых сетей. Эта статья имеет у пред-ий водо, тепло, э/снабж, а величина зат-т опред-ся при заключ договора с орг-ей эксплуатир-й жф. Провед авар-восстановит работ. Планир на пред-ях водо, тепло. э/снаб
Размер зат-т опред на основании отчёт данных об авар прошлых лет и корректир на величину роста стоимости зат-т на мат-лы для ликвид аварии
8 Почие прямые расходы:
- оплата услуг заказчика
- зат-ты материал носителя на собств нужды
-потери от брака (водомер утечки)
-отчисл в страх фонды
Расходы на управ-е. Цеховые расх-ы планир путём сост-я сметы зат-т, включ ОТ управ персонала цеха, отчисл на соц нужды по ОТ, аморт цех обор-я, на охр труда и прочие цех расх-ы или как % по отнош к прямым
Общие эксплуатац расходы:
Расх на управл пред-ем, Общехозяйств расходы, Сборы и отчисл., Путём состав сметы или как % по отнош к сумме прямых затрат
Внеэксплуат расходы:
- на рекламу.
Планир-е снижения себ\сти осущ либо путём увелич объёма выпуск прод-ии (если возможно) или путём снижения отдел составляющих себ\сти за счёт внедрения меропр-ий по сниж непроизв-х расходов рес-ов и носителей услуг
Себестоимость продукции (услуг) – важнейший качественный показатель работы предприятия и один из главных факторов повышения эффективности производства.
Анализ себестоимости продукции (услуг) позволяет выяснить тенденции и определить влияние факторов на ее изменение, найти резервы снижения себестоимости.
Источниками информации при анализе себестоимости являются: "Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)", плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции (услуг), данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.
При анализе себестоимости решаются следующие задачи:
1. Проверяется выполнение плана по затратам на производство и реализацию продукции (услуг) и по отдельным структурным подразделениям предприятия. Определяются отклонения от плана и их причины;
2. Изучается уровень трудовых, материальных затрат и накладных расходов. Достигнутый уровень сравнивается с нормами, если они есть, с предыдущими периодами и с аналогичными показателями других предприятий отрасли;
3. Выявляются неиспользованные резервы производства;
4. Разрабатываются конкретные мероприятия по дальнейшему снижению себестоимости продукции (услуг).
Планирование, учет и анализ себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.
Элементы затрат:материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и т.д.), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции (услуг), отчисления во внебюджетные фонды и др.). Для коммунальных предприятий характерно отсутствие статьи “основные материалы” и значительный удельный вес статей заработная плата (больше 50%) и амортизационные отчисления.
Анализ себестоимости по элементам затрат позволяет изучить фондоемкость, энергоемкость, трудоемкость, материалоемкость продукции (услуг).
Основные статьи калькуляции: сырье и материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная зарплата производственных рабочих, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, потери от брака и др.
Анализ по статьям калькуляции позволяет сравнить себестоимость отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, выявить резервы сокращения затрат.
Большое значение имеет деление затрат на постоянные и переменныев зависимости от объема деятельности предприятия. На коммунальных предприятиях в связи с отсутствием основных материалов переменные затраты, т.е. затраты, зависящие от объема продукции, ниже, чем в других отраслях. К условно-переменным затратам коммунальных предприятий относятся материальные затраты (расход воды, топлива, электроэнергии и др. вспомогательных материалов). К условно-постоянным затратамотносятся обычно амортизация, накладные расходы, а для коммунальных предприятий и заработная плата, т.к. труд большинства работников коммунальных предприятий оплачивается по повременной системе.
Для эффективного управления процессом формирования себестоимости продукции (услуг) очень важно правильно определить сумму постоянных и переменных затрат.
Анализ себестоимости продукции (услуг) проводится в четыре стадии:
1) общая предварительная оценка выполнения плана;
2) определение влияния калькуляционных статей или элементов себестоимости на обобщающий показатель – полную себестоимость продукции (услуг);
3) определение причин, вызвавших отклонение статей или элементов себестоимости, и расчет степени их влияния. Это постатейный факторный анализ;
4) обобщение результатов анализа, т.е. выделение главных действующих причин и разработка мероприятий по снижению себестоимости продукции (услуг).
Анализ заканчивается выводами по какой причине и на какую величину изменились уровень затрат на рубль продукции (услуг) и сумма прибыли.
Анализ себестоимости продукции (услуг) коммунальных предприятий должен заканчиваться разработкой конкретных предложений по устранению выявленных недостатков и снижению себестоимости.
Основным источником снижения себестоимости является увеличение объема продукции. Резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. Снижение себестоимости происходит в связи с тем, что сумма постоянных расходов, как правило, не изменяется при изменении объема продукции (услуг). Но увеличение объема не должно происходить за счет ухудшения качества продукции коммунальных предприятий.
На самом деле существуют два направления снижения себестоимости продукции коммунальных предприятий, не связанные с ухудшением качества:
1) снижение затрат по статьям за счет рационального расходования материалов (должны применяться научно обоснованные нормы расхода), за счет повышения производительности труда, внедрения новой более прогрессивной техники и технологии производства, улучшения организации труда и др. Осуществление инновационных мероприятий будет способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и т.д.;
2) улучшение использования мощностей за счет улучшения режима работы оборудования (сглаживание графиков потребления услуг), за счет снижения потерь в сетях и улучшения всей инженерной системы передачи продукции (применения новейших методов и способов передачи продукции), а также за счет сокращения сроков ремонта, увеличения межремонтных периодов работы оборудования и т.п.
Расчеты возможного снижения себестоимости проводятся по каждому виду продукции и по каждому организационно-техническому мероприятию.
12.Содержание и порядок разработки бизнес-планов в ГХ
Бизнес план – документ, в котором представлена программа предпринимательской деят-ти, обоснование ё необходимости и выгодности.
Цель разработки БП – спланировать хоз деят-сть пред-я на ближайший и отдалённый периоды в соотв-и с потребностями рынка и возможности получения необх ресурсов
Разделы плана:
1. титульный лист (наимен. док-та, название проекта, профиль предприятия, секретность, фамилии, реквизиты предприятия, время и место разработки плана)
2. резюме (краткое изложение дела, общ. свед-я о фирме, план действий, ист-ки финансир.)
3. описание предприятия и отрасли (текущее сост., орг-ная структура, учредит., персонал, место на рынке, клиенты, партнеры)
4. описание прод. или услуги (наимен., основные характеристики, лицензирование, правила эксплуатации, условия поставки, упаковка)
5. план маркетинга (обоснов потребности, конкур-сти, объём продаж, цена за ед)
6. произв-й план (м/положение и инфраструктура предпр-ия, технология, качество, сертификация, оборудование, комплектующие, мат-лы)
7. организ план (кадровое, правовое обеспечение, гос. поддержка, льготы)
8. финанс план, показ-ли эффект-ти проекта
9. анализ рисков (расходы на персонал, прям. расходы на производство, пост. расх. на производство, с/стоимость, смета затрат, прогнозный баланс)
10. анализ рисков (форс-мажорные обстоятельства, риски предприятия, гарантии инвесторам, партнерам)
11. приложения
При разработке любого планов. док-а необх учитывать все объективные связи пред-ия по вертикали (начиная от международ) и внутри пред-я от руков-а до отдельного раб места и по горизонтали
13. Анализ состояния и использования основных фондов (средств)