Действующий экономический механизм в ГХ
Действующий экономический механизм в ГХ
И необходимость его реформирования.
Хозяйственный механизм определяет характер взаимоотношений между элементами системы. Экономический механизм – часть хозяйственного механизма, который определяет характер экономических взаимоотношений между органами власти, производителями и потребителями услуг в ГХ.
1. Виды хозяйственного механизма:
- централизованный
- административный (распоряжения, приказы «сверху»)
- индикативный (основан на экономических интересах, не является приказным, при этом особое значение придается экономическим и правовым рычагам управления)
- нецентрализованный (рыночный, где используется механизм саморегуляции)
2. Характерные черты хозяйственного механизма в ГХ.
Черты | Советское время | Административно-ведомственный | Индикативный механизм |
Собственность | Государственная | Муниципальная, частная, гос. осталось мало | Муниципальная, частная |
Получение жилья | Распределялось | Вторичный и первичный рынок жилья, бесплатное гос. распределение удалено | Развитый жилищный рынок |
Рычаги регулирования | Административные (приказы, распоряжения) | Преобладают административные | Экономические и правовые |
Тарифы на ЖК Услуги | Низкие, при этом не обладали эк. содержанием | Тенденция к росту, качест- во услуг не повышается | Высокие, полное возмещение затрат производителя |
Монополизм | Государственный (единый собственник) | Стал ведомственным | Сохранился только в естеств. Монополии (водоснаб, канализ,тепло) |
Самостоятельность производителей | Нет | Очень ограничена | Где нет естеств. монополий |
Контроль | Государственно-партийный | Ведомственный | Государственный, муниципальный, со стороны потребителей |
Права потребителей | Право жаловаться | Право критики | Право выбора, право воздействия на производителя |
Система соц. защиты | Низкие тарифы, льготы | Соц. поддержка соц. незащищенных слоев, обесп. соц. гарантии | |
Эффективность механизма | Низкая | Низкая (отсутствие выбора потребителей, нет возможности потребит. воздействать на произв-ля) | Высокая |
Существующий административно-ведомственный механизм хозяйствования препятствует развитию ГХ и нуждается в высоком реформировании – переход к индикативному (учёт интересов и стимулов экономики)
Этапы реформирования:
1991: общие направления реформы
2001: программа "Жилище"
2005: принятие жилищного кодекса – базовый документ, определяет основы, но не до конца реализован в нормативном плане: структура жилья, управляющие компании, права и обязанности участников процесса.
Ресурсы развития ГХ и повышение эффективности
Экономические основы реструктуризации и развития
Инженерно-энергетического комплекса города.
ИЭК является основой инженер инфрастр-ры (совок-ть сооруж, зд-й, сис-м и служб, необх для ж/д города и обеспеч потреб населения) и включ в себя:
- Инженерно-энергет-ие объекты (водоснабжение, канализация, энергетика, уличное освещение)
- Дорожно-трансп-ые сооруж.
- Сист-ы инф-ции, связи, складское хозяйство, объекты выполн. обеспеч-щие функции
Действ сис-мы ИЭК во многих городах выполн свои ф-ии с большим напряж сил и возмож. Причины сложив сит-ии целесообраз выделить в две группы:
1. Технико-технологич отсталость Носит объектив хар-р, отражая низ уровень развития данного комплекса
2. Монопольно-ведомств мех-м. Имеет субъектив основу и треб безотлагат разрешения.
Основные цели и меропр-я по реструктур и развитию ИЭК:
Цели:
- удовлетворение потребностей населения и других потребителей в продукции, услугах комплекса (вода – продукция, условия ее подачи – услуга)
- обеспечение устойчивой, безаварийной работы комплекса
- доведение качеств параметров продукции до требований стандартов и нормативов (тепло потребляемое в год 1 м2 жил. фонда – в СПб в 3,5 раза выше, чем в европейских странах)
Меропроприятия
1. Соверш-е сис-мы управ-я в данном комплексе
- переход от ГУП, МУП к др.формам. УП—АО, при этом контр пакет акций д/н остаться в руках города (на 1 этапе 100%)
- чёткое раздел ф-ий подрядчика и заказчика
- провед тендеров на все основ виды работ (стр-во, рекон-ю)
- усиление ф-ий контроля за деят-ю путём лиценз-я и провед аудита
- обеспеч прозрач-ти отчётно-фин инф-ии о деят-ти этих пред-ий
2. созд-е конкурент среды
- выдел из сос-ва естеств монополий отд-х стр-р. Котор м/т работать и функц-ть на конкур основе (рем-строит орг-и, транспорт, проектные..)
- созд благоприят-х усл-ий д_ривлеч частного бизнеса д/работы в этом комплексе
3. тарифная политика; – вырав тарифов м/у различ группами потреб-й , – введ дифференц-х тарифов, – введ экономич обоснов тарифов
4. инвестиц пол-ка: – разраб проектов по модер-и, рекон-ии, ресурсосбереж, -привлеч частных инвесиций
5. ресурсосбереж-е:- экон мех-м стимулир-я энергосбереж-я -увелич эффект-ти служб по энергоаудиту,
6. соверш-е мех-ма регулир-я дан комплекса, – перед обор-я в лизинг, – сис-ма гос и город кредит-я, – Ведение раздел уяёта зат-т на транспорт-у и произ-во энергорес-в и воды , – развитие нов форм и видов договор отношений (концессия, энергосервис компания)
Схема взаимоотношений участников стратегии реструктуризации ИЭК города.
Администрация (РЭК,Инвестор, МФ по РП) – выделение дотаций, установление гарантий инвесторам, принятие концепций, программ, подготовка законов
Региональная энергетическая комиссия (МФ по РП) – проведение тарифной политики
Менеджерская фирма по реализации проекта (Инвестор, поставщики оборудования, ТЭК) – разработка и реализация менеджерского проекта, координация работы всех участников, регулирование финансовых потоков
Инвестор (МФ по РП) – организация, финансирующая разработку и реализацию проекта
Проектная организация (ТЭК) – осуществляет разработку технического проекта
ТЭК (Потребители, поставщики топлива, Поставщики оборудования)
И результаты реформы ЖКХ.
Реформа – существенные преобразования в социально-экономической сфере, которые затрагивают отношения собственности, хозяйственный механизм, систему управления, имущественные права и др. элементы функционирования общества.
Классификация реформ:
По характеру реформирования: По степени охвата:
- эволюционные – глобальные (общие)
- революционные – частные
По уровню реформирования: По сфере реформирования:
- федеральные – реформа налоговой системы
- региональные – банковской системы
- местные – пенсионная реформа
– реформа ЖКХ
Жилищно-коммунальная реформа.
Цели: повышение качества ЖКХ.
Основная задача – уход от командно-административной системы.
Причины необходимости реформы:
- необходимость проведения реформы определяется крайне плохим состоянием ЖК услуг
- административно-ведомственный механизм хозяйствования
Условия проведения реформы. ЖК реформа была официально объявлена в 1997 г., когда была принята ее концепция. Нормативная основа была заложена в законе «Основы жилищной политики».
Принципы реформы: целенаправленность, системность, комплексность (учет факторов внешней и внутренней среды), реальность, социальность.
Задачи: повышение эффективности; ограничение бюджетной нагрузки на сферу ЖКХ; приведение тарифов с издержками.
Направления реформы:
- Повышение эффективности системы управления ЖК комплексом. (разделение функций заказчика подрядчика (прим жилкомсервис управл/обслуж. организация; отсутствие платы за управление)
- Формирование конкурентной среды, где она возможна. (равные права частных и гос компаний (арендная плата, техническое оснащение)
- Ресурсо-сбережение. (счётчики воды; в квартирах не возможен учёт тепла в связи с технологией; сокращение потерь)
- Повышение эффективности финансовой политики. (тарифы и упорядоченность финансовых потоков: сокращение кол-ва звеньев в потоке)
- Повышение эффективности социальной политики в сфере ЖКХ. (повышение роли адресности, отмена профессиональных льгот)
В 2001 г. принята решением правительства подпрограмма в рамках программы «Жилище» – «Модернизация и реформирование ЖК комплекса» (17 ноября 2001 г. № 797). Отличие данного документа от концепций реформы 1997 г. – разработан экономический механизм реализации реформы.
2005: принятие жилищного кодекса – базовый документ, определяет основы, но не до конца реализован в нормативном плане: структура жилья, управляющие компании, права и обязанности участников процесса.
5. Содержание стратегического планирования в городах.
Система планового регулирования развития города
Для эффектив управ-я развитием территории нужна разработка стратегии.Задача этой стратегии состоит в определении целей и приоритетов данной территории. Подходы:
Суть страт планир-я развития террит-и:
- опред-е важных целей, задач, приоритетоа и направ развития
- обоснов страт меропр-й
- формир-е мех-ма реализации принимаемых плановых решений
- обоснование основопологающих док-ов (концепция и комплекс прогр-ма.
Концепция соц-экон развития включает в себя стратегию и предусматривает осуществление страт выбора города. Кроме того концепция должна включать в себя этап анализа стартовых условий и мех-м реал-ии страт направлений.
Комплексная программа – определяет важнейшие меропр-я, направл на достижение поставленных целей и реш-е сформулиров-х задач (конкретизирует цели, задачи, приоритет города, важнейшие направления; обеспечивающие подсистемы: правовое, фин-экон, организ-методич, кадровое).
Формир-е сис-мы планового регулирования развития города предусм-т разработка комплекса плановых и проектных док-ов, а также провед предплан исслед-й и разработок.
Необходимым Эл-ом территор-го планир-я явл глубокие предплановые обоснования, без наличия котор содер-е плановых док-ов будет поверхностным, не соотв целям и задачам планового регулир-я развития города. Основ видами предплан обоснований служат:
- исслед по выявл территор-х проблем и обоснов приоритетов развития города
- исслед и оценки потенциала террит-и
- прогнозы развития террит-и и возможностей использ территор-го потен-а.
Также в качестве предплан мат-ов м.б использованы уже имеющ разработки:градостроит док-ты, соц-экон прогр-мы, инвест проекты, науч-метод работы…
Стартовый соц-экон потенциал терр-ии м.б представлен в кач-ве 3 основ блоков:
1 блок базовых ресурсных потен-в территории (природ-ресурс потен-л, экон-географ и демограф)
2 блок обеспечивающих потен-в соц-экон развития города (трудовой, производств, науч-инновац, соц-инфраструкт, инвест…)
3 блок готовности города к соц-экон преобраз-м (соц-психолог, норматив-правовой, науч-методич готовности)
Важное значение в сис-ме планового регулир-я развития города имеет координация принимаемых плановых и проектных решений.Для этого целесообразна помимо страт плановых док-в, разработка текущ координац плана, задачей котор служит увязка прогр-х, финан-х и проектных решений в годовом разрезе.
6. Роль стратегических планов в развитии городов и территорий.
Особенности разработки и реализации стратегического плана города
(на примере города N).
Содерж-ие системы планового регулир-ия во многом зависит от особенностей объекта планир-ния. В крупн. городах ее состав может видоизменяться при условии сохран. параметров системы: целевая ориент-ия, выбор приоритетов, набор первоочередных и стратегических мероприятий, механизм реал-ции. В крупнейших городах, имеющих уникальный исторический и архитектурный характер, эти особенности могут привести к изменениям в составе и содержании ряда плановых документов.
СПб явился первым городом в стране, котор разработал уникал плановый док-т-страт план. Основ отличие от аналогич западн. док-ов состоит в необх-ти учёта особ-й переходного периода рос эк-ки, включ незаверш-ть рыноч рефор-я, необх-ть созд-я благоприят хозяйств-й среды+ доступность страт. плана для насел. Для разраб страт плана в Спб был проведён А конкурент-х возможностей города.
Можно сделать вывод, что основ преимущ-ми явл след: выс проф образоват уровень значит части насел-я; благоприят географ полож-е; м\народ извест-сть; архитектур облик; интенсив культур жизнь.
Недостатки: демография, экология, инфрастр-ра, дифференц насел-я. На основ провед А был разработан страт план города. Основ задачей явилось опред-е роли города в стране и мире.
Особ-ти разраб страт плана
1 нацел-сть на увелич конкурентоспос за привлеч инв-ий
2 страт план направ на выявл основ направл развития города
3 орг формой страт плана явился договор обществ согласия м/ основ силами городами (орг власти-бизнес-жители)
4 были сформулир спец органы страт планир-я
Органы стратегического планирования:
Генеральный совет вкл. представителей всех основных сил города. Функция – рассмотрение и утверждение страт. плана и основных направлений деятель-и.
Экспертный совет предварительно А.-ет проектные предложения и дает реком-ции по их совершенств-ию и реал-ции.
Проектное бюро совместно с тематическими комиссиями разраб-вает основные направлен. и мероприятия развит города. Эти предложения представл-ся административным структурам, представительным органам власти и общественным организациям.
Цель страт плана: стабил улучш кач-ва жизни насел-я СПб. Она разбита на 2 подцели: увелич уровня дохода и занят-ти насел-я за счёт экон роста; улучш общих условий жизни
Приоритеты: укрупн города в кач-ве торг и трансп центра; развитие наукоёмкой пром-ти, туризма, торгвли, науки и соц сферы.
На основ целей и приоритетов базов напр-я: формир-е благоприят хоз климата; интегр в миров эк-ку; улучш гор среды; формир благоприят соц климата. По кажд из эт направ были конкретиз задачи и обоснов меропр-я.
На основ принятого страт плана н/о было принять план действий админ-и по его реал-и. Реал страт плана несистемная. Реал эт плана затруд отсут-е количеств целевых показ-й и чётких сроков выпол-я меропр-ий. Кр.т данный док-т не проходил корректировку. Несмотря на недост-и план явился примером
Оценка ситуации.
-наличие жилищной проблемы в большинстве городов страны (характерен монополизм, административный механизм хозяйствования, недофинансирование, тарифы, низк качество работ)
-в ряде КГ тенденция постеп роста жф
-происходит улучш жил условий для части населения: приближается к 20 м2/чел.
Приоритеты:
Создание правовых, экон, соц условий для решения жил проблем всем слоям населения.
Гл. цель – обеспечение потребности населения в жилье по кол-ву, кач-ву и уровню содер-я.
Основные принципы
- принцип выбора формы решения проблем;
- выбор по форме собственности и использования (найм, частное владение, коллективное);
- принцип платности (приобретение и содержание жилья);
- принцип общей системности и комплексности;
- принцип социальности;
- обеспечение конкурентности производителей.
Основные направления.
- привлеч рес-ов (централизов, нецентрализов) на реал-ю жил прогр-м, проектов и привлеч средств из всех источ-в (бюджет, внебюджетные фонды)
- повышение доступ-ти жилья: расшир рынка жлья, безопасность сделок, система долгосроч. кредитов.
- соверш-е сис-мы соц гарантий (адресная помощь в виде субсидий)
- ведение практики жилищных стандартов (касаются технического содержания, градостроительства, экологии)
- повышение качества эксплуатации жилого фонда.
Мероприятия.
- Повышение уровня жилищной обеспеченности населения (формирование фонда муниципального жилищного строительства) Поддержка и развитие ипотечного кредитования (по проекту Дост. жильё за 2006-2007 году увелич кол-ва нового жилья на 1/3 по России).
- Улучшение технического содержания жилищного фонда (создание фонда кап. ремонта жилья за счет разных источников; разработка программы кап. текущего ремонта жилищного фонда, главная задача – переход от аварийно-восстановительного к профилактическому).
2005 – нов. редакция программы "Жилище" (прин. 2001) + принят проект "Достуное жильё": рассчитан на 6 лет до 2010 года
4 задачи:
-развитие ипотеки: сниж. ипотечных ставок до 8%, развитие рынка ипот-ых цен. бумаг
- повышение доступности жилья для отд. категорий (бюджетники, мол. семьи)
- рост объёма жилищного строит-ва путём создания участков под строит-во
- обязательства перед льготникам (предоставление жилья чернобольцам)
Условия выполнений данного национального проекта:
- экон. стабильность в стране
- сбалансирован. рынка жилья
- принятие дополнит. ряда нормативно-правовых документов
- финансирование бюджетом данной программы в полном объёме
Планированиее издержек производства услуг в ЖКХ. Анализ
себестоимости продукции (работ, услуг) коммунальных предприятий.
С экономич точки зрения издержки представ собой стоимость всех видов затрач мат-ов (рес-ов) и выполняемых услуг.
Важным планово-эконом показ-м, обобщ-им издержки пред-я на произ-во и реал-ю прод-ии, выполн работ или услуг, явл себест-сть прод-ии, котор представ собой суммар стоимостную оц-ку ресурсов (природ, производ-х. трудов, финанс…), использ в процессе изготовл и сбыта тов-в.
В общем виде плановая с/ст-сть складыв из:
- зат-ты на мат-лы; – Опл.Труда (ОТ); – соц страх-е; – аморт; – прочее
Спл=Зм+Зот+Зсн+А+Пр
В состав себ/сти услуг ЖКХ, сгруппиров-х по местам возник зат-т входит:
1. мат-лы
2. топливо
3. зат-ты на э/э на технолог нужды
4. затраты на ОТ основ производ рабочих
5 на соц нужды
6 Амортизация
7 Отчисл в ремонт фонд (резерв на ремонт работы в плановом периоде) Ремонт и ТО. По этой статье произв-ся расчёт в случае отсут ремонт фонда. Здесь отраж расходы на все виды ТО и ТР и отдельной строкой на КР. Содерж и обслуж внутридомовых сетей. Эта статья имеет у пред-ий водо, тепло, э/снабж, а величина зат-т опред-ся при заключ договора с орг-ей эксплуатир-й жф. Провед авар-восстановит работ. Планир на пред-ях водо, тепло. э/снаб
Размер зат-т опред на основании отчёт данных об авар прошлых лет и корректир на величину роста стоимости зат-т на мат-лы для ликвид аварии
8 Почие прямые расходы:
- оплата услуг заказчика
- зат-ты материал носителя на собств нужды
-потери от брака (водомер утечки)
-отчисл в страх фонды
Расходы на управ-е. Цеховые расх-ы планир путём сост-я сметы зат-т, включ ОТ управ персонала цеха, отчисл на соц нужды по ОТ, аморт цех обор-я, на охр труда и прочие цех расх-ы или как % по отнош к прямым
Общие эксплуатац расходы:
Расх на управл пред-ем, Общехозяйств расходы, Сборы и отчисл., Путём состав сметы или как % по отнош к сумме прямых затрат
Внеэксплуат расходы:
- на рекламу.
Планир-е снижения себ\сти осущ либо путём увелич объёма выпуск прод-ии (если возможно) или путём снижения отдел составляющих себ\сти за счёт внедрения меропр-ий по сниж непроизв-х расходов рес-ов и носителей услуг
Себестоимость продукции (услуг) – важнейший качественный показатель работы предприятия и один из главных факторов повышения эффективности производства.
Анализ себестоимости продукции (услуг) позволяет выяснить тенденции и определить влияние факторов на ее изменение, найти резервы снижения себестоимости.
Источниками информации при анализе себестоимости являются: "Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)", плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции (услуг), данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.
При анализе себестоимости решаются следующие задачи:
1. Проверяется выполнение плана по затратам на производство и реализацию продукции (услуг) и по отдельным структурным подразделениям предприятия. Определяются отклонения от плана и их причины;
2. Изучается уровень трудовых, материальных затрат и накладных расходов. Достигнутый уровень сравнивается с нормами, если они есть, с предыдущими периодами и с аналогичными показателями других предприятий отрасли;
3. Выявляются неиспользованные резервы производства;
4. Разрабатываются конкретные мероприятия по дальнейшему снижению себестоимости продукции (услуг).
Планирование, учет и анализ себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.
Элементы затрат:материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и т.д.), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции (услуг), отчисления во внебюджетные фонды и др.). Для коммунальных предприятий характерно отсутствие статьи “основные материалы” и значительный удельный вес статей заработная плата (больше 50%) и амортизационные отчисления.
Анализ себестоимости по элементам затрат позволяет изучить фондоемкость, энергоемкость, трудоемкость, материалоемкость продукции (услуг).
Основные статьи калькуляции: сырье и материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная зарплата производственных рабочих, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, потери от брака и др.
Анализ по статьям калькуляции позволяет сравнить себестоимость отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, выявить резервы сокращения затрат.
Большое значение имеет деление затрат на постоянные и переменныев зависимости от объема деятельности предприятия. На коммунальных предприятиях в связи с отсутствием основных материалов переменные затраты, т.е. затраты, зависящие от объема продукции, ниже, чем в других отраслях. К условно-переменным затратам коммунальных предприятий относятся материальные затраты (расход воды, топлива, электроэнергии и др. вспомогательных материалов). К условно-постоянным затратамотносятся обычно амортизация, накладные расходы, а для коммунальных предприятий и заработная плата, т.к. труд большинства работников коммунальных предприятий оплачивается по повременной системе.
Для эффективного управления процессом формирования себестоимости продукции (услуг) очень важно правильно определить сумму постоянных и переменных затрат.
Анализ себестоимости продукции (услуг) проводится в четыре стадии:
1) общая предварительная оценка выполнения плана;
2) определение влияния калькуляционных статей или элементов себестоимости на обобщающий показатель – полную себестоимость продукции (услуг);
3) определение причин, вызвавших отклонение статей или элементов себестоимости, и расчет степени их влияния. Это постатейный факторный анализ;
4) обобщение результатов анализа, т.е. выделение главных действующих причин и разработка мероприятий по снижению себестоимости продукции (услуг).
Анализ заканчивается выводами по какой причине и на какую величину изменились уровень затрат на рубль продукции (услуг) и сумма прибыли.
Анализ себестоимости продукции (услуг) коммунальных предприятий должен заканчиваться разработкой конкретных предложений по устранению выявленных недостатков и снижению себестоимости.
Основным источником снижения себестоимости является увеличение объема продукции. Резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. Снижение себестоимости происходит в связи с тем, что сумма постоянных расходов, как правило, не изменяется при изменении объема продукции (услуг). Но увеличение объема не должно происходить за счет ухудшения качества продукции коммунальных предприятий.
На самом деле существуют два направления снижения себестоимости продукции коммунальных предприятий, не связанные с ухудшением качества:
1) снижение затрат по статьям за счет рационального расходования материалов (должны применяться научно обоснованные нормы расхода), за счет повышения производительности труда, внедрения новой более прогрессивной техники и технологии производства, улучшения организации труда и др. Осуществление инновационных мероприятий будет способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и т.д.;
2) улучшение использования мощностей за счет улучшения режима работы оборудования (сглаживание графиков потребления услуг), за счет снижения потерь в сетях и улучшения всей инженерной системы передачи продукции (применения новейших методов и способов передачи продукции), а также за счет сокращения сроков ремонта, увеличения межремонтных периодов работы оборудования и т.п.
Расчеты возможного снижения себестоимости проводятся по каждому виду продукции и по каждому организационно-техническому мероприятию.
12.Содержание и порядок разработки бизнес-планов в ГХ
Бизнес план – документ, в котором представлена программа предпринимательской деят-ти, обоснование ё необходимости и выгодности.
Цель разработки БП – спланировать хоз деят-сть пред-я на ближайший и отдалённый периоды в соотв-и с потребностями рынка и возможности получения необх ресурсов
Разделы плана:
1. титульный лист (наимен. док-та, название проекта, профиль предприятия, секретность, фамилии, реквизиты предприятия, время и место разработки плана)
2. резюме (краткое изложение дела, общ. свед-я о фирме, план действий, ист-ки финансир.)
3. описание предприятия и отрасли (текущее сост., орг-ная структура, учредит., персонал, место на рынке, клиенты, партнеры)
4. описание прод. или услуги (наимен., основные характеристики, лицензирование, правила эксплуатации, условия поставки, упаковка)
5. план маркетинга (обоснов потребности, конкур-сти, объём продаж, цена за ед)
6. произв-й план (м/положение и инфраструктура предпр-ия, технология, качество, сертификация, оборудование, комплектующие, мат-лы)
7. организ план (кадровое, правовое обеспечение, гос. поддержка, льготы)
8. финанс план, показ-ли эффект-ти проекта
9. анализ рисков (расходы на персонал, прям. расходы на производство, пост. расх. на производство, с/стоимость, смета затрат, прогнозный баланс)
10. анализ рисков (форс-мажорные обстоятельства, риски предприятия, гарантии инвесторам, партнерам)
11. приложения
При разработке любого планов. док-а необх учитывать все объективные связи пред-ия по вертикали (начиная от международ) и внутри пред-я от руков-а до отдельного раб места и по горизонтали
13. Анализ состояния и использования основных фондов (средств)
В современных условиях.
Градостроительная документация включает в себя: территориальные схемы градостроительного планирования, генеральные планы городских и сельских поселений, проекты черты городских и сельских поселений. Градостроительная документация разрабатывается в следующих формах: проекты планировки частей территорий городских и сельских поселений, проекты застройки кварталов, микрорайонов и др. планировочных элементов.
Сначала планируется развитие территорий с учетом природных, экономических и социальных факторов, а затем на его основе разрабатывается порядок застройки. Стадийность принятия градостроительных решений и главное – четкая дифференциация по правовому статусу – рабочие и директивные планы и проекты. Самоорганизация – управляемость. Инерционность – динамичность. 3 уровня: город в целом, крупные части города, районы. Градостроительное проектирование имеет ряд отличительных принципов: многоуровневая структура, стадийность, вариантный характер. Прогноз – концепция развития, генплан, комплексные схемы развития инфраструктуры городских подсистем, планы крупных районов города.
В 2004 году принят новый градостроит. кодекс, который изменил состав локументации, но не структуру. внимание уделяется локальному и региональному развитию: ген. план, план развит. микрорайонов.
СПб явился первым городом в стране, котор разработал уникал плановый док-т-страт план. Основ отличие от аналогич западн. док-ов состоит в необх-ти учёта особ-й переходного периода рос эк-ки, включ незаверш-ть рыноч рефор-я, необх-ть созд-я благоприят хозяйств-й среды + доступность страт. плана для насел. Для разраб страт плана в Спб был проведён А конкурент-х возможностей города.
Большую актуальность впосл. вр. приобрели правила землепольз. и застройки – правовой акт, регламентирующий нормы застройки, определяет рамки для застройщика. Прав. землепльз. и застр. установлены приложением Жилищного кодекса 2004 года. К 2010 году все гоподо должны иметь Прав. землепльз. и застр. Для СПб должны быть разработ к июню 2005 года.
Планировочное районирование.
Выражается во взаимном расположении основных функциональных зон города и системы связей между ними. Планировочная структура во многом определяется транспортной структурой города. Типы транспортной системы:
Радиально-кольцевая структура: легкая доступн. центра города и возможн. формир-ия четкого городского ядра, компактная форма города
Звездообразная структура: в больших городах – перегрузка центра города, затруднение связи между периф-ыми застройками.
Шахматная структура: предполагает равномерное освоение территории и распредел. транспортных потоков. Новые города планир. по шахматному виду; нет четко выраженного центра города.
Линейная (ленточная)
Свободная структура: схема, которая не попадает ни под радиально-кольцевой, ни под шахматную структуру, называется свободной.
Для крупных городов характерно сочетание нескольких видов планировочных схем. Зависимость от природных усл.
Основные принципы планировочной организации:
Гибкость планировочной структуры, обеспечивающая развитие города
Дифференциация транспортных магистралей по их назначению
Формирование центров обслуживание на перифериях города
Создание экологической структуры инфраструктуры
Учет композиционных условий по плану города
В составе селитебной зоны города существует определенный набор планировочных элементов города. Любой город имеет: 1) общегородской центр; 2) жилые районы; 3) микрорайон (квартал); 4) жилые группы; 5) дом и двор
Основными планировочными элементами являются: жилой двор + дом; жилая группа; микрорайон; жилой район; планировочный район; город.
Практически в любом городе можно провести планировочное зонирование по месту положения: историческое ядро, центральная зона, внешняя зона, пригороды.
Местного самоуправления
МСУ осуществляется на всей территории РФ. Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Территориальную основу МСУ составляют муниципальные образования. МО – городское, сельское поселение или иная территория, на которой в соответствии с законом осуществляется МСУ, действуют выборные и иные органы МСУ) В РФ существуют 5 видов МО:
1.1.- сельское поселение – сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
1.2. – городское поселение – городское поселение – город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
2– муниципальный район – неск посел или посел и межселенных территорий, объед общей террит, в границах кот МСУ осуще в целях решения ? местного значения межпоселенческого характера;
3 – городской округ – гор посел, кот не входит в состав мун района и органы МСУ котор осущ полномочия по решению вопросов местного значения:
1. формирование, утверждение и использование местного бюджета,
2. установление местных налогов и сборов,
3. Владение, распоряжение и пользование имуществом, нах-ся в мун собств-ти;
4. орг-ия в границах МО тапло-, электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения,
5. орг мероприятия по охр окр среды,
6. Орг и предост нач общего, осн общего, среднего полного образования,
7. орг и ок на тер-ии горокругамед помощи (виды),
8. орг библ обсл,
9. сбор, вывоз, утил и переработка ТБО,
10. огр благоустр и озел тер-ии,
11. планир застройки, уст правил землепользования и застройки тер-ии горокруга.
4 – внутригородская территория города федерального значения – часть террит гор фед значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Границы и статус МО установлены в 2003—2005 г. Порядок изменения границ и преобразования МО установлен ФЗ.
Компетенция.В соответствии с Конституцией РФ МСУ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения МО, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ осуществляется населением и (или) органами МСУ самостоятельно. ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения. Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов МСУ отдельными государственными полномочиями РФ и субъектов РФ предоставлением им