Классификация и характеристика типов ресторанных предприятий
ГОСТ Р 50762-2007 - Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания:
ПОП– это предприятие, предназначенное для производства, реализации и(или) организации потребления продукции общественного питания, включая кулинарную продукцию, мучные кондитерские и булочные изделия.
Тип предприятия общественного питания – предприятие с характерными условиями обслуживания, ассортиментом реализуемой продукции общественного питания и технической оснащенностью.
1. Ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные блюда и изделия, алкогольные, прохладительные, горячие и другие виды напитков, мучные кондитерские и булочные изделия, табачные изделия, покупные товары, с высоким уровнем обсл-ия и, как правило, в сочетании с организацией отдыха и развлечений.
Рестораны различают:
по ассортименту реализуемой продукции, например, рыбный, пивной; с национальной кухней или кухней зарубежных стран;
по месту расположения - ресторан при гостинице, вокзале, в зоне отдыха, вагон-ресторан и др.
2. Бар - предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, прохладительные, горячие и другие виды напитков, коктейли, холодные и горячие закуски и блюда в ограниченномассортементе, покупные товары.
Бары различают:по ассортименту реализуемой продукции и способу приготовления - молочный, пивной, винный, кофейный, коктейль-бар, гриль-бар;
Бары и рестораны классифицируются на Люкс, высший и первый.
Только рестораны и бары различают по классам: люкс, высший и первый. Рестораны, кафе и бары сочетают производство, реализацию и организацию потребления продукции с организацией отдыха и развлечений потребителей.
3. Кафе – предприятие ОП по организации питания и (или без) отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и алкогольные и безалкогольные напитки;
4. Закусочная - предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд и изделий несложного изготовления и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей, с возможной реализацией алкогольной продукции
5. Столовая - общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда и кулинарные изделия в соответствии с разнообразным по дням недели меню
6. Предприятие быстрого обслуживания – предприятие ОП, реализующее узкий ассортимент блюд, изделий, напитков несложного изготовления, как правило, из полуфабрикатов высокой степени готовности и обеспечивающее минимальные затраты времени на обслуживание потребителей.
7. Буфет – предприятие ОП, находящееся в жилых и общественных зданиях, по месту работы, учебы, в культурно-развлекательных спортивных объектах (театрах, кинотеатрах, стадионах и пр), в гостиницах, на вокзалах, пристанях, в аэропортах, при столовых и др.
8. Кафетерий – предприятие ОП с буфетной или барной стойкой, реализующее с потреблением на месте горячие напитки из кофе, чая, прохладительные напитки, ограниченный ассортимент продукции ОП из полуфабрикатов высокой степени готовности, в том числе бутерброды, мучные булочные и кондитерские изделия, горячие блюда несложного изготовления, и покупные товары
9. Кофейня – предприятие ОП, специализирующееся на изготовлении и реализации с потреблением на месте широкого ассортимента горячих напитков из кофе, какао, чая, мучных блюд и мучных булочных и кондитерских изделий, кулинарной продукции из полуфабрикатов высокой степени готовности в ограниченном ассортименте, а также алкогольных напитков и покупных товаров.
10. Магазин кулинарии – предприятие ОП, имеющее собственное кулинарное производство и реализующее потребителями кулинарные изделия, полуфабрикаты, мучные булочные и кондитерские изделия и покупные продовольственные товары.
При определении типа предприятия учитываются следующие показатели:
· ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления;
· техническая оснащенность (материальная базу, инженерно- техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочное решение и т.д.);
· методы обслуживания;
· квалификация персонала;
· качество обслуживания (комфортность, этика общения, эстетика и т.д.);
· номенклатура предоставляемых потребителям услуг.