Тенденции и характер перемен в окружающей среде. Управленческая реакция на изменение окружающей среды.
Внешнее окружение — это экономические, технологические и социальные силы, которые действуют как ускоритель процесса преобразований. Теоретики и практики организационных преобразований признают необходимость внешних ускорителей, но в то же время и недостаточность их для того, чтобы начать процесс изменений.
Менеджер фирмы должен всегда проявлять озабоченность в связи с изменениями на рынке. В каждом случае требуется ответная реакция, если менеджер не желает уменьшения своей прибыли и своей рыночной доли.
В настоящее время на рынке царит система свободного предпринимательства. Эта система вытесняет из экономической сферы те фирмы, которые не приспосабливаются к изменившимся условиям рынка. Компании чувствительны к внешним изменениям.
Изменения и преобразования в фирме могут инициировать численность и квалификация рабочей силы, снабженцы, обеспечивающие организацию ресурсами, введение автоматизированных процессов, изменения на рынках ресурсов.
Есть и позитивный фактор экономических сил преобразований. Этот фактор — конкуренция, которая поощряет инновационное поведение компаний.
Вторым источником преобразующих сил окружающей среды является технология. Научно-технический прогресс приводит к внедрению новых технологий в каждую сферу бизнеса. Компьютеры обеспечили возможность высокоскоростной обработки данных и решение сложных производственных проблем. Новые машины и новые процессы революционизировали способы производства и распределения многих видов продукции. Компьютерная технология и автоматизация повлияли не только на технические, но и на социальные условия работы. Медлительность принятия новой технологии, снижающей издержки и повышающей качество продукции, рано или поздно отразится на бухгалтерской отчетности. Технологический процесс является закономерным явлением в сфере бизнеса.
Третьим источником преобразующих сил окружающей среды являются изменения в социальной и политической области. Менеджеры сферы бизнеса должны быть «приспособлены» к большим переменам, которые они не контролируют, но которые влияют на судьбу фирмы. Современные средства связи и международные рынки создают большие потенциальные возможности для бизнеса, но и представляют угрозу менеджерам, которые не в состоянии осознать происходящих перемен. Наконец, отношения между правительством и бизнесом становятся более тесными по мере того, как вводятся и отменяются правила.
Для осознания последствий действия внешних сил необходимы процессы организационного обучения. Эти процессы, которые изучаются теперь во многих организациях, предполагают способность усваивать новую информацию, перерабатывать ее в свете прошлого опыта и действовать сообразно с новой информацией иным и, возможно, рискованным образом.
Задача 5.
Оценить конкурентоспособность организации-производителя.
Таблица 1 – Исходные данные для оценки конкурентоспособности организации-производителя
Факторные показатели | Товары предприятия | |||
А | Б | В | Г | |
Рынок, на котором представлен товар | Промышленно-развитые страны | Остальные страны | Внутренний рынок | Внутренний рынок |
1. Показатель значимости рынка (рыночные веса – приоритеты), bj | 0,71 | 0,6 | 0,3 | |
2. Уровень конкурентоспособности товара на данном рынке, Kij | 0,96 | 0,8 | 1,2 | 0,9 |
3. Объем продаж товара на данном рынке, (млн де.ед.), Vi | ||||
4. Удельные вес товара в объеме продаж (расчет по формуле), ai |
Дать подробный анализ конкурентоспособности по результата расчетов.
Решение:
Удельный вес i-го товара организации в ее объеме продаж определяется по формуле:
где – объем продаж i-го товара за анализируемый период; V – общий объем продаж организации за тот же период.
Формула для расчета конкурентоспособности организации – Корг:
где i=1,2,3,4 – вид товара, j=1,2,3,4 – вид рынка.
Билет 6