Управление в условиях стратегических неожиданностей. Управление в условиях спонтанных изменений.

В реальной жизни некоторые проблемы ускользают от наблюдателей, как бы они ни старались, и превращаются встратегические неожиданности. Это означает, что:• проблема возникает внезапно и вопреки ожиданиям;• она ставит новые задачи, не соответствующие прошлому опыту организации;• неумение принять адекватные контрмеры приводит либо к крупному финансовому ущербу, либо к ухудшению возможностей получения прибылей;• контрмеры должны быть приняты срочно, но обычный, существующий в организации порядок действий этого не позволяет.

Если организация предполагает, что уровень внешней нестабильности для нее может очень высоким, она должна занятьсяподготовкой системы чрезвычайных мер при стратегической неожиданности. Характерные черты этой системы: 1. включается коммуникационная сеть связей для чрезвычайных ситуаций, которая действует, пересекая границы организационных подразделений, фильтрует информацию и быстро передает ее во все звенья организации.2. На время чрезвычайного положения перераспределяются обязанности руководства: одна группа посвящает свое внимание контролю и сохранению здорового морального климата в организации; другая – ведет обычную работу с минимальным уровнем срывов; третья – занимается принятием чрезвычайных мер.3. Для выработки чрезвычайных мер вводится в действие сеть оперативных групп:4. Оперативные группы и связи между ними формируются заранее и проходят испытания. 5. Связи проходят испытания в некризисных условиях, причем решаются реальные стратегические задачи, как если бы они возникли неожиданно. По мере нарастания непредсказуемости внешней среды передовые организации разрабатывали все более сложные и быстродействующие системы управления в новых условиях.Однако наряду с этим управляющие многих других организаций и ряд ученых предложили противоположное решение: упростить, уменьшить период долгосрочного планирования, отказаться от планирования в пользу интуиции и опыта.Определяющими для организации при выборе системы управления являются два фактора: императивы* внешней среды и уровень притязаний, установки управляющих.

Управление в условиях спонтанных изменений. Четыре мето­дических подхода к реагированию на проблему спонтанных изменений..Принудительный метод проведения изменений предусматривает использование силы для преодоления сопротивления. Опыт показывает, что принудительное изменение – процесс дорогостоящий и нежелательный в социальном аспекте, но он дает преимущество во времени стратегического реагирования. Использование данного метода оправдано лишь в условиях острого дефицита времени, когда требуется незамедлительная реакция.Адаптивные изменения – постепенные незначительные перемены, которые в течение длительного периода оказывают воздействие на традиционные критерии, структуру власти и компетентность менеджеров. Этот процесс социологи называюторганической адаптацией. Руководит им не высшее руководство организации, и возникает он как реакция на постоянные воздействия извне, на неудовлетворительные производственно-хозяйственные показатели организации или, что реже, осуществляется творческими силами внутри организации. Такая постепенная адаптация обычно протекает путем проб и ошибок. Управление кризисной ситуацией применяется в тех случаях, когда изменение во внешней среде угрожает существованию организации и она находится в жестоком цейтноте. В условиях кризиса сопротивление уступает место поддержке. Когда цейтнот нарастает, первоначальной задачей высшего руководства является не борьба с сопротивлением, а меры по предупреждению паники, быстрые и эффективные ответные действия. Управление сопротивлением – промежуточный подход, который может быть реализован в сроки, диктуемые развитием событий во внешней среде. Он может применяться, когда времени больше, чем необходимо для принудительных, и меньше, чем для адаптивных изменений. Продолжительность процесса изменений подгоняется под имеющееся время.

Задача 3.

Оценить силу конкуренции в отрасли и безопасность монополизации рынка для следующего возможного варианта конкурентной обстановки. Критерием оценки интенсивности – силы конкуренции следует принять индекс Херфиндала-Хершмана.

Исходные данные: количество конкурирующих в отрасли и на рынке предприятий – 10 фирм с долями рынка: 1-7 фирмы по 5%, 8 – 20%, 9 – 10%, 10 – 35%.

Сделать вывод и провести ситуационный анализ, приняв критериями:

- силу конкуренции;

- конкурентную концентрацию рынка;

- влияние возможного слияния фирм на безопасность монополизации рынка и отрасли.

Условиями безопасности монополизации по опыту использования индекса Херфиндала-Хершмана принять:

- наличие 10 и более конкурирующих фирм;

- рыночная доля одной крупнейшей из них – менее 31%;

- рыночная доля двух крупнейших из них – менее 44%;

- рыночная доля трех крупнейших из них – менее 54%;

- рыночная доля четырех крупнейших из них – менее 63%.

Решение

Рассчитываем индекс Херфиндала-Хершмана – Ih:

Управление в условиях стратегических неожиданностей. Управление в условиях спонтанных изменений. - student2.ru

где Дi – доля на рынке i-ой фирмы (доли единицы)

При этом 0< Ih≤1, Ih=1 – соответствует монопольному рынку, а Ih = 0,18 – пороговое значение, соответствующее средней силе рыночной конкуренции.

Управление в условиях стратегических неожиданностей. Управление в условиях спонтанных изменений. - student2.ru .

Билет 4

Наши рекомендации