Классификация основных факторов развития туризма и их влияние на экономику страны.
Туристическую индустрию можно рассматривать как совокупность гостиниц или иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного значения, организаций, осуществляющих туристическую деятельность, организаций, предоставляющих услуги гидов-переводчиков.
Туризм— это отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция которого — обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом.
Основные факторы, влияющие на туризм, делятся на:
· статичные (природно-географические, культурно-исторические);
· динамичные (демографические, социально-экономические, материально-технические, политические).
Кроме того:
· внешние (экзогенные) – демографические и социальные изменения, экономические и финансовые факторы. Внешние факторы воздействуют на туризм посредством происходящих в жизни общества изменений и имеют неодинаковую значимость для различных элементов системы туризма. К ним относятся:
1. Природно-географические (море, горы, флора, фауна, климат и т.д.) и культурно-исторические (памятники архитектуры, истории и культуры).
2. Экономические. Государства с развитой экономикой, как правило, лидируют на мировом рынке по количеству туристских поездок своих граждан. От экономического положения государства зависит также уровень развития материально-технической базы и инфраструктуры туризма.
3. Социальные - увеличение продолжительности свободного времени населения (сокращение рабочего времени, увеличение продолжительности ежегодных отпусков), что в сочетании с повышением уровня жизни населения означает приток новых потенциальных туристов. К числу социальных факторов относится также повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения.
4. Демографические факторы, касающиеся численности населения, размещения его по отдельным странам и регионам, половозрастной структуры (с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров), семейного положения и состава семей.
5. Политико-правовые факторы: политическая обстановка в мире и отдельных странах; политика открытия границ; смягчение административного контроля в сфере туризма; унификация налоговой и денежной политики.
6. Технологические факторы, связанные с прогрессом в технике и технологиях, открывают возможности для производства новых видов услуг, их сбыта и совершенствования обслуживания клиентов. Внедрение в индустрию туризма компьютерной техники, без чего организация массовых туристских путешествий в настоящее время невозможна.
7. Экологические факторы - окружающая среда является основой и потенциалом туристской деятельности.
8. Климатические факторы.
9. Факторы психологического характера (традиции, подражание, мода).
· внутренние (эндогенные) – факторы, воздействующие непосредственно в сфере туризма (материально-технические, факторы туристкого рынка (процессы спроса, предложения и распространения), сегментация рынка, координация деятельности в туризме и процессы, кадры в туризме и частный туристский бизнес.
Также факторы можно разделить на:
· экстенсивные (рост численности работников, увеличение материалдьных ресурсов, строительство новых объектов туризма),
· интенсивные (повышение квалификации персонала, техническое совершение материальной базы),
· сдерживающие (негативные) кризисы – милитаризация экономики, рост внешней задолженности, политическая нестабильность рос цен, забастовки, криминогенная обстановка, неблагополучная экология, банкротство турфирм.
Негативные факторы оказывают сильнейшее влияние на развитие туризма в России в настоящее время. Кризисные влияние возникли, главным образом, во внутреннем туризме, в то время как туризм выездной продолжает развиваться. В условиях нарушения баланса между этими видами туризма из страны вывозится валюта, которая могла бы инвестироваться в развитие малого туризма.
Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает фактор сезонности – свойство туристских потоков концентрироваться в определенных местах на протяжении небольшого периода времени. С экономической точки зрения это повторяющиеся колебания спроса с чередующимися пиками и спадами. Тур.организации предпринимают ряд мер на уменьшение сезонных спадов, например, введение сезонной дифференциации цен (цены могут снижаться до 50% в несезон).
Кс=У/Ус*100%, где Кс – коэффициент сезонности (%), У – средний уровень реализации услуг отд. месяца (руб.), Ус – среднемесячный объем реализации услуг за расчестный период (руб).
Существуют различные методы расчета Кс: простой средний, аналитического выравнивания, относительных чисел, скользящей средней, метод У. Персонса. Поскольку объем реализации услуг ИГиТ имеет четко выраженную тенденцию к изменению, то производится расчет сезонности методом аналитического выравнивания. Для выравнивания выручки от реализации услуг туризма:
У=Ао + А1*t (уравнение прямой), где У – выручка, Ао и А1 – параметры уравнения, t – фактор времени. Достоинство этого метода состоит в том, что позволяет одновременно построить экон-матем модель как элемент прогнозирования выручки.
Экономические показатели развития туризма. (не брать лучше, если что формулы в билете 41)
I.Измерить объем туристского потока можно следующими показателями: общее количество туристов, количество туродней, средняя продолжительность пребывания.
D=r*t, D – количество туродней, r – количество туристов, t – средняя продолжительность пребывания.
Существует 3 способа расчета неравномерности потока.
1. Кн=Dмакс / Dмин*100%, Кн – коэффициент неравномерности, Dмакс – количество туродней в месяце максимального турпотока (в туроднях)
2. Кн=Dмакс/Dгод*100%, где Dгод – годовое количество туродней.
3. Кн=Dмакс/Dсм*100%, где Dсм – среднемесячное количество туродней.