Основные модели рыночной экономики
Чистая конкуренция на практике довольно редка. Но это не означает, однако, что понимание функционирования конкурентного рынка неуместно. Во- первых, существует несколько отраслей, которые более похожи на конкурентную модель, чем на любую другую рыночную структуру. Например, сельское хозяйство. Кроме того, функционирование чисто конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которой может быть сравнена и по которому может быть оценена эффективность реальной экономики. Чистая конкуренция- это модель рынка, которая имеет весомое аналитическое и практическое значение. Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.
Стандартизированная продукция. Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт. На конкурентном рынке продукты фирм Б, В, Г, Д так далее рассматриваются покупателями как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценоой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулирования сбыта.
«Соглашающийся с ценой». На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предыдущих двух. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложения, или, следовательно, цену продукта. Короче говоря, отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней. Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукции есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Также у фирмы нет причины назначать какую- либо более низкую цену, так как это вызвало уменьшение ее прибылей.
Свободное вступление и выход из отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие- свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий- законодательных, технологических, финансовых и др., - которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.
Кривая спроса, с которой сталкивается отдельная конкурентная фирма, совершенно эластична. Фирма не может добиться более высокой цены, ограничивая объем выпуска; не нуждается она и в более низкой цене, для того чтобы увеличить свой объем продаж. Если один- единственный производитель увеличивает или уменьшает выпуск при неизменных объемах прозводства у всех других конкурирующих фирм, это не оказывает существенного влияния на общий объем предложения и рыночную цену. Следовательно, графики спроса и продаж отдельной фирмы совершенно эластичны, как это показано на приведенном ниже графике.
Поскольку фирма может продать дополнительные единицы продукции по постоянной цене, кривая ее предельного дохода (MR) в условиях чистой конкуренции совпадает с ее кривой совершенно эластичного спроса (D). Кривая валового дохода фирмы (TR) имеет вид прямой восходящей линии.
В чисто конкурентной экономике действия стремящихся к прибыли производителей приведут к такому распределению ресурсов, которое максимизирует удовлетворение потребителей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий. Первое: для достижения эффективности распределения ресурсов ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продуктов, которые наиболее необходимы обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества. Второе: производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот оптимальный состав продукции, производился наименее дорогостоящим образом.
4.3. Государственные и муниципальные организации. Классификация государственных органов. Система целей государственного управления, функции государственной власти. Особенности государственных и муниципальных предприятий.
Госуд. упр-ние – организующее, упоряд. деят-ть гос-ва, гос. регулирование различных общественных отношений путем деят-ти всех людей гос. власти – закон., испол., судебной, их органов, гос. служащих. Муниципальное упр-ние – тождественно местному самоуправлению, как форма упр-ния местной соб-ти; это самост. вид профессион. деят-ти, основанный на принципе самоуправления и направленный на удовлетворение общественных интересов и потребностей в рамках опред. законов. Собственность – отношение лица к принадлежащей ему как к своей, к-я выражается во владении, пользовании и распоряжению его, а также в устранении вмешательства всех третьих лиц в ту сферу хозяйст. гос-ва, на к-й простирается власть соб-ти. Формы соб-ти: 1) частная (гражданин и юрид. лицо) 2) государственная (федеральная и субъект РФ) 3) муниципальная (сп-ть городских и сельских поселений и др. муниципальных образований) Госуд. орг-ция подразделяется на госучреждение и госпредприятие. Госучреждение – вид орг-ции, созданный для осуществления управленческих, административно-политических и социокульт. задач (закон. и судебные органы, всевозможные академии). Гос. предприятие – это хозяйственный субъект, создается в целях произ-ва продукции, выполнения работ и оказания услуг дл удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Госуд. и муниц. предприятия могут быть организованы в форме унитарного предприятия. Его имущество неделимо. Структура упр-ния не имеет опосредствующих звеньев, рук-ль пред-тия единолично назначается гос-вом или муниц. образованием. Госуд. пред-тия различны по формам деят-ти и отраслям: промышленные, с/х, транспортные, строительные, торговые. Гос. пред-тия могут быть коммерческие (л. цель – извлечение прибыли), некоммерческие (вся прибыль поступает в доход гос-ву). Федеральные казенные пред-тия – учреждаются федеральным органом испол. власти для конкретных видов работ и услуг. В отношении госуд. орг-ций осущ-ся прямое директивное госуд. регулирование не только на уровне законов, но и путем приказов, распоряжений, указаний. Существует 4 метода ведения муниц. хоз-ва: 1) прямое – муниципалитеты осущ-ют непосредственное рук-во муниц. пред-тием 2) муниц.-подрядная сис-ма – строительство и выполнение опред. функций ведется частными подрядчиками, получающих часть прибыли, временно нанимаемыми на конкурентной основе муниципалитетами. 3) Муниц.-арендная сис-ма – сдача в аренду муниц. имущества при условии невозможности распорядиться им более выгодным образом, при этом муниципалитет на срок аренды полностью отказывается от дохода регулярно получая арендные платежи. 4) Муниц. концессия – уступна муниципалитетом на опред. срок и на договорных условиях частному хозяйствующему субъекту права устраивать и вести хоз-ва в опред. сфере деят-ти.