Типы и модели эк систем ,их преимущества и недостатки

Одним из признаков деления экономики на типы может служить ее открытость или закрытость. Если национальная экономика и ее звенья активно включаются в систему международных экономических связей, такая экономическая система считается открытой. Если система замкнута на внутренних ресурсах производства и ограничивается внутренним потреблением, если она не доступна для новых фирм, то она является закрытой системой.

Другим признаком деления системы на типы являются формы регулирования экономической жизни. Ими могут быть традиции, команда (планирование) и рынок. Соответственно экономическая система может быть традиционной, рыночной и командной. В экономике могут сочетаться различные элементы систем, тогда можно говорить о смешенной экономике. Еще одним признаком деления экосистемы на типы является форма собственности. Она может быть частной или государственной, а в традиционном обществе - общинной. Господствующая форма собственности определяет формы производства и распределения.

Принято выделять две рыночные системы:1. Экономика свободной конкуренции или, как ее нередко называют, чистый капитализм. Экономика свободной конкуренции сформировалась в середине XVIII в. и просуществовала до конца XIX - начала XX столетия. Кроме вышесказанного, для нее характерным было рассеяние экономической власти, когда никто из субъектов рынка не мог ущемить интересы друг друга: только ограниченность ресурсов и конкуренция производителей и потребителей выступали теми реальными факторами, с которыми приходилось считаться субъектам рыночных отношений.Государство в этой системе не вмешивалось в экономическую жизнь. Его задача сводилась к тому, чтобы гарантировать право частной собственности, соблюдать строгий правовой порядок в обществе. Подобную ситуацию на рынке А.Смит характеризовал как Laissez faire, что в буквальном смысле означает "пусть идет, как идет" или "пусть идет своим чередом". Строго говоря, в чистом виде такая система никогда не существовала, поскольку в период становления капитализма длительное время ощущалось давление пережитков предшествовавшей феодальной системы хозяйства. Речь идет о цеховых ограничениях, гнете ростовщического капитала, отсутствии инфраструктуры рынка, сословных пережитках и т.д., что не позволяло сделать рыночную конкуренцию действительно свободной. Тем не менее можно говорить о том, что в течении нескольких десятилетий второй половины XIX в. экономика многих стран была приближена к такой системе (особенно экономика Англии). В дальнейшем на рынке начали сталкиваться две силы - экономическая мощь государства и система индивидуального предпринимательства, стремящаяся к экономической независимости. Тенденции к объединению все ощутимее начали проявляться и среди ранее свободных индивидуальных собственников, что в конечном счете привело к появлению и господству монополии.

В настоящее время классического капитализма или системы чистого рынка свободной конкуренции уже нет ни в одной стране.

2. современная рыночная экономика, называемая также "современным капитализмом"

Основные черты: - возникновение и развитие государственной собственности;

- активное вмешательство государства в экономическую деятельность;

- создание достаточно сильной системы социальной защищенности, в т.ч. государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения.

В большинстве стран современного мира переплетаются элементы обоих вышеназванных типов экономических систем хозяйствования, что позволяет определить в качестве еще одного самостоятельного типа смешанную экономику.

К смешанной относится экономика, в условиях которой существуют предприятия и структуры, относящиеся к разным типам и видам собственности и использующие разнообразные формы хозяйствования. Такая экономика была и в нашей стране в 20-е гг., в период НЭПа, когда в народном хозяйстве функционировали пять общественно-экономических укладов: социалистический, частнокапиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный и патриархальный. Социалистический уклад базировался на общественной собственности; частно-капиталистический представлял собой чистый капитализм, или свободное рыночное хозяйство; госкапитализм, как и социалистический уклад, олицетворял командную экономику, только один из них - частную, а другой - общественную; мелкотоварный уклад в основном относился к свободной рыночной экономике, но нес на себе груз традиционной; наконец, патриархальное хозяйство было целиком связано с традиционной экономикой. Связующим звеном в этой сложной и весьма противоречивой системе хозяйства выступал рыночный механизм.

Смешанной экономикой являются национальные хозяйства современных цивилизованных стран. Так, в США, Великобритании, Франции, Германии и других странах существуют государственные предприятия, мощные частные корпоративные объединения, индивидуальные частные фирмы. Эти сферы экономики находятся под влиянием рыночного регулирования и под государственным воздействием. В то же время существует множество национальных моделей смешанной экономики.

2 нерыночные системы:

1. Традиционная экономическая система. Отличительными чертами являются- низкий уровень производительности труда;- ярко выраженные многоукладность экономики (сочетание предприятий, относящихся к разным экономическим эпохам);- переплетение экономики с традициями (примером может являться Индия, где традиционное кастовое деление общества мешает развитию экономики);- Высокая роль иностранного капитала.

Этот тип экономики присущ многим отсталым в экономическом отношении странам. Организация производства, его структура, ритм экономической жизни базируются здесь на обычаях и традициях. Наследственные привычки, общественные роли и статусы предопределяют устои экономической жизни и социальной деятельности. Этнические и кастовые преграды препятствуют распространению научного и технического прогресса. С учетом этого разные общества используют различные институты для решения проблемы редкости ресурсов и максимизации достигаемых результатов. То, что выгодно для одной страны, становится непригодным для другой.

Распространение редких ресурсов весьма неравномерно на территории нашей планеты. Так, страны Ближнего Востока богаты нефтью, что позволяет им аккумулировать огромные общие доходы, однако их распределение происходит неравномерно. Формируется бедность одной части населения и богатство другой. В результате общество, богатое естественными ресурсами, испытывает недостаток в капиталах, трудовых ресурсах. Населения трудоспособного возраста может быть в избытке, но, как правило, в силу нищеты и бесправия оно безграмотно, стоит в стороне от мировой культуры и не в состоянии распоряжаться естественными и созданными людьми экономическими ресурсами.

Проблема усугубляется тем, что во многих этих стран весьма распространены коррупция и взяточничество, произвольно формируется налоговая система, являющаяся льготной для богатых слоев населения, но разорительной для бедных. Политические решения обычно принимаются в угоду "сильным" слоям населения, а не в интересах нации в целом. Эти особенности десятилетиями и столетиями довлеют над социально-экономическими преобразованиями многих стран, препятствуя продвижению к цивилизованным экономическим системам.

2. административно-командная ("планово-централизованная") экономическая система. Основные черты:

- полное господство государственной формы собственности;- наличие единой централизованной системы планирования; бюрократизм

Типичным примером командной экономики являлась социалистическая (коммунистическая) система хозяйства бывшего Советского Союза. Она продолжает сохраняться в ряде стран и сегодня. При командной экономике объем производства, его структура, размеры потребления и уровень цен устанавливаются централизованно, посредством государственого планирования.

Общегосударственное планирование возможно, благодаря господству общественной собственности на средства производства и создаваемые блага и услуги. Планы составляются для национальной экономики в целом, для региональных структур и отдельно взятых предприятий. Процесс составления планов включает два встречных движения: снизу вверх и сверху вниз. Первоначально планы разрабатываются первичными звеньями экономики, причем за основу берутся достижения и механизм функционирования производства прошлых лет. Эти планы передаются вышестоящим структурам, где они взаимоувязываются и в виде единого плана министерств или ведомств адресуются государственным плановым органам, где проходят корректировку и взаимоувязку и утверждаются как единый общегосударственный план социально-экономического развития, обязательный для выполнения всеми структурными звеньями экономики. Процесс составления плана и его реализация предполагают использование некоторых инструментов рыночного механизма (цены, деньги). Однако важным здесь считается то, чтобы рыночный механизм не выступал регулятором установления народнохозяйственных пропорций и определения уровня цен.

Плановая (командная) экономика позволяет централизованно учесть и распределить производственные ресурсы по сферам экономики и регионам страны, но не в состоянии обеспечить их рациональное использование, ибо ни один государственный орган управления не может четко определить запросы в ресурсах каждого производства. С учетом этого формируются общественные запросы к централизации экономической деятельности или к свободе рыночных отношений.

Наши рекомендации