Средства размещения в международном туризме
1.Коллективные ср-ва размещ-я: гостиницы, аналогичные заведения, специализированные заведения, прочие. Гостиницы - главный, классический тип предприятий размещ тур-в. Основной признак- наличие №.. Предоставляют набор стандартных услуг: ежеднев заправку постелей, уборка №, широкий перечень доп услуг. Широко распространено деление отелей на группы, исходя из предостав ими бытовых удобств и набора услуг. Кажд гос-це присваивается опред разряд, кот зависит от колич и кач хар-к ее здания, № фонда, инфр-ы, системы жизнеобеспеч-я, уровня комфорта, ассортимента услуг (основных и дополн), квалификац персонала, культуры сервиса. Классификация отелей принята во всем мире. ВТО ввела звездочную классиф-ю отелей, исходя из размера №, их планировки, удобства и оснащения, наличия иных помещений и оборудов-я для проведения досуга гостей. Звездочное деление гост предпр-й считается одним из самых распространенных. Высокоразрядные гос-цы, помимо благоустроенных №, располагают просторными холлами, барами, ресторанами с нац кухней, дискотеками, саунами, бассейном, кегельбанами и др помещениями для отдыха и занятия спортом, залами для проведения конгрессов. В зависимости от оборудования и особенностей предоставляемых услуг среди гос-ц различают гос-цы широкого профиля, апарт-отели (квартирного типа), мотели, курортные гостиницы, клубы с проживанием и др. Новое веяние последних лет – сети отелей класса «рисортс». Они расположены в живописных местах побережья, в пакет услуг входит размещение, питание, развлечения, бесплатное пользование барами, льготные билеты на самолет, трансфер, экскурсии. Их сеть расширяется (Фиджи, Майлайзия, Португалия и др). Мотели широко распространены в США. Это учреждение для приема путешествующ на машинах. Предоставляют гостинич услуги и обеспеч стоянкой для авто. Обычно находятся за чертой города. Мотели подразделяют на транзитные (расположены вдоль шоссейных дорог) и конечные ( по берегам рек, озер). Гостинич предприят-я различаются по формам собственности: гос-е, муницип-е, частные отели. Последние доминируют в Европ цен6трах тур-ма: Париж, Лондон, Амстердам, Мадрид, Брюссель, Милан. Их более 50 %. В США наряду с частными средствами размещения, распространены ведомственные гост предпр-я, а также отели типа кондоминиум ( несколько лиц совместно владеют одним имуществом) и таймшеринг ( долгосрочная аренда клубных средств размещения с правомпользов-я ими в течение опред времени. Наряду с гостиницами ВТО выделяет группу заведений, аналогичных гостиницам. Это пансионаты, мебелир комнаты, тур общаги и др. Специализиров-е заведения: не имеют №, здесь исходной единицей служит жилище, коллективная спальня/площадка. Они предоставляют места для ночлега, но функция размещения для них не главная (санатории, реабилитац центры). Прочие коллективные ср-ва размещ-я: комплексы домов/бунгало. Они находятся в едином управлении и предостав огранич гост услуги. Кемпинги - лагеря для автотуристов на охраняемых, хорошо оборудованных площадках. Располагают теннисными кортами, саунами, водными аттракционами, имеют при себе предприятия питания и торговли, прачечные, спорт объекты. Наиболее популярны в Европе. Также входят тур общежития, молодежные гостиницы, школьн и студ общаги, дома отдыха. 2.Индивидуальные ср-ва размещ-я: Тур-т может остановиться в собственном загородном доме, арендовать у частного лица/агентства полностью оборудов жилье (дом, квартира, коттедж). 3) по сезонности: - круглогодичные, -сезонные (курорты, санатории). 4) по способу предоставления питания: -полный пансион, -буфетное питание (завтрак), -гостиницы не предоставляющие услуги питания. 5) по этажности: малоэтажные (до 2), среднеэтажные (3-5), повышенной этажности (6-9), многоэтажные (до 40), высотные (> 40). Осн. сис-мы классификаций: 1.Сис-ма звездности (франц.). 2.Сис-ма букв (греч.). 3.Сис-ма корон (великобр.). 4. Звездность при помощи бальной оценки (инд.).
16. Транснациональные компании на рынке международного туризмаК ТНК относятся компании, имеющие филиалы в 2-х и более странах независимо от юрид формы или сферы хозяйствования и осущ-е координацию их деят-ти. ТНК постоянно расширяют свое зар присутствие, переходя от экспорта товаров и услуг к организации их произв-ва за границей. ТНК осущ-т внешнюю экспансию путем размещения прямых иностр инвестиций. Также они предоставляют денеж ссуды и заключают неинвестиц соглашения по управлению. Материнская компания учреждает акционерные фирмы за границей или приобретает контрольн пакеты акций уже существующих зар фирм. В туризме выход компании за национальные границы во многом предопределен своеобразием туристского продукта, к-рый представляет собой набор услуг и некоторых товаров, приобретаемых туристом. Часть их соотнос-ся со страной происхождения туриста, другая — со странами и регионами, лежащими на пути его следования и пересекаемыми транзитом, третья — со страной назначения. Товары и услуги, приобретаемые туристами, являются комплементарными, т.е. взаимодополняющими. Их следует использовать совместно, чтобы достичь необходимого результата. Поставщик знает, что спрос на его продукт означает спрос и на остальные туристские товары и услуги. Поэтому, во-1ых, каждый производитель, руководствуясь мотивом максимизации прибыли, стремится распространить свою деятельность на другие сферы туризма. Во-2ых, продажа инклюзив-туров, состоящих из неск. эл-тов (перевозки и размещения) приносит компании доп. выгоды, в частности экономию на маркетинге.В-3их, фирмы, базирующиеся в странах-генераторах тур. потоков, получают конкурентные преимущества благодаря хорошим знаниям тур. спроса и тенденций на рынках путешествий в этих странах и пользуются ими при реализации продуктов принимающих тур. центров. Предприятия индустрии туризма расширяют спектр своей деятельности, часто не ст0пя перед собой прямой цели увеличить собственные доли на существующем рынке путешествий. Усилия компаний направлены на стимулирование дальнейшего развития туризма в целом в расчете, что оно приведет к появлению дополнительных возможностей в исходных сферах их деятельности. На практике это означает новые паевые вложения в акции зарубежных фирм, заключение неинвестиционных соглашений по управлению, особенно популярных в туризме в последнее время. Инициатива интернац-ции пр-ва в туризме исходит в значительной степени от стран—поставщиков туристов, которым она приносит наибольшие выгоды. В межд. тур-ме процессы транснационализации традиционно рассматриваются на примере сектора размещения (гостинич. цепи). Гостинич. цепь представляет собой группу отелей, имеющих общ. рук-во, концепцию продвижения продукта и торг. марку. Формы присоединения цепей различны: покупка предприятий размещения гостиничной компанией, заключ. с ними франшиз. договоров или контрактов на управление.
17. Индустрия питания в международном туризме. Питание в средствах размещения: типы планов, формы обслуживания.
Можно выделить три основные формы обслуживания: питание, оплаченное туристом; питание, не включенное в стоимость турпакета и предоставляемое за дополнительную плату; самообслуживание.
Оплаченное питание означает, что все расходы на питание включены в стоимость гостиничного номера или тура. Это может быть только завтрак, завтрак и ужин (полупансион) или трехразовое питание (полный пансион).
Самообслуживание – туристы либо сами себе готовят себе пищу (таймшер), либо питаются в ресторанах, кафе и других заведениях питания как обычные посетители.
Как правило, на бланке туристской путевке ТУР-1 указывается вид питания: П (FB) – полный пансион, ПП (HB) – полупансион, З (BB) – только завтрак.
Табльдот – форма обслуживания официантом по единому листу с ограниченным числом блюд. Форма «А ля карт» - свободный выбор клиентом блюд по предлагаемому рестораном меню.
Как правило, гостиницы, с которыми заключает договора, предоставляют такую форму питания как шведский стол, который предполагает право выбора туристом любого блюда и в любом количестве из выставленных в зале. А также барбекю в качестве ужина, предполагающий продукт, зажаренный над углями (на решетке или шампурах) без применения верхней крышки.
Системы обслуживания: 1. европейский план (система обслуживания без питания). Гостиничный тариф определяется на основе стоимости размещения без питания. 2. американский план (в стоимость гостиничного тарифа включается стоимость 3-х разового питания):а. модифицированный американский план (в стоимость входит № и 2-х разовое питание),б. континентальный (№ и 1разовое питание).
Виды завтраков: 1. континентальный (включает в себя: чай, кофе или гор.шоколад; сахар, сливки или молоко; лимон; 2 вида повидла(джем или мед), выбор хлебобулочных изделий; масло; по воскресеньям + варенное яйцо), 2. расширенный (все что в конт-м + соки, ветчина, блюда из яиц, сухие хлопья), 3. английский. Короткий – кофе или гор. шоколад, сахар, булочные изделия, тосты, масло, джем, мед – в номер + блюда из яиц, рыбные блюда, каши – полный, 4. американский: чай или кофе, континентальный + минеральная вода, фрукты, компоты, каши, злаки, небольшая порция мяса, пирог, 5. завтрак с шампанским – проводится по официальному поводу (с 10 до 11.30): кофе, чай, шампанское (вино белое), горячие закуски, супы, 6. поздний завтрак (с 10 до 14) завтрак + блюда из обеда.
Методы обслуживания: 1. «а ля карт» - гости самостоятельно выбирают блюда из меню, официант помогает в выборе с напитками. Самый трудоемкий метод. 2. «а парт» - гости предварительно сделав заказ обслуживаются в определенное время (в домах отдыха). 3. «табль дот» - гости обслуживаются в одно и то же время, по одному и тому же меню. Обслуживание начинается когда все гости собираются за столом (дома отдыха, пансионаты). Возможности кухни ограничены. 4. шведский стол (самообслуживание) - широкий выбор закусок и блюд. Ассортимент зависит от категории отеля и страны, 5-6 видов хлеба, масло. «+» требуется малая численность рабочего персонала, позволяется выбирать блюда и в любом кол-ве, ускоряется процесс обслуживания, увеличивается пропускная способность. 5. буфетное обслуживание – метод, при котором, предполагается самообслуживание гостей, персонал пополняет ассортимент, приносит дополнительные порции, дает советы, открывает бутылки. Разнообразие ассортимента: горячие и прохладительные напитки, закуски, кондитерские изделия, кисло – молочные продукты, бутерброды.