Статистика международного туризма
Проблемы статистического учета являются центральными в исследованиях туризма Исследование международного туризма требует количественных показателей, в основе которых лежат статистические данные. Начало систематическому учету туристских потоков было положено в первой половине XX в. Сбор и обработка сведений осуществлялись в интересах национальной безопасности, контроля за миграционными процессами и соблюдения законодательства о налогообложении. Собственно туристские цели отходили на задний план. Туристы учитывались наряду с другими путешествующими лицами, не вычленяясь в качестве особой категории. С ростом объема и экономического значения туризма шло развитие статистики. В настоящее время статистика туризма, охватывая большой круг вопросов, ведется в целях оценки вклада международного туризма в экономику страны, в частности, его влияния на платежный баланс; выявления основных направлений и тенденций развития туризма для планирования его материально-технической базы; проведения маркетинговых исследований и продвижения туристского продукта к потенциальным потребителям.
В статистике тур. потоков инф-ция о кол-ве прибытий и продолжит-ти пребывания может быть получена из след. источников: 1. Учет на границе (отчет иммиграционных служб). Основ. источник инф-ции – регистрационные карты (въездные, выездные), загрн. паспорта и визы. 2.Регистрация в ср-вах размещения. Стат. инф-ция собирается в отелях и в иных ср-вах размещения и позволяет уточнить куда приехалтур-т, выбор типа размещения, позволяет контролировать загрузку гостин. базы. Тур-там предлагается заполнить спец. карточки. ВТО для унификации разраб. типовую гостевую карточку. 3.Банковский метод учета. Состоит в сборе инф-ции о валютных операциях клиента, к-рые соверш-ся междун. тур-ми. Банковский метов не ненадежен по след. причинам: а) наличие параллельных рынков валюты; б) при наличии у иностр. туриста местной валюты; в) в случае регистрации межд. валютных операций в особо круп. размерах; г) вследствие отказа физ.или юр.лица исп-ть налич. валюту в кач-ве платежного ср-ва. В работе тур. предприятия широко применяют клиринг (взаимозачет). 4.Специально организуемые наблюдения в туризме.Сначала определяется цель исследования. Затем выделяется объект наблюдения – это совокуп-ть единиц, по к-рым должны будут получены сведения. Объектом наблюдения может быть вся совокупность наблюдения. Объект наблюдения состоит из элементов и единиц. Единица наблюдения – это отдельно взятый посетитель или глава путешествующей группы. Статистические наблюдения могут быть сплошными, но чаще выборочными. Выборка производится по спец. методике. После этого разраб-ся программа стат. наблюдения. Вопросы, к-рые содержаться в анкете различ-ся по содержанию, фунции, форме. При проведении обследования важ. значение имеют сроки и место обследования. ВТО рекомендует 12 мес. сгруппировать по тур. сезонам: высокий, низкий, промежуточный. А затем из каждого сезона выбрать по 1 мес. для наблюдения. Проблемы статистики туризма: 1) сопоставимость данных; 2)полнота и достоверность стат. инф-ции; 3)качество инф-ции по въезд. тур-му лучше кач-ва инф-ции по выездному. По совершенствованию стат-ки медж. тур-ма в последние годы были сделаны след. шаги: а)разработаны учеб. пособия по методологии анкетирования стат.тур-ма; б)разраб. базовые директивы по формированию и деятельности служб стат-ки; в)дано определение туризма, выделены его типы с делением на внутр., въезд. и выезд., уточнены дефиниции межд. и внутр. посетителя; г)разраб .рекомендации по учету тур. расходов и их отражению в платеж. балансе страны.
11. Туристский спрос в международном туризме.В снове тур спроса лежат потребности: первичные(физиологич) и вторичные (психологич). Потребности невозможно непосредственно увидеть или измерить. Об их существовании судят по поведению людей. В теории потребностей выделяют 2 подхода к изучению поведения потребителей в том числе и на тур. рынке.1) Фрейд полагал, что люди не осознают истинных психологических сил формирования их поведения. Истинные – те, к-рые во сне. 2) Маслоу попытался объснить потребности и организовал их в иерархическую систему: - физиологические потребности; - потребности в самосохранении; - социальные потребности; - потребность в уважении; - потребность в самовыражении. 3)Теория Пирса (занимался рекреацией). По аналогии с пирамидой Маслоу построил свою пирамиду: -расслабление, возбуждение (первичные); -общение; - уважение; - саморазвитие. Помимо потреб-й ч-к должен сделать свой потребит-й выбор, поэтому теория спроса опирается на эконом модель поведения потреб-ля. Выбор зависит не только от его вкуса, личных предпочтений, но и от ряда экономических факторов. Потребление услуг ограничевается доходами и ценами на товары и услуги. Формир-е спроса зависит от: 1. уровня дохода населения, от продолжительности свободного времени ( отправляющая сторона). 2. общий уровень цен, разнообразие и кач-во предлагаемых прод-в ( принимающая сторона). 3. Ценовые факторы – соотношение цен в разн странах. 4. Факторы внеэкономические ( соблюдение прав и свобод гр-н, свобода передвижения, уровень стабильности в общ-ве). Тур спрос имеет хар-ые признаки: 1. динамичность. Тур потребности и спрос меняются вместе с развитием общества. Главное, что определяет динамизм- изменение динамики тур-ма по периодам времени и неравномерность эконом активности. На динамику спроса влияют факторы: состояние экономики, политическая обстановка в мире. Ее обострение приводит к уменьш спроса на тур поездки. Природные явления могут вызывать всплески/ затухание тур активности. Природные явления нередко становятся чрезвычайно опасными. 2. Многообразие и комплексность. Во время путеш-я тур-т потребляет разные услуги: по поддержанию своей жизнедеятельности- жилье, питание, транспорт. Другие: развлечения, удовлет-е проф интересов, лечение, учеба- главные мотивы тур поездок, порождают спрос на сопутствующие тур услуги. 3. Эластичность. Т.к тур спрос зависит от дохода потребителя, цен на товары и услуги, продолж-ти свободного времени и др факторов, то с введением регулярных оплачиваемых отпусков и повыш зар платы возрастает потребление тур товаров и услуг. Эластичность показывает меру реакции одной переменной на изменение другой. 4. Сезонность. Проявляется в неравномерной загрузке гостиниц, это определяется динамикой тур поездок. Сезон колебания обусловлены след факторами: природ и климатич; экономич; соц; психологич.Эластичность.Э. показ-ет меру реакции одной переменной на изменение другой. В эк-ке чаще всего применяется определение зависимости м/д величиной спроса и ценой, и зависимость м/у спросами и доходами. Эластичность спроса по цене имеет отрицательный хар-ер. Меру эластичности определяет кол-венный коэф. (по Маршалу)
Э – коэффицент эластич.; Δу – прирост результативного признака; Δх – прирост факторного признака; у – базовое значение результативного признак; х – базовое значение факторного признака. Э – это %-ное изменение результ. признака при увеличении 1 % факторного признака. Если Э>1-ультроэластичность; Э<1 – инфраэластичность; Э=1 – нейтрально реагирует. Ф-ры влияющие на эластичность:1. Доступность товаров субститутов; 2. Временные рамки; 3. Отсутствие альтернативы на определенные виды путешествий; 4. Завис-ть цены от валютных курсов и через валютный курс влияние на спрос.
12. География международного туризма с целью отдыха и развлечений.Являются наиболее массовыми и определяют географ структуру м/н тур-ма в целом. Они зарождаются в странах Европы, Северной Америки, азиатско-тихоокеанского региона и одновременно тяготеют к ним. Важная особенность - внутрирегиональные поездки преобладают над межрегиональными. В Европе на внутрирегиональные туристские потоки приходится до 90 % всех отбытий, в Америке и АТР до 75%.Одной из особенностей м.т. с целью отдыха и развлечений состоит в меридиональной направленности туристских потоков. Туристы из северных стран предпочитают отдыхать на берегу теплых морей. Развивается обмен туристами между бывшими метрополиями и их колониями при явном доминировании первых. Отсутствие языкового барьера и упрочение традиционных связей, прежде всего, в экономической и культурной сферах, являются важными предпосылками расширения туристских отношений между ними. Европейцев привлекает экзотика, а англичан, испанцев и португальцев интерес к историческому прошлому и настоящему бывших колоний. Самый крупный рынок с целью отдыха и развлечений сложился в Европе. Особенно два ее региона: западный и южный. На них приходится свыше 62% всех прибытий в регионе. Здесь формируются главные туристские потоки туристов и сюда они направляются. Внутрирегиональный характер туризма в Европе выражен ярче, чем в других регионах мира. Большое количество государств на малой по площади территорий, на которой существуют внутриэкономические, культурные и этнические связи, развитые транспортные коммуникации, упрощение туристских формальностей при большом разнообразии природных рекреационных ресурсов и культурно-исторических достоприм. с развитой инфраструктурой – все это способствует интенсивному внутриевроп. Тур. обмену. Межрегион. тур. обмен развит слабее. Здесь главную роль играет США. Самая посещаемая тур. страна Европы и мира – Франция. Она принимает каждого пятого отдыхающего во основном из стран ЕС. Наиболее интенсивный туробмен существ. С Германией, Великобританией и стр Бенилюкс. После принятия Шенгенского соглашения и отмены визового режима во Франции растет доля непродолжит. поездок, а удельный вес долгосрочных продолжается. Кроме Франции главными принимающими странами являются Испания и Италия. Они ежегодно регистрирует свыше 80 млн. прибытий в основном на пляжно-купальный отдых. Основные въездные потоки формируются в Западной Европе. География выездного туризма в Европе схожа с географией въездного туризма с той лишь разницей, что в межрегиональном обмене снижается доля Америки и возрастает доля периферийных регионов – Африки, Ближнего Востока и Южной Азии. Самый крупный рынок выездного туризма не только в Европе, но и в мире сложился в германии. Свыше 90 % поездок совершается в пределах европейского региона. В рос. Федерации процесс формирован. Рынка междунар. Тумизма начался вместе с перестройкой. В 1993 г. рос. Граждане совершили 9,2 млн. поездок в 160 стран мира. Ряд факторов определили ситуацию на выездном рынке России в начале 90-х гг.: наличие огромного спроса после снятия рос. властями ограничения на выезд за границу и упрощения оформления документов, - постепенное расширение слоя населения, обладающего платежеспособностью для зарубежного путешествия. Выездной туризм: наряду с шоп турами россияне выезжают за рубеж для отдыха на море. Популярны Кипр, Италия, Греция, Египет, Таиланд, Диснейленд США, Франция. Въездной туризм: наиболее интересны, кроме Москвы и СПБ. – Хабаровский край и Амурская область САХА, Калининградская и Мурманская, Иркутская область (Байкал). Американский регион занимает 2-е место по прибытиям после Европы. Въездной турпоток распределяется между четырьмя субрегионами: Северная Америка, островные государства, территории Карибского бассейна, Центральная и Южная Америка. Северная Америка является лидером. Одновременно увеличивается удельный вес стран Карибского бассейна, стран Центральной Америки, особенно, Южной, которая быстро наращивает количество тур. Прибытий. Она располагает природными объектами и памятниками истории и культуры. В Америке также как и в Европе большинство тур потоков сосредоточено внутри региона. Интенсивный обмен туристами осуществляется между 3 странами Северной Америки. Наиболее емкий рынок въездного и выездного туризма сложился в США. Приоритетным направлением межрегионального обмена остается Европа. Тур потоки из США направляются в Великобританию, Францию, Италию, Испанию, Германию. АТР развивается быстрыми темпами. В настоящее время в регионе лидирует въездной туризм. Треть всех прибытий приходится на Китай. Популярны также Сянган, Малайзия, Сингапур, Тайланд, Корея, Индонезия, Тайвань.Увеличение деловых поездок в регион. Эти страны привлекают туристов своей экзотичной природой, возможностью пляжного отдыха. Наиболее продвинуты на рынке межд. Тур. Страны Сев. Вост. и Южной Африки: Египет, Тунис, Марокко. Специализируются на пляжном, купальном и познават. тур-ме. ЮАР, Зимбабве и Кения организуют сафари в нац парках и заказниках.
13. География международного делового туризмаЕжегодно в мире совершается св.100 млн. бизнес-поездок. Их территор-ное распределение харак-ся крайней неравномерностью. Большая часть туристских потоков со служеб. целями направляется в Европу. В структуре деловых поездок на европейском континенте преобладают командировки бизнесменов, конгрессные туры, поездки на выставки и ярмарки, инсентив-туры для служащих фирм. Основной «поставщик» деловых туристов в Европе – Германия. Средняя продолжительность служебной поездки в страны, расположенные на др. континенте, составляет 12-13 дней, внутри региона 5-6 дней, а по своей стране 3-4 дня. Среди европейских гос-в, принимающих потоки деловых людей, выделяются Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, Испания, Швеция, Швейцария. Особое место занимает Бельгия со столицей Брюсселем, являющимся одновременно и столицей ЕС. Заметную роль на рынке бизнес туризма стали играть страны Центральной и Восточной Европы.Стремительно развивается бизнес-туризм на американском континенте. Каждая восьмая поездка в Новом Свете совершается со служебными целями. Основные потоки деловых людей направляются в США, Канаду и Мексику, лидирующие на всех сегментах туристского рынка в Западном полушарии. Поток деловых туристов набирает силу в Латинской Америке. С подъемом в экономике, расширением и укреплением торговых связей многие страны этого региона упрочили свои позиции на рынке делового туризма. Увеличивается кол-во прибытий со служеб. целями в Парагвай, Гватемалу, Коста-Рику. В Юго-Восточной Азии первая половина 90-х гг. характеризовалась ростом кол-ва служебных поездок, определявшим общ. динамику тур. прибытий. В 1995 г. Каждая пятая поездка в регионе была деловой. Треть прибытий приходилась на Сянган (Гонконг), Сингапур и Тайвань.В Африке и на Ближнем Востоке деловой туризм развивается неравномерно. Подъемы и спады в динамике прибытий зависят глав. обр. от политич. ситуации в регионе. Наиболее динамич. сегмент рынка деловых путешествий – конгрессно-выставочный туризм. В мире растет интерес к симпозиумам, конференциям, совещаниям, семинарам, а также выставкам и ярмаркам. В 90-е гг. число конгрессных мероприятий перевалило за 8 тыс. в год. Основная их часть (ок. 80%) приходится на страны Западной Европы и Северной Америки. Крупнейшими центрами конгрессно-выставочной деятельности в Европе и Америке являются Амстердам, Барселона, Брюссель, Вашингтон, Вена, Женева, Копенгаген, Лондон, Мадрид, а также Париж и Страсбург. Наиб. известны следующие туристич. выставки и биржи. Международная туристическая биржа, к-рая проходит в Берлине, Международная туристская выставка-биржа ФИТЮР в Мадриде, Всемирная туристская выставка В Лондоне, Международная туристская биржа в Милане. В пятерку самых крупных туристских ярмарок недавно вошла Московская международная выставка «Путешествия и туризм» (МИТТ). Наряду с поездками на конгрессы и выставки деловой туризм включает инсентив-туры. Это поездки в виде поощрения за успехи в работе. Основным поставщиком премированных туристов является США. Однако все большее распространение инсентив-туризм получает и в Европе.
14. География религиозного туризма: основные центры паломничества Религиоз. мотивация оказывает существенное влияние на тур. потоки. Паломничество – это путешествие с культовыми целями, одна из самых старых форм туризма, развитие которой связано с формированием мировых религий. История религиоз. туризма уходит корнями в века. Первые свидетельства о путешествиях с культовыми целями относятся к периоду Античности. Древние греки и римляне посещали святилища и храмы. Самый известный культовый центр Эллады находился в Дельфах. В эпоху средневековья миграция по религиоз. мотивам, продолжая развиваться, приобретает новые черты. Паломничество принимает массовый характер в форме Крестовых походов. Сегодня, как и много веков назад, религиозные убеждения являются одним из главных мотивов путешествий. Каждый год свыше 200 млн че-к в мире совершают паломничество.
Особое место среди мировых культовых центров занимает Иерусалим – святое место для приверженцев 3 религий – иудаизма, христианства и ислама. Иудеи едут в Священный город, чтобы побывать у стены плача, где они скорбят о некогда разрушенном арабами храме. Для христиан Иерусалим связан с земным пребыванием Иисуса Христа. Самым важным пунктом явл. храм Воскресения – глав. святыня христианского мира. Каждый верующий стремится посетить этот храм, поклониться его реликвиям – Голгофе, камню Помазания, Живоносному Гробу Господня. Местом притяжения мусульман явл. мечеть Омара – самое старое из дошедших до наших дней исламских культовых строений. Ее купол символизирует скалу, с к-рой, согласно религиоз. представлениям, пророк Мухаммед вознесся на небеса. В христ-ком мире существует много святых мест в различных районах Земли. Но наиболее почитаемые среди них находятся в Европе. Особенно почитаемы у христиан реликвии, связанные с крестными муками и смертью Иисуса Христа. Наиболее известное из них – терновый венец – находится в Париже, в соборе Нотр-Дам. Плащаница, к-рая хранится в кафедральном соборе Турина (Италия), также явл. объектом поклонения. Другая святыня- капли крови, традиционно приписываемые Иисусу Христу, находятся в бельгийском городе Брюгге. Многие центры христианского паломничества связаны с именем Девы Марии. Почитаются также многие святые. Миллионы паломников со всего мира стекаются в Ватикан – центр католич. Церкви и резиденцию Папы Римского. Глав. центром религиозного притяжения среди мусульман явл. г. Мекка в Сауд. Аравии – священ. город, где согласно религиоз. учению родился пророк Мухаммед. Осн. объекты – мечеть аль-Харам – самый большой в мире храм под открытым небом. Здесь же расположен храм Кааба, в к-ром наход-ся черный камень, к-рый, как считается был помещен туда самим Мухаммедом. Путешествие в Мекку явл. одной из основных обязанностей мусульман. Другая их святыня находится в г. Медина, также располож. в Сауд. Аравии. На протяжении многих лет тысячи паломников отправлялись в г. Лхаса (Тибет), где находится монастырь и дворец Далай-ламы – духовного главы буддистов. Дворец был зимней резиденцией главы Тибета до 1959 г., пока нынешний Далай-лама не эмигрировал в Индию. Др. святыня буддийского мира располож. в г. Канди (Шри-Ланка). Здесь стоит храм Далида Малигава, в к-ром хранится левый клык Будды. Центрами притяжения буддийских паломников явл. и многочисленные статуи Будды. Наприм., в японском г. Нара, в монастыре Тодайдзи находится известн. Бронзовая статуя Великого Будды (16 м). Близкие паломничеству потоки формируются экскурсионным туризмом религиозной тематики. Такие поездки обычно не столь продолжительны, рассчитаны на детей и взрослых, организуются в любое время года и не привязываются к культовым праздникам.