Территориальное размещение промышленных территорий города и факторы их территориального развития.

К основным факторам размещения производственных комплексов района относятся природные ресурсы. При размещении конкретных предприятий и комплексов существенное влияние оказывает рельеф территорий, инженерно-геологические условия, сейсмика, прочие инженерно-геологические явления (оползни и др.).

Основные градостроительные требования при размещении промышленных территорий в структуре города являются:

-организация связей с местами расселения трудящихся, с сырьевой базой, источниками энерго- и водоснабжения общегородского значения, внешн. и внутригородскими транспортными магистралями;

-обеспечение планировочной и композиционной связи с прилегающими районами города, включение их в композиционную структуру города;

-кооперирование обслуживания промышленного района с общегородскими и районными системами КБО;

-исключение (или, в крайних случаях, сведение к минимуму) влияния производственных вредностей на селитебные территории города.

В основу обоснования размещения производственных комплексов в районной планировке лежит вариантный метод проектирования. При этом рассматриваются варианты наиболее вероятного размещения предприятия. На стадии схемы районной планировки размещение предприятий принимается по отраслевым схемам размещения предприятий.

В задачу районной планировки входит уточнение и обоснование отраслевых схем с учётом их взаимной увязки. По каждому из вариантов с учётом стадии проектирования рассчитываются ТЭП и затраты на реализацию проектного решения. В задачу экономистов входит: дать экономическое обоснование проектного решения с учётом приведённых затрат. Критерием при оценке проектных решений размещения промышленных предприятий и комплексов в районной планировке является минимум приведённых социально-экономических затрат.

Производственная (промышленная) зона - крупное градостроительное образование. Она представляет собой совокупность всех производственных территорий населенного места: пром.районов, пром.узлов, отдельных предприятий и объектов. Пром.зона- это функциональная часть города, предназначенная для преимущественного размещения предприятий, связанных с ним учреждений обслуживания, а также научно-производственных, коммунально-складских, транспортных объектов, инженерно-технических сооружений, санитарно-защитных зон, тер-рий произв-ых отвалов и отходов, требующих ре-культивационных работ.

Расположение всех составляющих производственной зоны города (пром.районов и узлов, отдельных предприятий) формирует производственную инфраструктуру. Сложивщиеся города отличаются более усложненной структурой произв-ых зон и размещением составляющих эти зоны элементов. Единично расположенные предприятия находятся во всех частях города, а преимущественно в центральной и переходной. Так же и пром. районы, кроме периферийной и переходной зон города, могут попадать и в его центральные части. Много произв-ых тер-рий размещается по береговой линии рек и вдоль железнодорожных путей, эта взаимосвязь складывается исторически и часто сохраняет свое значение. Иногда произв-ая зона выглядит как один, довольно большой пром.район, соприкасающийся с остальной частью города. Так бывает в неболдьших, длительное время формирующихся на базе крупного добывающего производства поселениях.

Города, производственная инфраструктура которых получила свое развитие в последнее время, нагляднее показывает организованные подходы к формированию производственной зоны. Промышленные районы и узлы занимают только периферийные и пригородный пояс города. В случае вредных по санитарным показателям производств, а также ярко выраженного сезонного ветрового режима местности этот производственный пояс «разрывается», сохраняясь только с подветренной стороны центра города. Отдельные предприятия и их небольшие группы размещают дисперсно в городской ткани, тем самым обеспечивая равную доступность мест приложения труда из всех мест проживания.

Факторы территориального развития:

1. увеличение объемов производства, либо производство нового вида продукции требует увеличения пром. территории (строительство новых объектов, реконструкция уже имеющихся и т.д.);

2.социальный фактор - увеличение уровня автомобилизации (так исходя из СНиП II-60-75* автомобилей требовалось автомобилей 150-180 на расчетный срок, а в соответствии со СНиП 2.07.01-89* уже 200-250 на 1000жителей ), что требует соответственного увеличения площади (кол-ва) автостоянок на предзаводской и заводской территориях.

ОСНОВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

Наши рекомендации