Вопрос. Предмет и метод экономической теории.
Экономическая теория – наука общественная, или социальная. Вместе с другими науками (историей, социологией, политологией) она исследует мир общества, совместную жизнь в нем людей. В центре внимания экон-й теории – хозяйственная, производственная жизнь общества, экономические связи и отношения между людьми в процессе создания, распределения, обмена и потребления. Это вопросы о том, какие ресурсы нужны производству, как осущ-сяхоз-ый процесс, зачем экономике деньги, как согласовать экономическую деятельность многих людей, что такое рыночный механизм и может ли он работать без свободных цен и конкуренции; и почему возникают кризисы, безработица, инфляция и как их смягчить.
Экономика – искусство ведения домашнего хозяйства. Древняя Греция.
Предпосылки воздействующие на экономическую науку: 1. разделение труда; 2. товарно-денежные отношения; 3. формирование национальных рынков.
Экономика – методологическая, теоретическая основа социальных наук. Общественная наука.
При изучении экон-й теории ученые применяют общенаучные и частные методы. Общенаучные методы: диалектический метод, т.е. каждое явление рассматривается в своем развитии, в постоянном движении. Если основу изменений общ-ых явлений экономисты видят в материальном производстве, то в экономическом анализе используется материалистический метод. В соединении с диалектикой образуется метод диалектического материализма.
Частные методы: методы абстракции, дедукции и индукции, допущения «при прочих равных условиях», анализа и синтеза, метод единства логического и исторического, критический м., макро-, медиум- и микроуровень экон-го анализа, матем-ий и статистический анализ, графическое изображение.
Метод абстракции: Процесс сбора нужных фактов предполагает абстрагирование от реальности. Это особый мыслительный прием, позволяющий формулировать те или иные отвлеченные понятия или категории (стоимость, цена, деньги, рынок, дорогой, дешевый)
Метод дедукции и индукции. Дедуктивный – движение в экон-ом анализе от общего к частному, от теории к фактам. Индуктивный – движение от частного к общему, или от фактов к теории.
Метод анализа и синтеза: М. анализа предполагает расщепление экон-х явлений на более простые процессы и отдельные явления. Затем подвергнутые анализу единичные процессы и явления, благодаря методу синтеза, объединяются в целое.
Метод единства логического и исторического: Все общественные явл-я имеют свою историю и нужно проследить по этапам их истор-ю цепочку, а затем построить четкую, логически обоснованную взаимосвязь явлений, отражающую исторический процесс возникновения и развития данного явления.
Допущение «при прочих равных условиях». Экономисты при построении своих теорий допускают, что изменяется только данное явление, а все другие переменные остаются неизменными.
Макроэкономический анализ: охватывает экономику в целом или такие ее основные подразделения, как правительственный сектор, домохозяйства и частный сектор.
Микроэкон-й анализ: изучает поведение индивидуальных единиц. Позволяет увидеть с самого близкого расстояния специфические компоненты экон-й системы.
Медиум, или мезоуровень – среднее между макро- и микроуровнем: регион, область, город, район, или анализ террит-го экономического пространства.
М. матем-го и статист-го анализа: экономико-математическая модель дает упрощенное или схематичное выражение экон-й жизни, но четко отражает взаимосвязь процессов и явлений.
Эмпирическая функция экон-й теории предполагает наблюдение и сбор фактов, происхлодящих в действительности. Так можно проследить как изменились товарные цены за тот или иной период, как возросли объемы производства, торговли и прибылей предприятий.
Эксперимент: проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контрол-е условия
Моделирование: изучение социально-экон-х явлений по их теоретическому образцу – модели, которая замещает сам объект исследования.
Графический метод: отображает хоз-ые явления с помощью различных схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость и наглядность в представлении сложного теоретического материала.