Необходимость и сущность госрегулирования

1. Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.

2. Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве (в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др).

3. Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых - загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.

4. Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.

5. Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства.

6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессий) и депрессий.

7. Излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для "социальной компенсации" малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.

8. Наличие обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок.

Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.

Цели госрегулирования

Высшими, " центральными " целями неизменно являются формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития (включая его социальные сферы) и общественной стабильности. Все прочие цели производны от этих двух, но они периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются между собой, находясь в отношениях взаимозависимости.

Из высших целей госрегулирования вытекают различные цели второго порядка. К ним можно отнести, например, создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции, стимулирование умеренного экономического роста, поддержание высокой конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке, поддержание внешнеэкономического равновесия (т.е. обеспечение бездефицитности платежного баланса или терпимого дефицита), удовлетворительное состояние окружающей среды.

Из целей первого и второго порядка вытекают цели третьего порядка и т.д. Число таких целей неопределенно. Причем в каждой стране одни из них появляются, а другие уходят в небытие по мере их достижения или вследствие обнаруживающейся их недостижимости.

Для реализации отмеченных выше и других целей использует целый набор средств как экономического, так и неэкономического характера. К ним относятся:административно-правовые средства, государственные финансы, денежно – кредитный инструментарий, государственная собственность, внешнеэкономический инструментарий (таможенные пошлины, субсидии и налоговые льготы отечественным экспортерам и т.д.).

Объекты и направления государственного регулирования экономики.Это регулирование инвестиций, госрегулирование сбыта, госрегулирование рынка труда, содействие достижений в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), экологическое регулирование, социальные аспекты госрегулирования, внешнеэкономическое регулирование.

Формы государственного регулирования. По характеру воздействия на процесс экономического развития можно выделить две основные формы государственного регулирования экономики: краткосрочное антициклическое регулирование (или конъюнктурная политика – она нацелена на сглаживание циклических колебаний хозяйственной конъюнктуры, предотвращение особенно глубоких циклических кризисов и такой массовой безработицы, которая угрожала бы самим устоям рыночного хозяйства и демократического общества, а также на создание благоприятных условий для среднесрочного и долгосрочного регулирования экономики, способствующего ее непрерывной модернизации и прогрессу) и среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу).

В развитых странах сложились три главные модели госрегулирования (американская, западноевропейская и японская), характеризующиеся различным сочетанием основных инструментов экономической политики (бюджетно-налоговых, денежно-кредитных, государственной собственности и др.).

18 вопрос. Доход (выручка) и прибыль фирмы. Распределение прибыли.

Доход– это итог хозяйственной деятельности, основа социально-экономического благосостояния хозяйствующего субъекта. Доход– это есть денежный эквивалент произведенной и реализованной продукции, первичная форма реализации собственности, экономической ответственности предпринимателя перед «экономической средой». Как раз доход отражает экономическую результативность предпринимательства, выражает отношения хозяйственного риска, материальную и экономическую ответственность предпринимателя за рациональное использование всех факторов производства.

В микро- и макроэкономике доход является одной из центральных величин для измерения общего благосостояния. Он также является одной из центральных величин в налоговом законодательстве.

Виды дохода:

Реальный доход — сумма товаров и услуг, которые можно приобрести на денежный (номинальный) доход.

Номинальный доход — величина совокупного дохода, оцениваемая в деньгах.

Общий доход– совокупная выручка от реализации определенного объема продукции.

Предельный– изменение дохода при продаже дополнительной единицы продукции.

Совокупный– сумма денег и других ценностей (благ), которую субъект зарабатывает или получает в течении определенного времени (обычно 1 год).

Доход на душу населения

Личный доход - весь доход, заработанный или полученный отдельными лицами. Располагаемый доход - часть личного дохода, остающаяся у работника после вычета налогов.

Через доход фирма стремится активно уловить в свою пользу «доллар покупателя», что позволяет ускорить движение оборотного капитала, своевременно возобновлять фонды оплаты труда, амортизационных отчислений, сохранять рабочие места и вовремя выплачивать зарплату персоналу, оплачивать различные счета поставщиков. Получение дохода свидетельствует о реализации продукции, целесообразности производственных затрат, об общественном признании потребительских свойств продукта.

Прибыль.

Иногда, под терминами «доход» и «прибыль» понимают одно и то же. Не следует смешивать эти понятия. Прибыль является итоговым результатом деятельности фирмы за определенный период времени и представляет собой разность между всеми доходами и всеми расходами предприятия. Прибыль обеспечивает экономическую устойчивость фирмы, гарантирует полноту ее финансовой независимости. В условиях рынка прибыль предопределяет что, как и в каких размерах производить. Величина прибыли зависит от 2-х основных факторов: 1) уровня себестоимости товара (расходы бизнесмена на производство благ); 2) уровня оптовых цен.

Прибыль выполняет определенные функции. Это такие как:

- распределительная – создание фондов денежных средств, обеспечивающих финансирование принятых к реализации программ и стратегий, поддержание оптимальной структуры капитала, сведение к минимуму риска банкротства.

- стимулирующая– снижение издержек производства, внедрение инноваций и технических усовершенствований. За счет прибыли фирма эволюционирует производственный процесс, осуществляет капитальные и финансовые вложения, финансирует социальные потребности.

Различают следующие виды прибыли:

- бухгалтерскую – часть дохода фирмы, которая остается от общей выручки после возмещения внешних издержек, т. е. платы за ресурсы поставщиков.

- экономическую (чистую) – то, что остается после вычитания из общего дохода фирмы всех издержек (внешних и внутренних)

- балансовую – разницу между выручкой от реализации продукции и суммой материальных затрат, амортизацией и заработной платы.

Иногда балансовую прибыль называют общей прибылью, поскольку именно она является источником распределения и использования средств предприятия. Помимо этого выделяют ещё такие понятия какваловая прибыль, нормальная, предельная и максимальная прибыль.

Валовая прибыль фирмы - это поток денежных поступлений за определенный период. Превалирующую часть такой прибыли образует выручка от продажи товаров и услуг, поэтому в экономической теории выручку от продажи товаров и услуг рассматривают как валовая прибыль фирмы. В общественном секторе плановой экономики использовались категории чистой и хозрасчетной прибыли. Чистая прибыль - это выручка за вычетом материальных затрат и затрат на заработную плату. Хозрасчетная прибыль состоит из заработной платы и прибыли.

Распределение прибыли является важнейшим хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей предпринимателей и формирование доходов государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом: прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом; прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно; величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль), в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие; социальные потребности предприятия; подготовку кадров и т. д. то есть используется им самостоятельно. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Чистая прибыль является источником погашения собственных оборотных средств.

Наконец из чистой прибыли бизнесмен получает причитающейся ему лично предпринимательский доход. Который распределяется между пайщиками, внешним свой вклад в совместный капитал.

Наши рекомендации