Эк-ий рост: сущность, цели и типы, факторы, влияющие на экономический рост
В совр. ЭТ под эк. ростом обычно понимаются не кратковременные взлеты и падения реального объема произв-ва относительно естественного значения, а долговременные изменения естественного уровня реального объема произв-ва, связанные с развитием производит. сил на долгосрочном временном интервале. Сущность реального эк. роста сост. в разрешении и воспроизведении на новом уровне осн. противоречия эк-ки: м/у огранич. рес. и безгранич. потребностей. Разрешаться это противоречие может двумя осн. способами: 1, за счет увел. производств. возможностей, 2, за счет наиболее эффективного исп. имеющихся производств. возможностей и развития обществ. потребностей. Однако на этом процесс не завершается: на каждом новом этапе развития при расширении производств. возможностей опять не все обществ. потребности удовлетворяются. Развитие производств. возможностей обусловливается не только и не столько кол-нным ростом обществ. потребностей, сколько изм. их структуры, повышением в структуре потребит. предпочтений доли одних потребностей и уменьш. доли др.
Производственные рес. и структура выпуска, как правило, не могут изменяться столь же быстро, как структура потребностей.
Отсюда следует, что стремление осн. субъектов эк-ки к эк. росту существует всегда независимо от того, какой уровень развития достигнут в обществе. Однако реальные усл. произв. далеко не всегда позволяют реализоваться потенциалу роста. В этих усл. наступает депрессия, или эк. спад, кот. может быть обусловлен как внутр. эк. факторами, так и внеш.
В ЭТ сложились 2 осн. подхода к трактовке форм проявления эк. роста. Наиболее распростр. явл. понимание эк. роста как итоговой хар-стики развития нац. эк-ки за опр. период, измеряемый либо темпами роста реального объема ВНП (НД), либо темпами увел. этих показателей в расчете на душу населения. В настоящее время в теориях роста превалирует 2-й способ измерения. Под эк. ростом подразумевается такое развитие нац. эк-ки, при кот. темпы увеличения реального нац. дохода превышают темпы роста населения.
Могут быть выделены 2 осн. типа эк. роста: экстенсивный и интенсивный. При экстенсивном типе эк. роста расширение объема мат. благ и усл. достигается за счет исп. большого кол-ва работников, средств труда, земли, сырья, топливно-энерг. рес. и т.д. Сохраняются постоянные пропорции м/у темпами роста реального объема произв-ва и совокупных издержек на его создание.
Интенсивный тип, напротив, хар-ется тем, что расширение произв-ва обеспеч за счет качественного совершенствования: применения прогрессивных технологий, исп. рабочей силы, имеющей большую квалификацию и более высокую производит труда, и т.д. В этом случае темпы роста реальных объемов произв-ва будут превышать темпы изм-ния реальных совокупных издержек. (В действит экстенсивный и интенсивный типы в чистом виде не сущ).
Факторами эк. роста наз. те явл. и процессы, кот. определяют масштабы увеличения реального объема произв-ва, возможности повышения эффективности и качества роста.
По способу воздействия на эк. рост различают прямые и косвенные факторы. Прямыми наз. те, кот. непосредственно определяют физ. способность к эк. росту. Косвенные факторы влияют на возможность превращения этой способности в действительность. В состав прямых входят 5 осн. факторов, непосредственно определяющих динамику совокупного произв-ва и предложения:
• увел. численности и повышение качества трудовых рес.;
• рост объема и улучш. качественного состава осн. капитала;
• совершенствование технологии и организации произв-ва;
• повышение кол-ва и качества вовлекаемых в хоз. оборот прир. рес.;
• рост предприним. способностей в обществе.
В сост. косвенных входят такие факторы предложения, как снижение степени монополизации рынков, уменьшение цен на производств. рес., снижение налогов на прибыль, расширение возможности получения кредитов и т. п., а также факторы спроса и распределения.
53. Методы конкурентной борьбы и их содержание
Основные формы конкурентной борьбы
1) Традиционная (ценовая форма ) осуществляется путем «войны» цен ,скидки
с прейскурантов (теневые цены),локальные изменения цен, сезон распродажи, продажа по сниженным ценам, продажа товаров более высокого качества или с предоставлением большого объема услуг по действующим ценам, удлинение срока потребительского кредита, лизинг оборудования демпинг (продажа по брос.\овым ценам ) – форма конкурентной борьбы ,используемая для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновение на освоенный рынок
2) Борьба за качество предложенных на рынке товаров. Это наиболее эффективная и совершенная форма конкуренции. Поступление на рынок продукции более высокого качества затрудняет ответные шаги со стороны конкурентов , поскольку формирование качества проходит длительный цикл, начиная с накопления экономической информации и подбором соответствующих технологии. Любая корпорация , которая стремится добиться на рынке успеха,проводит соответствующую маркетинговую политику: еженедельные опросы потребителей. Цель таких мероприятий- получение информации о качестве товаров
3) ТОРГОВая (рыночные) конкуренция осуществляется путем до – и после продажного обслуживания.Для этого необходимо постоянное присутствие проиводителя по сфере обслуживания потребителя. Допродажное включает в себя удовлетворяющие требования потребителя по условиям поставок (например : сокращение сроков и ритмичность поставок) Послепродажное- создание сервисных центров ,включающие поставки запчастей , ремонта и т.д.
Плюсы:
- резкая активизация иновационнного процесса
- гибкое приспособление к спросу
- высокое качество продукции
- высокая производительность труда
- минимизация издержек
- реализация принципа оплаты по кол-ву и качеству труда
- конкуренция поддается регулированию со стороны государства
Минусы:
- победа одних и поражение других
- различие в условиях деятельности ,что ведет к нечестным приемам
- чрезмерное эксплуатирование природных ресурсов
- экономические нарушения