Эк-ий рост: сущность, цели и типы, факторы, влияющие на экономический рост

В совр. ЭТ под эк. ростом обычно понима­ются не кратковременные взлеты и падения реального объема произв-ва относи­тельно естественного значения, а долговременные изменения естественного уровня реального объема произв-ва, связанные с развитием производит. сил на долгосрочном временном интервале. Сущность реального эк. роста сост. в разрешении и воспроиз­ведении на новом уровне осн. противоречия эк-ки: м/у огранич. рес. и безгранич. потребностей. Разрешаться это противоречие может двумя осн. способами: 1, за счет увел. производств. возможностей, 2, за счет наиболее эффектив­ного исп. имеющихся производств. возможностей и развития обще­ств. потребностей. Однако на этом процесс не завершается: на каждом новом этапе развития при расширении производств. возможностей опять не все обще­ств. потребности удовлетворяются. Развитие производств. возможностей обусловливается не только и не столько кол-нным ростом обществ. потребностей, сколько изм. их структуры, повышением в структуре потребит. предпочтений доли одних потребностей и уменьш. доли др.

Производственные рес. и структура выпуска, как правило, не могут изменяться столь же быстро, как структура потреб­ностей.

Отсюда следует, что стремление осн. субъектов эк-ки к эк. росту существует всегда независимо от того, какой уровень развития достиг­нут в обществе. Однако реальные усл. произв. далеко не всегда позволя­ют реализоваться потенциалу роста. В этих усл. наступает депрессия, или эк. спад, кот. может быть обусловлен как внутр. эк. факторами, так и внеш.

В ЭТ сложились 2 осн. подхода к трактовке форм проявления эк. роста. Наиболее распростр. явл. понима­ние эк. роста как итоговой хар-стики развития нац. эк-ки за опр. период, измеряемый либо темпами роста реального объема ВНП (НД), либо темпами увел. этих показателей в расчете на душу населения. В настоящее время в теориях роста превалирует 2-й способ измерения. Под эк. ростом подразумевается такое развитие нац. эк-ки, при кот. темпы увеличения реального нац. дохода превышают темпы роста населения.

Могут быть выделены 2 осн. типа эк. роста: экстенсивный и интенсивный. При экстенсивном типе эк. роста расширение объема мат. благ и усл. достигается за счет исп. большого кол-ва работников, средств труда, земли, сырья, топливно-энерг. рес. и т.д. Сохраняются постоянные пропорции м/у темпами роста реального объема произв-ва и совокупных издержек на его создание.

Интенсивный тип, напротив, хар-ется тем, что расширение произв-ва обеспеч за счет качественного совершенствования: применения прогрессивных технологий, исп. рабочей силы, имеющей большую квалификацию и более высокую производит труда, и т.д. В этом случае темпы роста реальных объемов произв-ва будут превышать темпы изм-ния реальных совокупных издержек. (В действит экстенсивный и интенсивный типы в чистом виде не сущ).

Факторами эк. роста наз. те явл. и процессы, кот. оп­ределяют масштабы увеличения реального объема произв-ва, возможности по­вышения эффективности и качества роста.

По способу воздействия на эк. рост различают прямые и косвенные факторы. Прямыми наз. те, кот. непосредственно определяют физ. способность к эк. росту. Косвенные факторы влияют на возмож­ность превращения этой способности в действительность. В состав прямых входят 5 осн. факторов, непосредственно определя­ющих динамику совокупного произв-ва и предложения:

• увел. численности и повышение качества трудовых рес.;

• рост объема и улучш. качественного состава осн. капитала;

• совершенствование технологии и организации произв-ва;

• повышение кол-ва и качества вовлекаемых в хоз. оборот при­р. рес.;

• рост предприним. способностей в обществе.

В сост. косвенных входят такие факторы предложения, как снижение степени монополизации рынков, уменьшение цен на производств. рес., снижение налогов на прибыль, расширение возможности получения кредитов и т. п., а также факторы спроса и распределения.

53. Методы конкурентной борьбы и их содержание

Основные формы конкурентной борьбы

1) Традиционная (ценовая форма ) осуществляется путем «войны» цен ,скидки

с прейскурантов (теневые цены),локальные изменения цен, сезон распродажи, продажа по сниженным ценам, продажа товаров более высокого качества или с предоставлением большого объема услуг по действующим ценам, удлинение срока потребительского кредита, лизинг оборудования демпинг (продажа по брос.\овым ценам ) – форма конкурентной борьбы ,используемая для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновение на освоенный рынок

2) Борьба за качество предложенных на рынке товаров. Это наиболее эффективная и совершенная форма конкуренции. Поступление на рынок продукции более высокого качества затрудняет ответные шаги со стороны конкурентов , поскольку формирование качества проходит длительный цикл, начиная с накопления экономической информации и подбором соответствующих технологии. Любая корпорация , которая стремится добиться на рынке успеха,проводит соответствующую маркетинговую политику: еженедельные опросы потребителей. Цель таких мероприятий- получение информации о качестве товаров

3) ТОРГОВая (рыночные) конкуренция осуществляется путем до – и после продажного обслуживания.Для этого необходимо постоянное присутствие проиводителя по сфере обслуживания потребителя. Допродажное включает в себя удовлетворяющие требования потребителя по условиям поставок (например : сокращение сроков и ритмичность поставок) Послепродажное- создание сервисных центров ,включающие поставки запчастей , ремонта и т.д.

Плюсы:

- резкая активизация иновационнного процесса

- гибкое приспособление к спросу

- высокое качество продукции

- высокая производительность труда

- минимизация издержек

- реализация принципа оплаты по кол-ву и качеству труда

- конкуренция поддается регулированию со стороны государства

Минусы:

- победа одних и поражение других

- различие в условиях деятельности ,что ведет к нечестным приемам

- чрезмерное эксплуатирование природных ресурсов

- экономические нарушения

Наши рекомендации