Психология предпринимателя и менеджера
1) Психотип предпринимателя:
• достижение эк самостоятельности, самоактуализация,
• готовность к риску ради дела
2) Психотип менеджера:
• построение собственной карьеры,
• риск ради собственных интересов
Макклелланд: развитие деятельности чел зависит от мотивации либо на достижение успеха, либо на избежании неудач
Предприниматель:
- ориентация на достижение успеха
- эк активность
- учет ошибок из опыта
- адекватная самооценка
- внутренний локус-контроль
Менеджер:
- ориентация на избежание неудач
- торможение эк активности
- неадекватная самооценка
- внешний локус-контроль
Обе тенденции развиты в человеке, но одна из них доминирует.
Роттер: локус-контроль – склонность приписывать результаты и неудачи своей деятельности внутренним или внешним факторам.
14. Психология денежного поведения
Деньги как объект психологической оценки:
Восприятие денег субъективно: крупные купюры ассоциируются с накоплением, мелкие с потреблением.
Отношение к деньгам по их источнику происхождения: з/п – бережное; премии, выигрыши - расточительность
по целям использования: отмывание благотворительности и т д
по денежной форма: наличность, кредитки, облигации, акции и т д
Новые купюры воспринимаются зрительно ценее, чем старые
Нормы и ценности денежного поведения: если дарят деньги, то тратят больше, чем на мат подарок, деньги девальвируют стоимость подарка, брать деньги под % у друзей также неприемлемо, а брачные контракты, страхование жизни – норма
Восприятие людей по «денежной оценки»:
- пол(женщщины – фрустрация по поводу денег, завидуют тем, кто имеет, много тратят, мужчины – большая ценность, копят деньги)
- возраст ( возрастом баланс между тратами и накоплениями)
- личные характеристики: экстраверты(больше тратят), интроверты(экономят)
- соц статус( предприниматели – экономят, малообеспеченные – тратят больше в %, богатые – более здоровые и богатые)
макроуровень:
На макроэкономическом уровне ценность денег в обществе тем, выше, чем выше эк рост.
Нек-рые страны замещают низкие доходы граждан большим количеством крупных купюр в обороте
Малая доля производящего труда ведет к чрезмерным финансовым играм, отсутствию контроля над деньгами, чрезмерными тратами, правящая элита ориентируется на личный интерес
Негативное отношение к деньгам: падение курсы нац валюты, снижение авторитета, недоверие к ден единице. Позитивное отношение: рост сбережений,
Происхождение денег и стадии отношения к ним:
Экономические антропологи и психологи полагают, что деньги имеют нетоварное происхождение – ср-ва платежа
Исследования в рамках классической психологии. Психоанализ: деньги – подсознательное средство накопления (на уровне бессознательного иметь накопления).
Теория развития поведение людей по возрастным периодам.
У детей 3 стадии отношения к деньгам:
• нет никакого отношения к деньгам, не понимают, для чего они нужны.
• соотношение определенной суммы денег с каким-то товаром
• осознание их значения
Типы личности:
1. коллекционеры безопасности (деньги – символ безопасности)
2. жадные до власти (деньги символ власти, контроля)
3. торговцы любовью (за деньги могут купить расположенность других людей)
4. поклонники автономии (символ независимости)
Денежные типы личности:
1. скряга – копит, получает от этого удовольствие, страх потери
2. транжира – бесконтрольные траты денег
3. денежный мешок – увлечен зарабатыванием денег, покупает любовь, признание за деньги
4. торгаш – охотник за дешевкой, даже если она ему не нужна
5. игрок – нестабильный, постоянно принимает вызов
Представитель денег – наличные. Поэтому к ним более бережное отношение. Деньги маскируют истинные причины конфликтов, истинное отношение между людьми.
Психология спроса
Поведение потребителя не подчиняется простым закономерностям максимизации выгоды. Функциональный спрос – спрос, в котором в основном учитываются качества, присущие товару.
На нефункциональный спрос влияют другие факторы (классификация SABONE):
- Безопасность — надежность, гарантии по обслуживанию
- Привязанность — привычки, верность ТМ
- Комфорт — технические преимущества, удобства в хранении и т д
- Гордость — политика высокой цены. Уникальность, имиджевость,
- Новизна— это поиск новых ощущений.
- Экономия — объективный фактор, не преобладает
Эффекты потребительского поведения, к-рые создают нефункциональный спрос:
- Эффект "бэндвэгон" – желание не отстать от других, ориентация на соц группу
- Эффект "сноба" - стремление отличаться от других, не приобретая товар, когда он доступен
- Эффект Веблена - демонстративное поведение. Чем выше цена, тем выше спрос на товар.
- Эффект "цена-качество" – высокая цена-лучшее качество
- Эффект "верность качеству – предрасположенность к определенной фирме
Развернутая модель избирательного покупательского поведения Котлер:
3 связанных блока:
- побудительные факторы:
• культурного порядка (манеры,поступки, принятые в семье, субкультура, со положение),
• соц порядка (референтные группы, семья, роли, статусы)
• личного порядка (возраст, положение, этап жизни, тип личности, образ жизни)
• психологического порядка (мотивация, восприятие, усвоение, убеждение)
- «черный ящик» сознания покупателя;
- ответная реакция покупателя.
Котлер предлагает также схему процесса принятия решения о покупке, которая состоит из пяти этапов:
- осознание проблемы (возникает мотив приобрести),
- поиск информации (возможно) Источники: реклама, продавец, СМИ, личный опыт,
- оценка вариантов(обращает внимание на с-ва, оценивает значимость, выбирает из альтернат),
- решение о покупке (может повлиять мнение др людей, сторонние обст-ства)
- реакция на покупку (доволен/недоволен).
5 концептуальных моделей выбора:
• Модель Андриасена. Основа – комплекс установок и способы переработки информации
• Модель Никосиа. Акцент на процессе купли-продажи. 4 блока: цепь событий, процессы поиска и оценивания, акт приобретения или покупка, процесс обратной связи.
• Модель Ховарда-Шеса. 5 стадий в процессе принятия решений: привлечение внимания, восприятие товара, формирование установки, возникновение намерения, акт приобретения
• Модель Энжел-Колат-Блэквел. Особенность: жизненный стиль и ценности
• Модель Бетмана. Процессы решений – критические. Они повторяющиеся, а не последовательные.
Личность и потребительский выбор:
- целеустремленные – осторожны в эк поведении, большее внимание содержательным св-вам
- настойчивые – поисковая активность, самостоятельность
- решительность, самообладание – риск, новизна
- эмпатийные – тревожные, нерешительные, субъективные
- аффилативные(эмоциональные контакты) – реклама, советы продавца
- чувствительность к отвержению – нерациональный выбор, вследствие боязни осуждения