Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия.

Переход к рыночным отношениям потребовал создания новой правовой базы, соответствующей этим отношениям, и правового институционального механизма, обеспечивающего их развитие. Развитие нормативной правовой среды предпринимательской деятельности представляет собой часть проводимой в Российской Федерации правовой реформы.

Основу правовой среды бизнеса в России составляют Конституция РФ, кодексы, федеральные законы, Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты министерств и ведомств (постановления, распоряжения, инструктивные письма, инструкции, приказы, разъяснения, указания и т. п.), акты субъектов РФ и органов местного самоуправления. Основные акты гражданского права представляют основу для развития специальной нормативной базы, способствующей в сочетании с формированием новых правовых институтов становлению и развитию рыночных отношений.

Гражданский кодекс определяет основания возникновения и особенности организации предприятий, их основные организационно-правовые формы. Порядок создания и деятельности предприятий отдельных организационно-правовых форм регулируется дополнительно особыми федеральными законами. ФЗ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. определяет порядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности акционеров. Правовое положение производственных кооперативов определяется федеральным законом «О производственных кооперативах» от 6 мая 1996 г. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. регулирует порядок создания и правовое положение общества, права и обязанности его участников. Законом «О несостоятельности (банкротстве)», Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ФЗ «О рекламе», Указ Президента РФ «О защите потребителей от недобросовестной рекламы», Закон РФ «О защите прав потребителей», ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», законами РФ «О занятости населения в РФ», «О коллективных договорах и соглашениях», закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Положения некоторых законов противоречат друг другу или отдельным нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, введение отдельных законов или их статей задерживается до внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс. Необходимо принятие новых нормативных актов, замена ранее принятых законов на более совершенные, отвечающие современным потребностям развития рыночных отношений.

Создание достаточно полной и непротиворечивой нормативной базы само по себе еще не означает наличия нормальных условий и институтов, адекватных цивилизованной предпринимательской деятельности. Кроме самих законов и механизмов их претворения в жизнь, необходима надлежащая информационная среда, обеспечивающая беспрепятственный доступ к любому закону и нормативному акту, а также определенный уровень правовой культуры.
4 билет.

Классификация предприятий.

По сфере деятельности: производственные, непроизводственные.

По виду и хар-ру деятельности: промышленные; с/х; строительные; торговые; транспортные; кредитно-финансовые.

По размерам: в наст.время к малым относятся предприятия с численностью занятых: * в промышленности, строительстве, на транспорте – до 100 чел.; * в с/х и научно-техн.сфере – до 60 чел.; * в оптовой торговле – до 50 чел.; * в розничной – до 30 чел.; * в остальн.отраслях и при осущ.др.видов деят-сти – до 50 чел. В соответствии с ФЗ РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ №209 ФЗ от 24.07.2007 года»: малые предприятия с 01.01.2010 года будут относится к предприятиям средн.численности работников, к-рых за предшествующий календарный год до 100 чел.включительно. Среди малых предприятий выделяют микро- до 15 чел. В наст.время к средн.предприятиям относятся предприятия с численностью занятых от 50/100 до 500(иногда до 300), крупные – свыше 500 чел., особо крупные – свыше 1000 чел. С 1 января 2010 года: к средним – от 100 до 250; свыше 250 – крупные.

По формам собственности: частное; государственное; муниципальное; смешанные (в зависимости от принадлежности имущества).

Организационно-правовые формы предприятия: *товарищество: коммандитное, полное; *общество: ООО,ОАО, ЗАО,ОДО; *кооперативы: потребительский и производственный (артель); * унитарное предприятие: на праве хоз.ведения и на праве оперативного управления.

Билет.

Наши рекомендации