Предмет и основные методы национальной экономики
Предмет и основные методы национальной экономики
Предметом экономической теории являются экономические отношения в обществе.
Поскольку экономические отношения представляют в обществе целостную систему, то предмет экономической теории имеет и другое определение.
Экономическая наука — это наука о системах экономических отношений о6щества.
Экономическая теория, анализируя экономические отношения, должна ответить на ряд принципиальных вопросов:
• что собой представляет экономическая система, как она устроена, каковы ее основные структурные элементы, цели и формы д в иже н и я
• как функционирует экономическая система, как осуществляется взаимосвязь ее элементов в процессе функционирования, и какое влияние оказывает принятие экономических решений;
• как система экономических отношений взаимодействует с другими общественными отношениями и, прежде всего, с социальными и политическими отношениями.
Составные части современной экономической теории и непосредственный предмет ее отдельных частей могут быть правильно определены в контексте двух основополагающих процессов.
1. Экономическая теория развивается вместе с обществом — экономика и
теоретические взгляды на экономику эволюционируют вместе с развитием реальных экономических отношений.
2.Усложнение экономических отношений, появление новых моделей экономических систем неизбежно порождают дифференциацию экономической теории и появление новых направлений и школ.
Вопрос о методах экономической теории — это вопрос о том, как, каким образом изучаются экономические явления и процессы. Следует различать две группы метопов: общие и локальные.
Общие методывыражают наличие общих подходов к научному освоению экономической действительности в целом, дают общую философско-методологическую базу, мировоззренческий, методологический стержень исследования экономики. Эти методы могут быть определены как методологические подходы или как направления экономической методологии.
Наиболее распространенными и значительными методологическими подходами выступают следующие": позитивистский, структуралистский, диалектический, а также синтетические.
Локальные методы представляют собой конкретные инструменты, приемы, средства, с помощью которых исследуются те или иные стороны и аспекты экономической системы. Среди них следует выделять как специфические методы, привязанные к той или иной методологии, так и универсальные методы, которые могут использоваться при реализации любой методологии.Кпоследним относятся:
— анализ (расчленение объекта исследования на отдельные элементы) и синтез (соединение отдельных элементов в единое целое);
—индукция (выведение общего из частных фактов) и дедукция (движение от общего к частному);
— абстракция (выделение существенных свойств предмета при отвлечении от других свойств), допущение при прочих равных условиях, обобщение (общие, в том числе усредненные или наиболее вероятные, характеристики) и др.
Указанные методы проистекают в основном из формальной логики и могутпоэтому быть обозначены как формально-логические.
Экономические системы. Национальный характер экономических систем
Экономическая система (англ. Economicsystem) — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:
§ социально-экономические отношения;
§ организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;
§ хозяйственный механизм;
§ система стимулов и мотиваций участников;
§ экономические связи между предприятиями и организациями.
Основные типы экономических систем перечислены ниже.
Смешанная система
Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:
§ обеспечение занятости;
§ полное использование производственных мощностей;
§ стабилизация цен;
§ параллельный рост заработной платы и производительности труда;
§ равновесие платежного баланса.
Отличительные черты:
§ приоритетность рыночной организации экономики;
§ многосекторность экономики;
§ государственное УПРАВЛЯЮЩЕЕ предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;
§ ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;
§ социальная защита населения.
Данный тип экономической системы характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, СШA.
Основные отличительные черты рыночной, командно-административной и смешанной
экономических систем
|
Переходные экономики
Переходная экономика — это переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. В этом случае происходит изменение основданной системы, в результате которого радикально меняется вся система. Из сказанного вытекают основные черты переходнойэкономики и ее отличия от сложившихся экономических систем.
Во-первых, если сложившаяся экономика воспроизводится на своей собственной экономической и институциональной основе, то переходная призвана сформировать основу новой экономической системы. Понятие основа экономической системы относится к числу ключевых в экономической теории. Оно включает в себя прежде всего установившиеся в экономике формы хозяйственных связей или тип координации деятельности между субъектами экономики. Зачастую к основе относят также присущий системе господствующий тип собственности и институтов, организующих ее функционирование. Когда эти элементы экономической системы сформированы, то можно говорить о завершении переходного состояния экономики и о вступлении ее в стадию развития на собственной основе.
Во-вторых, свойством переходной экономики является ее многоукладность. Экономический уклад — это особый тип экономических отношений, существующий наряду с другими отношениями. В любой экономике, в том числе и развитой, существуют различные типы экономических отношений (уклады), характеризующиеся различными формами собственности, интересами, способами ведения хозяйства. Например, современная экономика Запада характеризуется большим слоем малых предприятий, имеющих источником своего функционирования и развития собственный труд их владельцев. Однако этот слой производителей существует на базе господствующего типа координации и капиталистических форм собственности. Иное дело переходная экономика — многоукладность здесь присутствует как элемент основы. В переходной экономике существуют и старая, и новая основы и еще только формируется новая система связей. Так, в российской переходной экономике наряду с формирующейся рыночной системой наличествуют и другие типы регуляторов хозяйственных связей, включая неэкономические и теневые, и т. д. Преодоление многоукладности в основе экономики — одна из целей переходной экономики.
В-третьих, переходную экономику характеризует неустойчивость развития как ее внутреннее свойство. Стабильных переходных экономик не существует в силу того, что происходят постоянные изменения старых отношений при отсутствии новых институтов, норм и правил, возникают новые отношения, в которых участвуют новые экономические субъекты; происходит столкновение старых и новых экономических интересов. В силу этого тенденция к постоянному обострению экономических, социальных и политических отношений — внутреннее свойство переходных экономик. Все это требует создания особых способов поддержания стабильности и устранения экстремальных условий, способствующих нарушениям в экономике.
В-четвертых, относительная длительность преобразований в переходной экономике. Она объясняется не только сложностью и противоречивостью процессов. Это, прежде всего следствие естественных, не зависящих от политической властифакторов: известной инерционности прежних подходов, невозможности единовременно изменить технологический базис, заменить кадры, изменить структуру народного хозяйства, создать новые политические и экономические институты. Все это требует создания для всего периода переходной экономки особого механизма согласования интересов, а также государственной поддержки тех субъектов экономики, которые оказались в трудном положении по не зависящим от них причинам.
По форме переходная экономика имеет общие черты со смешанной экономикой. И в первом, и во втором случаях в рамках одной экономики имеет место соединение разнородных элементов: рынка и государственного регулирования, капиталистических форм и процессов социальной ориентации и т. д. Однако за этим скрывается качественное различие типов экономик. Смешанная экономика — это характеристика современной экономической системы, «новой экономики» как целостности, воспроизводящейся на основе единства рыночной системы, государственного регулирования и социальной устойчивости. Иное дело переходная экономика.
Переходная экономика — это не воспроизводящаяся на своей основе экономическая система, а переход от одной системы к другой. Неустойчивость, изменчивость отличает ее от сложившейся смешанной экономики. Хотя в переходной экономике и должно постоянно поддерживаться состояние равновесия, однаконе как свойство воспроизводства системы на собственной основе, а как средство устранения самой переходной экономики по мере решения ее исторических задач. Переходная экономика, несмотря на ее длительность, охватывает ограниченный период времени, а смешанная современная экономика — это постоянное состояние развитых экономических систем конца XX — начала XXI вв.
Этапы приватизации в России
Если рассматривать приватизацию в динамике, то можно выделить следующие ее основные этапы:
1)Доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала главным образом сферу социальной инфраструктуры: торговлю, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д.
2)Ваучерный (чековый) этап приватизации. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе.От 50 до 80% стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками.
3)Послечековый (денежный) этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление «стратегических» инвесторов.
4) Залоговые аукционы. Государство с целью покрытия дефицита государственного бюджета отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что государство, отдавая в залог пакеты а к ц и й, не планирует их возвращение и не резервирует средства на возвращение кредитов. Нормативной базой для залоговых аукционов послужил Указ Президента РФ «О порядке передачи в 1995 г. в залог акций, находящихся в федеральной собственности» от 31 августа № 889.
Стабилизационная политика
(Резкие изменения совокупного спроса и предложения — шоки — приводят к отклонению объема выпуска и занятости от потенциального уровня. Шоки со стороны спроса могут возникать, например, вследствие резкого изменения предложения денег или скорости их обращения, резких колебаний инвестиционного спроса и т.д. Шоки предложения могут быть связаны с резкими скачками цен на ресурсы (ценовые шоки, например нефтяной шок), со стихийными бедствиями, приводящими к утрате части ресурсов экономики и возможному уменьшению потенциала, усилением активности профсоюзов, изменением в законодательстве и, например, связанным с этим значительным ростом затрат на охрану окружающей среды и т.д.
С помощью модели AD—AS можно оценить воздействие шоков на экономику, а также последствия стабилизационной политики государства, направленной на смягчение колебаний, вызванных шоками, и восстановление равновесного объема производства и занятости на прежнем уровне.)
Переходные процессы в экономике сопровождаются обычно спадом производства, безработицей, дестабилизацией экономики, что выражается в дисбалансе совокупного спроса ипредложения, высокой инфляции, значительном дефиците госбюджета, неустойчивом валютном курсе и других негативных моментах. Восстановительные процессы в экономике и создание условийдля долгосрочного экономического роста в условиях рыночной системы связывают обычно со стабилизационной и структурной политикой государства. Но в переходных экономиках данные направления экономической политики имеют специфику по сравнению с развитыми рыночными системами.
Специфика проявляется в том, что в странах с переходной экономикой стабилизационная политика трактуется более широко: как стабилизация выпуска, цен, снижение бюджетного дефицита, поддержание устойчивого платежного баланса, валютного курса. В условиях переходной экономики структурные реформы становятся частью программ стабилизации, хотя и здесь стабилизация подразумевает, прежде всего, достижение полной занятости ресурсов, т.е. восстановление потенциала экономики. Объективной основой такой трактовки служит тот факт, чтостабилизация экономики осуществляется на фоне либерализации условий хозяйствования, создания рыночной инфраструктуры при параллельном формированииновой структуры отношений собственности. Переплетаются два процесса: среднесрочная стабилизация основных параметров функционирования экономикии долгосрочный процесс формирования нового социально экономического порядка.
Обычно выделяют два главных варианта стабилизационной политики: ортодоксальную и гетеродоксальную или их комбинации. Ортодоксальнаяпрограмм ориентирована в основном на действие рыночных регуляторов — либерализацию цен при ограничениях роста заработной платы, либерализацию практически вен сфер хозяйственной деятельности, включая внешне экономическую, что создает особенно жесткие конкурентные условия для отечественных предприятий. Действия государства ограничиваются проблемами сбалансированного бюджета (что связывается с ограничениями государственных расходов) и сдерживания темпов прироста денежной массы как средства борьбы с инфляцией. При высокой инфляции предусматривается установление фиксированного обменного курса. Предполагается, что рынок сам восстанавливает макроэкономическое равновесие, а проведение рестриктивной политики государственных расходов и достаточно жесткие монетарные меры позволяют снять излишек совокупного спроса и снизить уровень инфляции. Считается, что ортодоксальная программа более успешно осуществляется методом «шоковой терапии».
В отличие от ортодоксальной гетеродоксальная(смешанная)программа стабилизации и борьбы с инфляцией рассматривает последнюю не только как порождение излишнего спроса, но и как инфляцию издержек, а значит, предполагает не только ограничение избыточного спроса, но и стимулирование предложения. Постепенная либерализация хозяйственной жи з ни сопровождается активной регулирующей политикой государства. Долгое время сохраняется контроль государства над ценами товаров и услуг, имеющих важное значение для народного хозяйства в целом (в том числе и в плане снижения издержек) либо особую социальную значимость (топливно-энергетические ресурсы, транспорт, коммунальные услуги, некоторые продовольственные и промышленные товары). Государство оставляет за собой также внешне экономический и валютный контроль. Участвуя в формировании рыночной инфраструктуры, государство одновременно поддерживает особо важные отрасли экономики, как через прямые субсидии, так и косвенно с помощью налогового стимулирования. Гетеродоксальная стабилизационная политика также предполагает возможность временного ограничения роста доходов, но на фоне в значительной степени контролируемого роста цен. Борьба с дефицитом госбюджета не носит самодовлеющего характера, а инфляционное давление дефицита на экономику преодолевается постепенным переходом от монетизации дефицита, т.е. его эмиссионного покрытия, к долговому финансированию (с помощью выпуска государственных ценных бумаг). Разумная политика управления государственным долгом предполагает, что формирование рынка государственных ценных бумаг не блокирует рост инвестиций частного сектора через резкое повышение процентных ставок и доходности государственных облигаций. В процессе координации фискальной и денежной политики решается сложная задача сдерживания инфляции и роста дефицита бюджета на фоне создания в формирующейся рыночной экономике финансового рынка (включающего как денежный, так и фондовый рынки, т.е. банковскую систему и рынки ценных бумаг).
Постепенная либерализация в рамках данного типа политики не приводит к резкому всплеску инфляции, а значит, не требует ответных жестких ограничений со стороны государственных расходов и денежной массы, что предотвращает угрозу глубокого спада в экономике. Этому же способствуют и меры по преодолению инфляции издержек и стимулированию предложения. Восстановление макроэкономического равновесия в этих условиях создает возможности для будущего роста экономики.
Таким образом, специфика стабилизационной политики в рамках переходногопериода состоит в том, что макроэкономическое равновесие должно быть достигнуто в условиях либерализации всех сторон хозяйственной жизни формированием собственных основ рыночной экономики, т.е. одновременно с переходом экономической системы в новое качественное состояние. Это, несомненно, усложняет задачи государства по проведению программ стабилизации.
Содержание и основные формы предпринимательства
1)Частное предпринимательство — форма предпринимательства, основанная на частной собственности и осуществляемая частными лицами с целью извлечения дохода и приумножения собственности. Оно является наиболее распространенной формой предпринимательской деятельности и имеет многовековую историю.
Характерный признак частного предпринимательства — его социально- экономическая неоднородность. Частное предпринимательство может реализовываться на базе личного труда предпринимателя и членов его семьи, а может — посредством применения наемного труда. И если в первом случае уместно говорить о трудовой природе предпринимательской деятельности, то во втором случае ее следует определять как капиталистическую. Различна и экономическая мотивация
этих разновидностей частного предпринимательства: для мелкотоварного предпринимательства — это получение дохода, а для капиталистического — прибыли.
Поскольку движимое частной инициативой частное предпринимательство нацелено на реализацию частного интереса, то содержательным моментом этой формы предпринимательства является стремление ее субъектов к улучшению своего хозяйственного положения за счет вытеснения конкурентов. Поэтому характер взаимодействия участников частного предпринимательства имеет антагонистическую природу, а преследуемые ими интересы часто противопоставляются общественным.
По способу организации частное предпринимательство может иметь индивидуальную, групповую и корпоративную формы.
2)Коллективное предпринимательство — форма предпринимательства, при которой источником предпринимательских правомочий является трудовое участие, а работники оказывают решающее влияние на принятие решений. Именно этот признак отличает коллективное предпринимательство от частного, реализуемого в групповой форме.
Действуя на основе общих принципов предпринимательства, данная форма обладает существенными особенностями. Во-первых, отсутствует деление работников на участников предпринимательского процесса и тех, кто устранен из него.Во-вторых, определяющий фактором распределения результатов предпринимательской деятельности является не собственность, а трудовой вклад. В-третьих, сохраняя кооперативную форму труда, коллективное предпринимательство исключает эксплуатацию.
Хотя получение дохода остается одним из мотивационных признаков коллективной формы предпринимательства, важнейшее значение для данной формы имеет сохранение хозяйственной устойчивости производственной единицы условия обеспечения занятости работников. Укрепление ее конкурентоспособности связано с действием двух определяющих факторов. Во-первых, это демократизация предпринимательского процесса через вовлечение в него всех работников, что способствует повышению результативности предпринимательской функции. Во-вторых, это изменение структуры издержек, не включающей плату за предпринимательский ресурс, поскольку реализация предпринимательской функции в условиях коллективной формы является частью общей трудовой деятельности членов коллектива. Благодаря этому данная форма приобретает конкурентное преимущество по издержкам.
Между тем, действуя в рыночной среде, коллективное предпринимательство не может игнорировать те критерии, которые определяют жизнеспособность субъектов предпринимательства, например уровень рентабельности. Это обусловливает внутреннюю противоречивость и ослабляет возможности данной формы предпринимательства. Учитывая это обстоятельство, а также ту социальную роль, которую она играет, многие страны осуществляют программы поддержки коллективного предпринимательства.
К формам реализации коллективного предпринимательства в настоящее время относятся производственный кооператив и коллективное предприятие.
3)Государственное предпринимательство — форма предпринимательства, при которой принятие стратегических решений в отношении целей предпринимательской деятельности и контроль за ней осуществляются государственными органами.
В настоящее время можно обнаружить множество сфер, где государство выступает в роли предпринимателя. Сферой государственного участия всегда были производства с высокой капиталоемкостью (атомная энергетика, транспортные коммуникации); со значительной степенью неопределенности коммерческого результата (космонавтика, научные исследования) и производства, представляющие большую общественную значимость (общественные блага) и т.д.
Обычно необходимость вмешательства государства в экономику связывается с недостатками рыночного механизма. Однако, такое толкование, во-первых, не объясняет того, почему государственное вмешательство в экономику не ограничивается регулированием посредством экономических инструментов — налогов и субсидий; во-вторых, не дает ответа, почему госпредпринимательство выходит далеко за рамки сферы предоставления общественных благ; в третьих, не раскрывает мотивации государственного предпринимательства. Наконец, такое объяснение, выводя госпредпринимательство из сферы рыночных отношений, лишает его предпринимательской содержательности.
В действительности причины возникновения и развития государственного предпринимательства глубже и связаны с ростом обобществления производства, выражающегося в усилении взаимозависимости различных звеньев общественного производства и взаимообусловленности результатов их деятельности.
Связанное с непосредственной хозяйственной деятельностью госпредпринимательство, в отличие от госрегулирования, является микроэкономическим способом достижения макроэкономических целей и выступает в качестве инструмента повышения конкуренотоспособности национальной экономики. Поэтому основные его функции связаны с развитием отраслевой структуры экономики, рационализацией распределения ресурсов и поддержанием конкурентности рынков. Целью же госпредпринимательства является максимизация общего благосостояния и рост эффективности общественного производства.
Государственное предпринимательство реализуется через государственные предприятия и предприятия с разной степенью государственного участия, а также в форме аренды госпредприятий. Хотя внешне деятельность таких предприятий мало чем отличается от частных предприятий, в действительности они обладают некоторыми принципиальными особенностями. Прежде всего это касается целей и критериев эффективности их деятельности. Так, показатель рентабельности неможет служить универсальным критерием эффективности для госпредприятий,поскольку итоги их деятельности часто формируются под влиянием проводимой государством политики и не являются прямым свидетельством низкой эффективности работы.
Отличительной особенностью госпредпринимательства является то, что оно способно модифицировать механизм рыночного взаимодействия путем установление потолков цен, выделения субсидий или предоставления привилегий и т.д., что объективно ставит вопрос о целесообразных масштабах его присутствия в экономике. Они зависят от специфики национальной экономики и стоящих перед ней задач, а также от характера проводимой экономической политики. Как показывает опыт, государственное предпринимательство допустимо в той мере, в какой оно способствует повышению конкурентоспособности национальной экономики и тем самым росту ее эффективности и общего благосостояния.
Предмет и основные методы национальной экономики
Предметом экономической теории являются экономические отношения в обществе.
Поскольку экономические отношения представляют в обществе целостную систему, то предмет экономической теории имеет и другое определение.
Экономическая наука — это наука о системах экономических отношений о6щества.
Экономическая теория, анализируя экономические отношения, должна ответить на ряд принципиальных вопросов:
• что собой представляет экономическая система, как она устроена, каковы ее основные структурные элементы, цели и формы д в иже н и я
• как функционирует экономическая система, как осуществляется взаимосвязь ее элементов в процессе функционирования, и какое влияние оказывает принятие экономических решений;
• как система экономических отношений взаимодействует с другими общественными отношениями и, прежде всего, с социальными и политическими отношениями.
Составные части современной экономической теории и непосредственный предмет ее отдельных частей могут быть правильно определены в контексте двух основополагающих процессов.
1. Экономическая теория развивается вместе с обществом — экономика и
теоретические взгляды на экономику эволюционируют вместе с развитием реальных экономических отношений.
2.Усложнение экономических отношений, появление новых моделей экономических систем неизбежно порождают дифференциацию экономической теории и появление новых направлений и школ.
Вопрос о методах экономической теории — это вопрос о том, как, каким образом изучаются экономические явления и процессы. Следует различать две группы метопов: общие и локальные.
Общие методывыражают наличие общих подходов к научному освоению экономической действительности в целом, дают общую философско-методологическую базу, мировоззренческий, методологический стержень исследования экономики. Эти методы могут быть определены как методологические подходы или как направления экономической методологии.
Наиболее распространенными и значительными методологическими подходами выступают следующие": позитивистский, структуралистский, диалектический, а также синтетические.
Локальные методы представляют собой конкретные инструменты, приемы, средства, с помощью которых исследуются те или иные стороны и аспекты экономической системы. Среди них следует выделять как специфические методы, привязанные к той или иной методологии, так и универсальные методы, которые могут использоваться при реализации любой методологии.Кпоследним относятся:
— анализ (расчленение объекта исследования на отдельные элементы) и синтез (соединение отдельных элементов в единое целое);
—индукция (выведение общего из частных фактов) и дедукция (движение от общего к частному);
— абстракция (выделение существенных свойств предмета при отвлечении от других свойств), допущение при прочих равных условиях, обобщение (общие, в том числе усредненные или наиболее вероятные, характеристики) и др.
Указанные методы проистекают в основном из формальной логики и могутпоэтому быть обозначены как формально-логические.