Вопрос 23. Изокванта, изокоста, равновесия производителя.

Производственная функция графически может быть представлена в виде особой кривой – изокванты.

Изокванта продукта – это кривая, показывающая все сочетания факторов в пределах одного и того же объема производства. По этой причине ее часто называют линией равного выпуска.

Изокванты на графике имеют отрицательный наклон, обладают определенной пропорцией замещения факторов, не пересекаются между собой и чем дальше расположены от начала координат, тем больший результат производства отражают (рис. 16.1).

Вопрос 23. Изокванта, изокоста, равновесия производителя. - student2.ru
Рис. 16.1. Изокванты продукта
a,b,c,d – различные комбинации; у, y12, у3 – изокванты продукта.

Изокванты могут иметь различный вид:

1. линейный – когда предполагается полная замещаемость одного фактора другим;

2. в форме угла – когда предполагается жесткая дополняемость ресурсов, вне которой производство невозможно;

3. ломаной кривой, выражающей ограниченную возможность замещения ресурсов;

4. гладкой кривой – наиболее общего случая взаимодействия факторов производства

Равновесие потребителя

Изокванта – результат взаимодействия факторов производства. Но в рыночной экономике нет бесплатных факторов. Следовательно, возможности производства не в последнюю очередь лимитируются финансовыми средствами предпринимателя. Роль бюджетной линии в этом случае выполняет изокоста.

Изокоста – линия, ограничивающая комбинацию ресурсов денежными расходами на производство, поэтому ее часто называют линией равных затрат. С ее помощью определяются бюджетные возможности производителя.

Бюджетные ограничения производителя можно рассчитать:

C = r + K + w + L, (16.2)
где C– бюджетное ограничение производителя; r– цена услуг капитала (часовая арендная плата); K – капитал; w – цена услуг труда (часовая оплата труда); L– труд.

Даже если предприниматель использует не заемные, а собственные средства – это все равно затраты ресурсов, и их следует считать. Соотношение цен факторов r/w показывает наклон изокосты (см. рис. 16.3).

Вопрос 23. Изокванта, изокоста, равновесия производителя. - student2.ru
Рис. 16.3. Изокоста и ее сдвиг
K – капитал; L – труд.

Рост бюджетных возможностей предпринимателя сдвигает изокосту вправо, а снижение – влево.

Путем совмещения графиков изокванты и изокосты можно определить равновесие производителя, т. е. тот оптимальный набор ресурсов, который при имеющихся финансовых затратах дает наилучший результат (рис. 16.4).

Вопрос 23. Изокванта, изокоста, равновесия производителя. - student2.ru
Рис. 16.4. Равновесие производителя
y1, y2, y3 – изокванты; E – точка оптимума.

Вопрос 24. Ценообразование на неконкурентном рынке (лекция 7 из первого семестра)

Ценообразование – это процесс, способ формирования и изменения цен, их уровней, соотношения и структуры.

Механизм ценообразования - связь между ценой и ценообразующими факторами, а также способ формирования цены, технологии процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени.

Подходы к формированию цен:

1.рыночный, при котором определяющими факторами ценообразования являются конъюнктура рынка, спрос и предложение;

2. производственный (затратный), при котором в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, прежде всего, трудовые, связанные с выпуском товара.

Механизм ценообразования на неконкурентных рынках.

МОНОПОЛИЯ

Монополия – это абстрактная модель, когда на рынке действует одна фирма, являющаяся единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

Характерные черты:

· единственный продавец

· нет близких заменителей товара

· диктует цену

· заблокированное вступление в отрасль

· полный контроль объема предложения товаров и цен

· наличие непреодолимых барьеров

Ценовая дискриминация – установление продавцом разных цен на различные единицы одного и того же товара, продоваемые одному или разным покупателям.

ОЛИГОПОЛИЯ

Олигополия – тип рыночной структуры, при которой на рынке присутствует несколько продавцов продукции.

Признаки:

1. использование ценовой и неценовой конкуренции

-«жесткость» цен

-скрытый договор

-соглашение о специализации и кооперации

2. предложение однородной и диффиринцируемой продукции

3. вступление других форм в олигополистический рынок затруднено

4. наличие нескольких крупных фирм

5. эк.информация недоступна

6. фирмы влияют на уровень цен

Картель – тайный сговор или легально разрешенное соглашение между несколькими фирмами-олигополистами по поводу установления цен на продукцию данной отрасли



Наши рекомендации