Вопрос 23. Изокванта, изокоста, равновесия производителя.
Производственная функция графически может быть представлена в виде особой кривой – изокванты.
Изокванта продукта – это кривая, показывающая все сочетания факторов в пределах одного и того же объема производства. По этой причине ее часто называют линией равного выпуска.
Изокванты на графике имеют отрицательный наклон, обладают определенной пропорцией замещения факторов, не пересекаются между собой и чем дальше расположены от начала координат, тем больший результат производства отражают (рис. 16.1).
Рис. 16.1. Изокванты продукта
a,b,c,d – различные комбинации; у, y1,у2, у3 – изокванты продукта.
Изокванты могут иметь различный вид:
1. линейный – когда предполагается полная замещаемость одного фактора другим;
2. в форме угла – когда предполагается жесткая дополняемость ресурсов, вне которой производство невозможно;
3. ломаной кривой, выражающей ограниченную возможность замещения ресурсов;
4. гладкой кривой – наиболее общего случая взаимодействия факторов производства
Равновесие потребителя
Изокванта – результат взаимодействия факторов производства. Но в рыночной экономике нет бесплатных факторов. Следовательно, возможности производства не в последнюю очередь лимитируются финансовыми средствами предпринимателя. Роль бюджетной линии в этом случае выполняет изокоста.
Изокоста – линия, ограничивающая комбинацию ресурсов денежными расходами на производство, поэтому ее часто называют линией равных затрат. С ее помощью определяются бюджетные возможности производителя.
Бюджетные ограничения производителя можно рассчитать:
C = r + K + w + L, (16.2)
где C– бюджетное ограничение производителя; r– цена услуг капитала (часовая арендная плата); K – капитал; w – цена услуг труда (часовая оплата труда); L– труд.
Даже если предприниматель использует не заемные, а собственные средства – это все равно затраты ресурсов, и их следует считать. Соотношение цен факторов r/w показывает наклон изокосты (см. рис. 16.3).
Рис. 16.3. Изокоста и ее сдвиг
K – капитал; L – труд.
Рост бюджетных возможностей предпринимателя сдвигает изокосту вправо, а снижение – влево.
Путем совмещения графиков изокванты и изокосты можно определить равновесие производителя, т. е. тот оптимальный набор ресурсов, который при имеющихся финансовых затратах дает наилучший результат (рис. 16.4).
Рис. 16.4. Равновесие производителя
y1, y2, y3 – изокванты; E – точка оптимума.
Вопрос 24. Ценообразование на неконкурентном рынке (лекция 7 из первого семестра)
Ценообразование – это процесс, способ формирования и изменения цен, их уровней, соотношения и структуры.
Механизм ценообразования - связь между ценой и ценообразующими факторами, а также способ формирования цены, технологии процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени.
Подходы к формированию цен:
1.рыночный, при котором определяющими факторами ценообразования являются конъюнктура рынка, спрос и предложение;
2. производственный (затратный), при котором в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, прежде всего, трудовые, связанные с выпуском товара.
Механизм ценообразования на неконкурентных рынках.
МОНОПОЛИЯ
Монополия – это абстрактная модель, когда на рынке действует одна фирма, являющаяся единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.
Характерные черты:
· единственный продавец
· нет близких заменителей товара
· диктует цену
· заблокированное вступление в отрасль
· полный контроль объема предложения товаров и цен
· наличие непреодолимых барьеров
Ценовая дискриминация – установление продавцом разных цен на различные единицы одного и того же товара, продоваемые одному или разным покупателям.
ОЛИГОПОЛИЯ
Олигополия – тип рыночной структуры, при которой на рынке присутствует несколько продавцов продукции.
Признаки:
1. использование ценовой и неценовой конкуренции
-«жесткость» цен
-скрытый договор
-соглашение о специализации и кооперации
2. предложение однородной и диффиринцируемой продукции
3. вступление других форм в олигополистический рынок затруднено
4. наличие нескольких крупных фирм
5. эк.информация недоступна
6. фирмы влияют на уровень цен
Картель – тайный сговор или легально разрешенное соглашение между несколькими фирмами-олигополистами по поводу установления цен на продукцию данной отрасли