Понятие оборота розничной торговли.

Розничная торговля как вид хозяйственной деятельности представляет собой процесс реализации конечному потребителю товаров, приобретенных или взятых на комиссию с целью последующей перепродажи.

17. Взаимосвязь показателей оборота розничной торговли.

Все показатели оборота розничной торговли (продажа, запасы, поступление) взаимосвязаны между собой. В свою очередь они влияют на показатели использования ресурсов и на финансовый результат предпринимательской деятельности. Можно выделить два направления этого анализа: во-первых, изучение балансовой увязки всех показателей оборота розничной торговли и, во-вторых, выявление доли экстенсивных и интенсивных факторов в развитии торговли.

Продажа товаров может возрасти как за счёт ускорения оборачиваемости капитала, так и за счёт чрезмерного увеличения поступления товаров

18. Подходы к экономическому обоснованию оборота розничной торговли на планируемый период.

При разработке плана товарооборота необходимо определить и выделить все специфические факторы, которые могут оказать влияние на формирование будущих тенденций конъюнктуры рынка.

Выбор и рассмотрение факторов необходимо осуществлять на основе анализа их надежности и достоверности. Не следует учитывать при планировании факторы, не основанные на точных данных и не имеющие надежного доказательства их достоверности. Такой подход позволяет следить за возникающими возможностями и адаптироваться к изменениям, происходящим на рынке. План оборота торговли должен основываться на достоверной информации.

План продажи должен быть реально осуществимым. Это - управленческий инструмент, основа для планирования и разработки товарной политики предприятия, основных показателей хозяйственной деятельности.

Планирование товарооборота может осуществляться в соответствии с двумя подходами. Согласно первому подходу руководство торгового предприятия определяет цели и задачи планирования и плановые показатели товарооборота. Затем эти показатели в более детализированном виде распределяются по структуре реализации и структурным подразделениям предприятия (филиалам, секциям, отделам). Второй подход предполагает обратные действия. При этом расчет показателей реализации проводится по структуре товарооборота и структурным подразделениям, а затем эти данные сводятся в единый план товарооборота предприятия.

19. Формы оплаты труда, применяемые на предприятиях.

Форма заработной платы – это тот или иной класс систем оплаты труда, сгруппированных по признаку основного показателя учета результатов труда при оценке выполненной работником работы с целью его оплаты.

Результаты труда, а соответственно и нормы труда, могут находить своё отражение в самых различных показателях: отработанном рабочем времени, количестве изготовленной продукции (выполненной работы), уровне использования производственных ресурсов, производительности труда. Эти показатели могут иметь натуральные, стоимостные или условные (условно-натуральные) измерители, они могут характеризовать как индивидуальные, так и групповые (коллективные) результаты труда.

Существуют две основные формы заработной платы: повременная и сдельная.

Повременная– форма оплаты труда, при которой заработная плата работнику начисляется по установленной ставке или окладу за фактически отработанное время.

Сдельная – форма оплаты труда за фактически выполненный объём работы (изготовленную продукцию) на основании действующих расценок за единицу работы.

20.Методика расчета сдельной расценки оплаты труда.

При сдельной оплате труда расценки определяются исходя из установленных разрядов работы, тарифных ставок (окладов) и норм выработки (норм времени).

Сдельная расценка определяется путем деления почасовой (поденной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на почасовую (поденную) норму выработки. Сдельная расценка может быть определена также путем умножения почасовой (поденной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на установленную норму времени в часах или днях. Для определения сдельной расценки необходимо знать: по какому разряду выполнена работа, каков размер тарифной ставки (часовой, дневной) по данному разряду, какова норма труда этой квалификации (норма выработки, норма времени).

На основе указанных выше элементов сдельной системы оплаты труда определяется сдельная расценка. Для ее определения необходимо тарифную ставку по разряду выполненной работы (часовую, дневную) разделить на норму выработки (часовую, дневную). Если труд нормирован путем установления нормы времени, то сдельная расценка будет равна произведению от умножения тарифной ставки (часовой, дневной) на норму времени (в часах или днях). В этом случае, как и в первом, размер тарифной ставки учитывается по разряду выполненной работы.

21. Понятие издержек обращения.

Издержки обращения — это расходы (затраты), связанные с процессом доведения товаров от производителя до потребителя, выраженные в стоимостной (денежной) форме.

22. Различие категорий затраты и издержки обращения предприятия.

издержки - денежное выражение ценности экономических ресурсов, затрачиваемых при совершении экономическим субъектом каких-либо действий;

затраты: 1) выраженные в денежной форме расходы (издержки) на что-либо; 2) ресурсы, «уничтожаемые» в процессе производства… Использование в данных определениях оборота «денежное выражение ресурсов» не вызывает вопросов, в то время как сочетания «что-либо», «какие-либо действия» указывают на отсутствие конкретики. По нашему мнению, действия, о которых идет речь, не могут иметь неопределенный характер, а должны быть направлены непосредственно на получение экономической выгоды.

Основываясь на анализе приведенных определений, можно заключить, что издержки отражают сумму расходов на производство всех благ общества, а затраты - сумму расходов на производство продукции хозяйствующего субъекта. Анализируя подход автора, нельзя не отметить тот факт, что термин «издержки» в его понимании не должен употребляться в повседневной работе конкретного субъекта экономики в принципе. Однако применение данного термина не только для обозначения расходов общества в целом общепринято. Более того, «расход всех ресурсов обществом» - понятие абстрактное, не предполагающее использования применительно к конкретной ситуации, а между тем основное внимание как в теоретических, так и в практических экономических работах, где употреблено данное обозначение расходов, посвящено именно вопросам функционирования определенного хозяйствующего субъекта.

Нельзя не согласиться с тем, что понятие «издержки» шире понятия «затраты», т.е. издержки могут включать в себя несколько видов затрат (например, накладные издержки состоят из общехозяйственных, общепроизводственных и непроизводственных затрат). При этом под издержками также может подразумеваться упущенная выгода предприятия, которую оно, возможно, получило бы, выбрав альтернативу (производства другого товара, по другой цене, на другом рынке и т.д.), хотя в большинстве случаев данным термином все же обозначают непосредственные, т.е. реальные расходы предприятия. «Издержки производства» и «затраты на производство» зачастую являются взаимозаменяемыми понятиями и обозначают расходы, непосредственно связанные с процессом производства продукции.

23. Отличие условно-постоянных издержек обращения от условно-переменных.

Условно переменными издержками называются те, общая величина которых находится в прямой зависимости от объемов производства. К ним относятся:

-затраты на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия (в энергетике их нет);

-топливо и энергия на технологически цели;

-затраты на заработную плату производственных рабочих;

-затраты на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, за исключением амортизации.

Условно постоянными издержками называются те, величина которых не изменяется с изменением объема производства. К ним относятся:

-общепроизводственные расходы, кроме затрат на содержание машин и оборудования, но включая амортизационные отчисления;

-общехозяйственные издержки;

-прочие издержки (частично).

Условно постоянные издержки могут быть разделены на две группы: остаточные (те которые продолжает вести предприятие, несмотря на то, что производство и реализация продукции полностью остановлены), и стартовые (которые возникают с возобновлением производства продукции).

24. Факторы, оказывающие влияние на общий уровень издержек обращения.

Основными факторами, повышающими уровень издержек обращения, являются: совершенствование материально-технической базы торговли, рост численности работников, повышение их заработной платы и другие факторы, определяющие культуру обслуживания. Повышение культуры торговли вызывает необходимость роста расходов на содержание, реконструкцию книжных магазинов, создание оптимальных условий для выбора книг покупателями, на мероприятия по рекламе и пропаганде, созданию необходимых удобств для к работников.
Основными факторами, снижающими уровень издержек обращения, являются: постоянный рост товарооборота, повышение производительности труда работников торговли, изменение территориального размещения товарооборота, сокращение среднего расстояния перевозимых грузов, рационализа-ция товародвижения, применение прогрессивных методов распространения товара, механизация трудоемких процессов, ускорение товарооборачиваемости.
Все факторы, оказывающие влияние на уровень издержек обращения торговли, можно разделить на не зависящие и зависящие от работы конкретного предприятия, то есть на внешние и внутр

25. Пути экономии текущих затрат предприятия.

Целью любого предприятия является достижение экономического эффекта от деятельности. Экономический эффект может быть выражен в зависимости от целей создания и деятельности предприятия как через прибыль, так и через достижение каких-либо социальных, экологических и других улучшений. Большинство предприятий стремятся максимизировать прибыль, а это невозможно без анализа себестоимости продукции, отдельных затрат на производство и реализацию продукции, выявления резервов снижения себестоимости и внедрения рекомендаций по снижению затрат на предприятии. Только комплексно анализируя затраты на производство, правильно определяя резервы их снижения, предприятие сможет достичь своей цели и не проиграть своим конкурентам

26. Виды и источники доходов предприятия.

27. Назначение торговой надбавки торгового предприятия.

Торговая наценка - это разница между ценой продажи и ценой покупки товара. Минимум размер торговой наценки должен покрывать затраты на продажу товара – это в случае, если продажа товара не приносит прибыли, но, по крайней мере, не приносит и убытка. Бывают и такие ситуации. Уменьшение торговой наценки ниже этого минимума ведет к торговле в убыток и имеет своей целью стремление хотя бы свести этот убыток к минимуму. Как правило, к этой мере организация прибегает в случаях, когда продажа товара с наценкой, включающей затраты на его продажу и прибыль, становится невозможной. В этом случае, конечно, лучше продать товар с убытком (или без прибыли), чем не продать его вообще. Размер наценки определяется организацией самостоятельно. Причем наценка может устанавливаться как единая на весь ассортимент товаров, так и различная по видам товарных групп.

28. Факторы, оказывающие влияние на доходы предприятия.

29. Виды прибыли предприятия.

Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.

В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют пять видов (этапов) прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода).

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами отобычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считаютрасходами по обычным видам деятельности. Валовую прибыль рассчитывают по формуле

Понятие оборота розничной торговли. - student2.ru

где ВР – выручка от реализации; С – себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.

Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:

Понятие оборота розничной торговли. - student2.ru

где Ру – расходы на управление;Рк– коммерческие расходы.

Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:

Понятие оборота розничной торговли. - student2.ru

где Содр – операционные доходы и расходы; Свдр – внереализационные доходы и расходы.

30. Понятие и показатели рентабельности.

Рентабельность (нем. rentabel - доходный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица.

Среди показателей рентабельности предприятия выделяют 5 основных:

1.Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется.

2.Рентабельность вложений по чистой прибыли.

3.Рентабельность собственных средств, позволяющий установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.

4.Рентабельность долгосрочных финансовых вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.

5.Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.

Общая рентабельность — отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных и оборотных средств. Определяется по формуле:

Ро =Пб /Ф*100% ,

где Ро - общая рентабельность,

Пб – общая сумма балансовой прибыли,

Ф – среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств.

Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие организации, исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота и число оборотов капитала

31. Различие категорий прибыль и рентабельность.

32. Факторы, оказывающие влияние на прибыль предприятия.

Факторы, влияющие на прибыль, классифицируются по разным признакам. Так, выделяют факторы внешние и внутренние. Внутренние факторы – факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют стороны работы коллектива. Внешние факторы – факторы, не зависящие от деятельности самого предприятия. Однако, они могут оказывать существенное влияние на прибыль. В процессе анализа влияние внутренних и внешних факторов дает возможность «очистить» показатели эффективности от внешних воздействий, что имеет важное значение для объективной оценки собственных достижений коллектива.
В свою очередь внутренние факторы подразделяются на внепроизводственные и производственные.
К внепроизводственным факторам относят: организация реализации продукции, снабжение товарно-материальными ценностями, организация экономической и финансовой работы, природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта работников предприятия.
Производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли, - это средства труда, предметы труда и сам труд.
В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной зависимости и взаимосвязи.

33. Направления использования прибыли предприятия.

Главное требование, которое предъявляется сегодня к системе распределения прибыли, остающейся на предприятии, заключается в том, что она должна обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление.

При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования прежде всего учитывается состояние конкурентной среды, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия. В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, ресурсы которых предназначаются для финансирования капитальных вложений, увеличения оборотных средств, обеспечения научно-исследовательской деятельности, внедрения новых технологий, перехода на прогрессивные методы труд

Подраспределением прибыли понимается порядок и направления ее использования, определяемый законодательством, целями и задачами предприятия, интересами учредителей — собственников предприятия. Распределение прибыли основывается на следующих принципах:

выполнение обязательств перед государством;

обеспечение материальной заинтересованности работников в достижении наивысших результатов при наименьших затратах;

накопление собственного капитала, обеспечивающего процесс непрерывного развития бизнеса;

выполнение обязательств перед учредителями, инвесторами, кредиторами и др.

34. Подходы к экономическому обоснованию прибыли предприятия на планируемый период.

35. Пути увеличения прибыли и рентабельности предприятия.

Действуя в рыночных условиях, производители стремятся получить максимум прибыли. Для этого существует несколько способов:

1) Повышение продажной цены. В условиях рынка на ценообразование влияет соотношение спроса и предложения. Однако производители-монополисты имеют возможность поднимать тарифы на свою продукцию в пределах, ограниченных мерами государственного регулирования рынка.

2) Снижение себестоимости продукции. Это достигается повышением эффективности производства, причем наиболее целесообразно техническое перевооружение. Возможны и другие пути - реконструкция, модернизация, совершенствование организации производства. Чем ниже себестоимость и цена производства по сравнению с такими же показателями у конкурентов на рынке, тем выше прибыльность.

3) Увеличение объема производства.

Наши рекомендации