Инспектирование ведомственной охраны предприятий
учреждений и организаций подразделениями вневедомственной охраны
Под инспектированием ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций понимается деятельность вневедомственной охраны по оказанию помощи в решении вопросов обеспечения защиты имущества по инициативе собственника на договорной основе.
Инспектирование подразделений охраны осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок их деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», плановые проверки в отношении одного подразделения охраны могут проводиться не чаще одного раза в 3 года.
Продолжительность проведения плановых проверок не должна превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений сотрудника (сотрудников) полиции, осуществляющего плановую проверку, Министром внутренних дел Российской Федерации или уполномоченными им должностными лицами срок ее проведения может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней.
Проверки наличия, организации хранения и учета оружия, патронов и специальных средств в подразделениях охраны проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оборот оружия и специальных средств.
Основанием для проведения внеплановой проверки подразделений охраны является:
а) истечение срока исполнения выданного предписания об устранении выявленных нарушений;
б) поступление в полицию обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о причинении или возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан противоправными действиями работников подразделений охраны, а также о нарушении прав граждан в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения указанными работниками своих должностных обязанностей;
в) приказ Министра внутренних дел Российской Федерации или уполномоченного им лица, изданный в соответствии с поручениями и указаниями Президента Российской Федерации, поручениями Правительства Российской Федерации.
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в полицию, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах нарушений, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Плановые и внеплановые проверки подразделений охраны проводятся на основании приказов Министра внутренних дел Российской Федерации или уполномоченных им должностных лиц.
В приказе о проведении проверки указываются номер и дата его издания, наименование органа внутренних дел, должность, фамилия, имя, отчество сотрудника (сотрудников) полиции, уполномоченного на проведение проверки, наименование подразделения охраны, правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, соблюдение обязательных требований которых подлежит проверке, цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения, сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и выполнения задач проведения проверки, перечень документов, представление которых подразделением охраны необходимо для достижения целей и выполнения задач проведения проверки, дата начала и окончания проверки.
Проверка может проводиться только тем сотрудником (сотрудниками) полиции, который указан в приказе о проведении проверки.
Подразделение охраны уведомляется о проведении плановой проверки не позднее 3 рабочих дней до дня начала ее проведения посредством направления копии приказа Министра внутренних дел Российской Федерации или уполномоченного им должностного лица заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
При необходимости осуществления проверки непосредственно на охраняемом объекте руководитель охраняемого объекта, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, также руководитель уполномоченного органа (организации), в ведении которого находится указанный объект, уведомляется в указанном порядке.
Вопросы взаимодействия сотрудника (сотрудников) полиции с подразделением охраны при организации и проведении проверки могут определяться нормативными правовыми актами межведомственного характера или соответствующими соглашениями.
При проведении проверки сотрудник (сотрудники) полиции, осуществляющий проверку, одновременно со своим служебным удостоверением предъявляет копию приказа о проведении проверки, заверенную печатью Министерства внутренних дел Российской Федерации или иного уполномоченного органа внутренних дел Российской Федерации.
При необходимости проведения проверки на охраняемом подразделением охраны объекте, на котором осуществляются работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также ознакомления в процессе проверки с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, сотрудник (сотрудники) полиции также предъявляет документ установленного образца (справка о допуске по соответствующей форме), дающий право на работу с такими документами.
Сотруднику (сотрудникам) полиции запрещается распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При проведении проверки подразделения охраны проверяются:
а) наличие законных оснований для выполнения работниками подразделения охраны функций (должностных обязанностей) по охране объектов, обеспечению авиационной безопасности соответствующих объектов транспорта, а также наличие выписки из утвержденного в установленном порядке перечня охраняемых объектов (при проверке подразделений охраны ведомственной охраны);
б) учредительные документы, а также разрешительные документы на осуществление охранной деятельности, деятельности по обеспечению авиационной безопасности, служебная документация по организации охраны и обеспечению безопасности объекта;
в) соблюдение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих охранную деятельность;
г) осуществление работниками деятельности по охране объектов, в том числе согласно дислокации нарядов охраны, знание ими своих должностных обязанностей, требований документов, регламентирующих организацию охраны объекта;
д) наличие у подразделения охраны лицензий на приобретение служебного и гражданского оружия, разрешений на хранение и использование оружия, а также наличие разрешений на хранение и ношение оружия у работников подразделения охраны;
е) соответствие проводимых подразделением охраны и его работниками мероприятий по обеспечению учета оружия и патронов, их сохранности, безопасности хранения и использования требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, на которые возложен контроль за оборотом оружия;
ж) документы, подтверждающие прохождение работниками подразделения охраны профессиональной подготовки, при этом устанавливаются обстоятельства, при которых им запрещается иметь статус работника подразделения охраны;
з) исполнение ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений.
При проведении внеплановой проверки дополнительно проверяются исполнение ранее выданных предписаний об устранении нарушений в деятельности подразделения охраны, сроки исполнения которых истекли, проведение мероприятий по недопущению противоправных действий работников подразделения охраны, которые могут повлечь причинение или возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также нарушений прав граждан в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения указанными работниками своих должностных обязанностей.
По результатам проверки подразделения охраны сотрудник (сотрудники) полиции составляет акт проверки в 2 экземплярах. К акту проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с законодательством Российской Федерации принимаются меры по привлечению к ответственности виновных лиц.
В случае если по результатам проверки деятельности подразделения охраны требуется принятие мер органами прокуратуры Российской Федерации, антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации, другими уполномоченными органами и организациями, главами органов местного самоуправления, высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации Министр внутренних дел Российской Федерации или уполномоченные им должностные лица обеспечивают направление в их адрес соответствующей информации.
Заключение
Правильная организация приема объектов под вневедомственную охрану позволяет создать для подразделений ВО необходимые условия для успешного решения своей основной задачи - защиты имущества собственников на договорной основе от преступных посягательств.
Достаточно важным источником финансовых поступлений в бюджет страны являются и предприятия (организации, учреждения), имеющие свою ведомственную охрану. Руководителям подразделений и инженерно-техническому персоналу в своей повседневной деятельности не следует выпускать их из виду, т.к. имеются все нормативные основания для проведения инспектирования состояния охраны таких объектов.
Вопросы и задания для самоподготовки:
Вопросы:
1. Каковы задачи, выполняемые подразделениями вневедомственной охраны?
2. Какова структура подразделений вневедомственной охраны?
3. Каковы виды проводимых подразделениями вневедомственной охраны обследований объектов?
4. Каково содержание преддоговорного обследования объекта?
5. Каково содержание профилактического обследования объекта?
6. Каково содержание внепланового обследования объекта?
7. Каково содержание договорного обследования объекта?
8. Каков состав участников обследования объектов?
9. Как оформляются итоги обследования?
10. Какие цели преследует инспектирование ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций подразделениями вневедомственной охраны?
11. Каков примерный перечень вопросов, подлежащих изучению при инспектировании.
12. Как оформляются результаты инспектирования?
Задания:
1. Законспектировать в тетрадях порядок проведения преддоговорного обследования и оформления его результатов.