А где лежат деньги на предприятии?
Наличные деньги (бумажные или монеты) на предприятии лежат в кассе - специально оборудованном помещении для приема, временного хранения и выдачи наличных денег.
В кассе хранятся не только наличные деньги, но и денежные документы (почтовые марки, проездные билеты, оплаченные путевки в санатории и т.д.), ценные бумаги, бланки особо важных документов (бланки строгой отчетности) и т.п.
Должностное лицо, которое на предприятии заведует кассой, называют кассиром. Он назначается приказом по предприятию, после чего руководитель предприятия обязан под расписку ознакомить кассира с порядком кассовых операций. Затем кассир подписывает договор о полной материальной ответственности за сохранность всех принятых им ценностей.
Посторонним, не имеющим отношения к работе кассы, доступ в помещение кассы запрещен. Ценности, хранящиеся в кассе, должны находиться в огнестойких металлических шкафах. После работы они запираются и пломбируются печаткой кассира.
Кассиры подчиняются руководителю предприятия, поэтому кассу можно считать отдельным подразделением. Хотя контролирует кассу бухгалтерия.
Кому нужен учет, и что же такое учет?
Учитывать надо хозяйственную деятельность во всех подразделениях. Это надо всем, с кем имеет дело предприятие. Рассмотрим этих пользователей учета и зачем им нужен учет:
Учредители — их интересует прежде всего сохранность имущества и получение прибыли.
Руководители, нанятые учредителями для руководства предприятием, - им нужна полная информация о хозяйственной деятельности предприятия для принятия управленческих решений.
Менеджеры - учетная информация, необходимая для решения поставленных перед ними задач. То же для специалистов в сфере экономики.
Инвесторы и кредиторы — сохранность и прибыльность вложенного имущества.
Работники — учет зарплаты.
Государство - учет налогов и статистические данные для принятия решений в государственном масштабе.
Поставщики и покупатели - учет дебиторских и кредиторских задолженностей.
Теперь уже можно сформулировать, что такое учет. А именно, учет на предприятии, это:
сбор информации о хозяйственной деятельности предприятия; ее обработка и выдача в понятной форме соответственно поставленным целям - в виде так называемых отчетов.
А что особенного в бухгалтерском учете?
Но для таких разных лиц с разнообразными целями нужно разработать общепонятный деловой язык, без которого они просто не поймут друг друга. Кроме того, нужны общие нормы (требования)
ведения учета.
По этим двум и многим другим причинам, в цивилизованных странах введен бухгалтерский учет — обязательный для всех предприятий вид учета по регламентированным (утвержденным) нормам (требованиям). Если предприятие хочет вести учет по другим нормам, никто не запрещает вести отдельно этот небухгалтерский учет, но бухгалтерский учет все равно обязателен.
Нормы бухгалтерского учета установлены так называемыми нормативными актами (документами) разных уровней. Перечислим законные нормы для большинства предприятий:
1) Кодексы РФ, из которых для бухгалтерского учета решающее значение имеют Гражданский, Налоговый и Трудовой кодексы; Федеральные законы, особенно Закон РФ «О бухгалтерском учете».
2) Положениях по бухгалтерскому учету - ПБУ. Это акты Министерства финансов РФ — главного органа, регулирующего бухгалтерский учет;
3) Основные собственно бухгалтерские нормы изложены в: Плане счетов и Инструкции по его применению; а также в огромном числе инструкций, методических указаний и других нормативных актах Министерства финансов, которые разъясняют и уточняют первые уровни;
4) Учетная политика и другие локальные нормативные акты предприятия.
Для некоторых организаций (например, бюджетных и кредитных) используются другие наборы нормативных актов.
В разных странах нормы бухгалтерского учета похожи, но есть и различия. Поэтому сейчас существуют различные национальные системы бухгалтерского учета. Но все регламентировать невозможно и не нужно. Поэтому предприятие имеет некоторую свободу выбора своей учетной
политики, которую можно считать продолжением бухгалтерских норм для этого предприятия.