Матрица стратегического окружения бкг
В жизненном цикле отрасли этап зрелости определяет ее ключевые структурные характеристики, которые, в свою очередь, определяют природу конкурентного преимущества. В матрице стратегического окружения Бостонской консалтинговой группы (БКГ) предлагается обратный процесс: именно характер конкурентного преимущества в отрасли непосредственно определяет жизнеспособные стратегии, которые, в свою очередь, формируют структуру отрасли.
В матрице используются две переменные: количество реально осуществимых стратегических подходов, применяемых в отрасли, и размер потенциального конкурентного преимущества лидера отрасли. Количество стратегических подходов зависит от сложности отрасли в смысле многообразия источников получения конкурентного преимущества. Так, в отраслях, производящих товары широкого потребления, где нет возможности для дифференциации, конкурентное преимущество может достигаться только путем лидерства в издержках. Кроме того, если все фирмы используют одинаковые технологии и закупочные цены, то доминирующей стратегией должна быть экономия за счет масштаба производства. Если характеристики отраслевого товара и потребительские требования сложны, как в производстве автомобилей, модной одежды или ресторанном бизнесе, то существует множество источников получения конкурентного преимущества.
Вторая переменная - размер потенциального конкурентного преимущества - зависит главным образом от структуры затрат и спроса в отрасли. В тех отраслях, где существуют значительные возможности для использования экономии за счет масштаба, обучения, использования лидирующей торговой марки, а также возможности для контроля за отраслевыми стандартами, наблюдается существенное неравенство в прибыли среди компаний, возникающее в результате использования ими разного конкурентного преимущества.
Эти две переменные определяют четыре типа отрасли (рис. 1):
1 Объемный бизнес.У предприятий в данной отрасли существует немного, но очень крупных источников конкурентных преимуществ, обычно связанных с эффектом экономии за счет масштаба производства.
2 Тупиковый бизнес.У предприятий в данной отрасли существует мало источников получения конкурентных преимуществ, и потенциальный размер их при этом очень ограничен. В результате интенсивность конкуренции на этом рынке очень высока: все участники используют аналогичные стратегии, но никто из них не может добиться заметного преимущества. В таких условиях существует высокая степень доступности и распространенности ресурсов и способностей, требуемых для конкурентной борьбы. Типичным примером подобной ситуации могут служить рынки товаров широкого потребления, на которых ни у кого из участников не имеется заметного преимущества в издержках. В такой отрасли стратегически важно как можно раньше распознать наступление безвыходной ситуации, с тем чтобы вовремя покинуть этот рынок. Выживание и прибыльность здесь достигаются путем операционной эффективности, низких административных затрат и формирования корпоративной культуры, направленной на повальную экономию средств.
3 Фрагментарный бизнес.К данной категории относятся те виды деятельности, у которых может быть много источников конкурентных преимуществ, но их потенциальный размер невелик. Для фрагментарного типа отраслей характерен выпуск дифференцированных продуктов при наличии низкой приверженности торговой марке, широкое распространение технологий и низкий эффект экономии за счет масштаба производства. Факторами успеха здесь могут являться низкие издержки за счет операционной эффективности, фокусирование на привлекательных сегментах рынка, быстрое реагирование на изменения и внедрение новых форм дифференциации. Успех на этом рынке в основном обеспечивается за счет предприимчивости. Франчайзинг является одним из способов комбинирования преимущества размера с гибкостью и децентрализацией. Альтернативной стратегией может стать курс на специализацию или объем, т.е. попытка трансформировать бизнес в специализированный или объемный. Ярким примером здесь может служить компания "Макдональдс" (McDonald's), которая превратила рынок фаст-фуд из фрагментарной отрасли в специализированную/объемную. Аналогично действует и компания по производству кофе "Старбакс" (Starbuks).
Рис. 1 Матрица стратегического окружения БКГ
4 Специализированный бизнес.Этому типу отрасли присуще большое количество источников конкурентных преимуществ и их значительный потенциальный размер. Специализированный рынок характеризуется разнообразием покупательских потребностей, преимуществом первопроходцев, приверженностью торговым маркам, эффектом экономии за счет масштаба и большими целевыми издержками по изолированному обслуживанию рыночных ниш, когда каждый принимает практически все расходы на себя и непытается разделить их с другими участниками (поэтому здесь не существует больших возможностей для фирм с широким охватом рынка или ассортиментом). Специализированный бизнес требует стратегической дифференциации: каждая фирма делает что-то свое, поэтому конкуренция непрямая. Конкуренция основывается, скорее, на дизайне продукта, инновации и продвижении торговой марки, а не на цене. Проведенный БКГ анализ стратегий, присущих специализированному бизнесу, базируется на двух составляющих: степени стабильности внешнего окружения и способности систематизировать поведение покупателей и конкурентов. Эти два фактора служат основой для определения четырех типов бизнеса и четырех стратегических подходов, которые представлены на рис. 2:
• В стабильной рыночной среде, когда поведение участников достаточно предсказуемо и поддается систематизации, более эффективным для формулирования стратегии будет аналитический подход, включающий в себя тщательный анализ потребностей покупателей и поведения конкурентов.
• В стабильной рыночной среде, когда поведение покупателей и конкурентов не поддается систематизации, наиболее эффективным будет применение экспериментальных подходов к выпуску новых продуктов и корректировке стратегии.
• В нестабильной рыночной среде, но при систематизируемом поведении ключом к конкурентному преимуществу будут навыки восприятия - в наукоемких отраслях ключом является восприятие того, как новые технологические возможности могут, лучше удовлетворить нужды потребителей.
• Изменчивость внешней среды в сочетании с невозможностью систематизации требует творческого подхода для установления конкурентного преимущества. Так, например, в производстве модной одежды не только быстро меняющаяся среда, но и модные тенденции и жизненные циклы с трудом поддаются рыночному анализу.
Рис. 2 Разработанный БКГ анализ стратегических характеристик специализированного бизнеса |
КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ СОГЛАСНО КОНКУРЕНТНОЙ ДИНАМИКЕ
Среди аспектов, определяющих динамику конкуренции, Джеффри Вилльямс (Jeffrey Williams) выделил несколько ключевых стратегических характеристик отраслей: скорость появления новых продуктов, продолжительность жизненного цикла продукта, скорость снижения себестоимости единицы продукции, географический охват и стабильность отношений между поставщиками и потребителями. Вилльямс определил также три типа отраслей, характеристики которых представлены в табл. 1.
Таблица 1 Классификация типов рынков по Вильямсу
Источник: Jeffrey R. Williams, "I Don't Think We're in Kansas Any More... " A Perspective on Our Expanding Markets, Carnegie-Mellon University, Graduate School of Industrial Administration, Working Paper 20-86-87, January 1988.
1 Местные монопольные рынкипродают специализированные товары относительно небольшому количеству покупателей. Это могут быть: оборонная промышленность и другие правительственные субподрядчики, компании по оказанию профессиональных услуг, которые работают в близком контакте с клиентами (фирмы по корпоративному юридическому обслуживанию, частные банкиры и т.д.), а также компании по производству эксклюзивных индивидуализированных товаров (одежда известных модельеров, автомобили "Роллс-Ройс" и "Феррари"). Продуктовая дифференциация высокая: потребители не воспринимают стандартизованный товар, и эластичность спроса низкая, она отражает предпочтения покупателей иметь особый товар. Высококачественное производство с низкими объемами при отсутствии конкуренции стимулирует вертикальную интеграцию производства индивидуализированных товаров, широко использует труд высококвалифицированных специалистов и игнорирует экономию за счет масштаба производства или кривую опыта.
Таблица 2 Классификация отраслей в соответствии с темпами роста производительности (характеризуемая переменами в фактических ценах)
2 Традиционные индустриальные рынкихарактеризуются большим объемом рынка, незначительной сегментацией и умеренной скоростью инновации продукта. Конкуренция на таких рынках характеризуется стремлением соперников добиться преимущества за счет размера: эффекта экономии за счет масштаба или лидерства торговой марки. Доминирование на рынке труднодостижимо: продающиеся товары являются близкими заменителями, а доля рынка чувствительна к цене и рекламе. Стратегии лидерства в издержках/узнаваемости торговой марки/широкого ассортимента четко прослеживаются в таких компаниях, как "Юнилевер" (Unilever), "Дженерал Моторс" (General Motors) и "Маркс & Спенсер" (Marks & Spencer). Для успешной реализации вышеперечисленных стратегий организации должны уделять особое внимание эффективности на основе экономичности и контроля, компетентности на основе опыта и специализации и совершенствованию качества через систему устранения проблем и дефектов. Стремление к экономичным затратам обычно приводит к непрерывному ежегодному снижению затрат умеренными темпами (табл. 2). 3 Шумпетерианские рынки,открытые для "ветра креативного разрушения", формируют условия "гиперконкуренции", описанные в статье 5. Завоевавшие свой рынок товары подвергаются постоянным нашествиям со стороны новых товаров, которые, при успешных продажах, демонстрируют быстрые темпы роста. В следующих отраслях инновация продукта является преобладающей формой конкуренции: полупроводники, телекоммуникация, компьютеры, бытовая электроника, финансовые услуги, звукозапись и производство некоторых модных товаров. В то же время инновации быстро имитируются соперниками, поэтому скорость получения преимуществ от продажи новых товаров должна быть высока. Таким образом, успех зависит не только от самой инновации продукта, но также и от производственных и маркетинговых способностей, что способствует скольжению по кривой опыта впереди конкурентов.
Обратите внимание на тот факт, что отрасли могут переходить из одной категории в другую: появление новой технологии процесса, развитие массовых рынков и дерегуляция привели к тому, что многие местные монопольные рынки стали традиционными отраслями. Некоторые отрасли являются гибридами: так, на рынке персональных компьютеров такие комплектующие, как клавиатуры и бумага для принтера, являются традиционными отраслями, а другие комплектующие, такие, как микропроцессоры, относятся к отраслям шумпетериан-ского типа, в то время как некоторые программные приложения и сервисное обслуживание представляют собой защищенные отрасли. Телекоммуникационное оборудование включает в себя аналогичный диапазон. Такие гибриды создают значительные трудности для стратегии и организации.
СТАТЬЯ 7