Удовлетворенность предпринимателей
Субъективные оценки своего материального благосостояния и динамики его изменения являются существенными социально-психологическими характеристиками, непосредственно связанными с уровнем деловой активности предпринимателя и динамикой его изменения. Материальное положение своей семьи как ближайшей социальной группы выступает в качестве существенной характеристики внешних, социально-экономических условий деловой активности субъекта. Ориентация предпринимателя на материальное положение своей семьи, ожидание его улучшения и поддержки со стороны членов семьи являются существенным социально-психологическим фактором деловой активности субъекта. С другой стороны, улучшение своего материального благосостояния является не только одной из основных целей предпринимательской деятельности, но и одним из основных критериев оценки ее успешности, удовлетворенности ее результатами.
Существует взаимосвязь между мотивационными особенностями предпринимателей и удовлетворенностью предпринимательской деятельностью. Для высокоудовлетворенных предпринимателей характерно преобладание мотивации материальной обеспеченности над мотивом независимости, для низкоудовлетворенных предпринимателей - соотношение обратное, что, предположительно, связано с более высокой ценностью свободы для низкоудовлетворенных предпринимателей.
(Позняков)
1. Социально-психологическими характеристиками высокоудовлетворенных предпринимателей являются:
- преобладание мотивации материальной обеспеченности,
- большая ценность предпринимательства как вида экономической деятельности,
- высокие оценки успешности деятельности, степени реализации целей, материального уровня жизни семьи, собственных возможностей в повышении успешности бизнеса, самореализации в деятельности,
- высокая удовлетворенность выбранной сферой деятельности и процессом деятельности, положительная оценка перспективности бизнеса, активно-положительное отношение к полезности своей деятельности для общества
- деловой стиль общения с наемными работниками.
2. Социально-психологическими характеристиками низкоудовлетворенных предпринимателей являются:
- преобладание мотивации независимости, самостоятельности в работе,
- меньшая ценность предпринимательства как вида экономической деятельности,
- низкие оценки успешности деятельности, степени реализации целей, материального уровня жизни семьи,
- заниженные оценки собственных возможностей в повышении успешности бизнеса, самореализации в деятельности, перспективности бизнеса,
- низкая удовлетворенность выбранной сферой деятельности и процессом деятельности, более безразличное отношение к полезности своей деятельности для общества,
- дружеско-деловой стиль общения с наемными работниками.
3. Отличительными социально-психологическими характеристиками предпринимателей, связанными с их экономическим статусом собственника, в сравнении с социально-психологическими характеристиками наемных руководителей, являются
- более высокая удовлетворенность деятельностью,
- большая ценность предпринимательства как вида экономической деятельности,
- более высокие оценки степени самореализации и нужности своей деятельности людям,
- более негативная оценка влияния экономической политики государства на успешность предпринимательства.
Гендерные аспекты предпринимательства (Титова)
Исследования гендерных аспектов позволяют характеризовать предпринимательство как сферу, в которой преобладают маскулинные модели деловой активности, определяющие эффективность этой экономической деятельности в российских условиях (С.А. Автономова, Л.В. Бабаева, Е.Ю. Мещеркина, А.Е. Чирикова), как сферу, деятельность женщин в которой обладает спецификой в построении деловых отношений и адаптации (О.М. Здравомыслова, Л.В. Корель, А.Б. Купрейченко, Г.В. Турецкая и др.).
Исследование гендерных различий в социальной психологии может быть реализовано через сравнительное изучение:
- психологических характеристик субъектов с различным уровнем маскулинности и фемининности (уровень личности);
- ролевого взаимодействия мужчин и женщин в совместной деятельности (уровень межличностных отношений);
- отношений в совместной жизнедеятельности или социальном взаимодействии мужчин и женщин как представителей больших социально-демографических групп (уровень межгрупповых отношений).
Деловое взаимодействие в предпринимательской деятельности может быть охарактеризовано тем, какие процессы – интеграции или дифференциации – определяют экономическую деятельность предпринимателя, и тем, ориентация на экономические ресурсы или на взаимоотношения свойственна ему в организации бизнеса. Это позволяет выделить виды конкуренции и партнерства в предпринимательской деятельности: конкуренция за экономические ресурсы, конкуренция-соревнование за личные достижения, технико-экономическое партнерство и личностноориентированное партнерство.
Ведущим фактором, опосредующим взаимодействие предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин в экономической сфере, выступает отношение к условиям предпринимательской деятельности, в том числе к другим субъектам в сфере бизнеса. Это отношение проявляется в субъективных представлениях и оценках сторон делового взаимодействия; оно может быть обозначено как «отношение к деловому взаимодействию», частным случаем которого выступает «отношение к конкуренции и партнерству».
В результате было получено, что ориентация на взаимоотношения, социальные ресурсы в характеристике конкуренции (акцент на личностных особенностях конкурентов, сравнение своих достижений с достижениями других предпринимателей и т.д.) у респондентов-женщин наблюдалась в 34% случаев, а у респондентов-мужчин – в 51% случаев.
Характеристики отношения к конкуренции как к соревнованию с другими предпринимателями за личные достижения встречаются в группе мужчин гораздо чаще, чем характеристики отношения к конкуренции за экономические ресурсы (25 %; р = 0,01). В оценках респондентов-женщин характеристики конкуренции за экономические ресурсы (51%) встречаются чаще по сравнению с характеристиками конкуренции-соревнования за личные достижения (р=0,058), см. рис. 1.
Рис. 1. Сравнительная характеристика отношения предпринимателей из разных гендерных групп к видам конкуренции и делового партнерства
Партнерские отношения, в которых предпосылками успешности называются личностные особенности деловых партнеров, т.е. выражена ориентация на отношения с другими предпринимателями, обозначенные как личностноориентированное партнерство, чаще фигурировали в определениях респондентов-женщин (62%), подчеркивающих важность для эффективной экономической деятельности взаимопонимания, доверия, честности между партнерами. Такое отношение к деловому партнерству в группе мужчин выявлено в 39% случаев, а в большей мере им свойственно отношение к партнерству как к источнику новых ресурсов, как к условию расширения бизнеса и преумножения вложенных средств (53%; р=0,018), т.е. деловое партнерство, ориентированное на распоряжение материальными и техническими ресурсами и обозначенное нами как технико-экономическое партнерство.
В ходе изучения отношения предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин к конкуренции и партнерству выявлено, что предприниматели-мужчины более высоко оценивают надежность своих деловых партнеров (р=0,007), чем предприниматели-женщины, оценки которых более разнородны. Отметим, что низко надежность деловых партнеров оценена теми женщинами, в предпринимательстве которых частыми партнерами по бизнесу являются также женщины, по поводу чего указывалось, что женщины чаще нарушают договоренности и на них меньше следует полагаться в деле.
Анализ оценок надежности деловых партнеров показал изменения в партнерских отношениях предпринимателей в сравнении с 1997 годом. Надежность партнеров по бизнесу и предприниматели-мужчины, и предприниматели-женщины оценили в 2001 году выше, чем в 1997 году; при этом мужчины, как и ранее, считают своих деловых партнеров более надежными, чем женщины, но различия во мнениях мужчин и женщин стали более значимыми (р=0,005).
Сравнение отношения к конкуренции предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин выявило, что среднегрупповые различия в отношении предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин к конкуренции не выражены – это отношение стало почти одинаковым. В группе мужчин, по сравнению с 1997 годом, снизилось число людей, которым нравится соревноваться, но появилось больше предпринимателей с неопределенным отношением.
Наиболее значимые изменения психологических отношений связаны с уменьшением доли женщин, негативно относящихся к конкуренции (с 1/3 до 1/6), и, соответственно, гораздо более выраженным в группе женщин стало предпочтение конкуренции. Все это вместе сделало групповые различия отношения к конкуренции, имевшиеся в 1997 году, незначимыми.
Сравнение оценок конкурентоспособности предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин показало: мужчины значимо выше оценивают свою конкурентоспособность, чем женщины. Тенденция изменений связана с ростом оценок субъективной конкурентоспособности и сохранением на прежнем уровне относительных групповых различий. В целом, распределение оценок психологических отношений женщин в 2001 году приблизилось к распределению оценок мужчин в 1997 году, что, на наш взгляд, отражает процессы социализации женщин-предпринимателей в «мужском мире бизнеса».