Отношение предпринимателей к наемным работникам
Выявлены два различных подхода в отношении предпринимателей к наемным работникам:
1) субъектный, когда сотрудники воспринимаются предпринимателем как единомышленники, друзья, и
2) объектный, когда сотрудники рассматриваются как средство для достижения своих целей, как люди, зарабатывающие для предпринимателя деньги.
Предприниматели, отличающиеся субъектным отношением к своим сотрудникам, чаще ощущают, что их дело нужно людям, выше оценивают уровень самореализации в деятельности и удовлетворенность ее экономическими результатами.
Уровень деловой активности
Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень деловой активности предпринимателейи тенденции ее изменения (повышения или понижения) в значительной степени определяются социально-психологическими факторами, к числу которых относятся оценки как внешних экономических условий предпринимательской деятельности, так и собственных особенностей, выступающих ее внутренними условиями. Благоприятность внешних экономических условий для ведения предпринимательской деятельности прямо связывается в представлениях предпринимателей с оценкой степени независимости своего бизнеса от этих условий и оценкой собственных возможностей ведения дела и достижения успеха.
Наряду с устойчивыми взаимосвязями между исследуемыми переменными обнаружены значимые различия, свидетельствующие о динамике психологических отношений, наиболее тесно связанных с оценками уровня своей деловой активности, успешности своей предпринимательской деятельности и удовлетворенности ее результатами. Эта динамика характеризуется усилением дифференциации в среде предпринимателей и свидетельствует о формировании социально-психологических типов, различающихся по социально-психологическим критериям их деловой активности. В частности, представители одного типа предпринимателей склонны в большей степени ориентироваться на субъективную оценку внешних условий (благоприятность экономических условий для ведения бизнеса, материальные условия жизни семьи), а представители другого - на внутренние побуждения к предпринимательству, на оценку собственных возможностей в развитии своего бизнеса. В зависимости от соотношения этих оценок представители этих типов склонны использовать различные стратегии в деятельности и проявляют разный уровень деловой активности.
Содержательный анализ факторных решений позволяет выделить социально-психологические характеристики деловой активности предпринимателей, различающиеся представленностью в оценках различных аспектов ее временного континуума. Оценка удовлетворенности результатами предпринимательской деятельности преимущественно характеризует ее состояние в прошлом, оценки степени своей деловой активности и успешности деятельности в настоящее время - в настоящем и оценка собственных возможностей в развитии своего бизнеса - в будущем.
Полученные данные позволяют говорить о существовании относительно самостоятельных феноменов деловой активности и успешности деятельности предпринимателей. Оценки предпринимателями своей деловой активности, скорее всего, определяются процессуальными характеристиками их деятельности, а успешность - результативными, и они могут расходиться, причем не только незначительно, но и достаточно принципиально.
Социально-психологические факторы успешности предпринимательской деятельности:
- оценка собственных возможностей в повышении успешности своего бизнеса,
- позитивное отношение к конкуренции,
- высокая оценка своей конкурентоспособности
- высокая надежность партнеров.
Оценка собственных возможностей, также как и тесно связанная с ней оценка своей конкурентоспособности, проявили себя как центральные социально-психологические характеристики предпринимательской деятельности, тесно связанные как с оценками ее процессуального аспекта (степени деловой активности предпринимателей и динамики ее изменения), так и с оценками ее результатов (успешности и удовлетворенности). При этом оценка своей конкурентоспособности является более обобщенной, интегральной социально-психологической характеристикой деловой активности предпринимателя, чем оценка собственных возможностей. Она (оценка конкурентоспособности) определяется не только самооценкой предпринимателя как субъекта деловой активности, но и оценкой его взаимоотношений с партнерами и конкурентами.
В целом предприниматели в высокой степени ощущают зависимость развития своего бизнеса как от социально-экономических, так и от социально-психологических факторов. Зависимость от общих социально-экономических условий в стране воспринимается ими как более сильная, чем зависимость от местных органов власти, а зависимость от взаимоотношений с партнерами - как более сильная, чем зависимость от отношения со стороны местного населения. При этом оценка зависимости от местных органов власти и отношения населения имеет тенденцию к снижению, а оценка зависимости от взаимоотношений с партнерами и от себя самого - к увеличению.