Предпринимательские проблемы в отношениях к деньгам

«Мы давно головой понимали, что брать кредиты в нашей сфере выгодно, — рассказывал генеральный директор одной из торговых компаний.— Но никак не могли заставить себя заняться этим. Года два избегали любых попыток. В этом году впервые решили попробовать, взяли кредит на месяц и со страху отдали его в первые же два дня. Конечно, понесли довольно серьезные убытки. Но все равно взяли следующий кредит, но этот раз продержались уже две недели. Сейчас работаем с кредитом в третий раз, кажется, удержимся до конца срока, и деньги сумели разместить эффективно, так что у нас это начинает работать».

(Емельянов Е. Н., Поварницына С. Е. "Психология бизнеса" - М.: АРМАДА, 1998.- 511 с.: ил. (Отдельное издание).

Отношение к риску, конкуренции и неудачам

Отношение к риску, конкуренции и неудачам в предпринимательской деятель­ности являются важными социально-психологическим характеристиками деловой активности предпринимателей. В целом более эффективные предприниматели ха­рактеризуются положительным отношением к конкуренции и умеренному риску.

От­ношение предпринимателей к конкуренции в большей степени связано с их личност­ными особенностями: мотивационными предпочтениями, самооценкой, самоэффек­тивностью.

Отношение к риску в большей степени определяется оценкой благопри­ятности внешних условий предпринимательской деятельности. Субъективно оцени­ваемая степень риска является важной социально-психологической характеристикой предпринимательской деятельности и предпринимателя как ее субъекта. Она харак­теризует не только внешние условия предпринимательской деятельности, но и лич­ные предпочтения самих предпринимателей, которые определяют в значительной степени реальный выбор ими сфер и условий бизнеса, характеризуемых той или иной степенью риска.

В случае серьезной неудачи наименее вероятными вариантами поведения оп­рошенные считают уход на государственное предприятие или на работу к другому предпринимателю. Большинство опрошенных предпринимателей предпочитают стратегию организации нового собственного дела или поиск надежного компаньона. При этом доля предпринимателей, которые в случае неудачи рассчитывают на со­трудничество с компаньоном, имеет тенденцию к увеличению. Это косвенно свиде­тельствует о повышении значимости партнерских отношений в российском бизнесе.

Отношение к государству

В развитии своего бизнеса предприниматели отмечают серьезные трудности, которые связаны с противодействием и препятствием со стороны государственных и местных органов власти. Соответственно, уровень доверия к представителям этих структур невысок и за последние годы имеет устойчивую тенденцию к снижению. Обнаружена взаимосвязь оценки степени реального риска в предпринимательской деятельности с оценкой противодействия и препятствия в работе со стороны госу­дарственных структур, свидетельствующая о том, что именно государственные органы власти являются основным источником риска предпринимательской деятельно­сти.

Региональные различия

Эмпирически зафиксированы различия в психологических отношениях к предпринимательской деятельности московских предпринимателей и предпринима­телей из других регионов России. Эти различия, с одной стороны, являются резуль­татом, следствием различий в социально-экономических условиях осуществления предпринимательства в столице и в других регионах России, а с другой — характери­зуют социально-психологические особенности представителей этих групп предпри­нимателей.

Социально-экономические условия предпринимательской деятельности в столице как центре российского бизнеса в целом характеризуются большей степенью сформированности рыночных отношений, характерных для российского бизнеса, и в большей степени выражают общероссийские тенденции их изменения (то есть раз­витие социально-экономической инфраструктуры бизнеса происходит в Москве как бы с опережением). У московских предпринимателей в большей степени выражены социально-психологические характеристики, отличающие российских предпринима­телей как представителей специфической социальной группы, то есть они отличают­ся большей степенью сформированности психологических отношений, характерных для новых российских предпринимателей.

Предприниматели из регионов более высоко оценивают зависимость развития своего бизнеса от таких внешних факторов как социально-экономические условия, политика местных органов власти и отношение местного населения, а московские предприниматели считают более значимыми факторами отношения с партнерами и себя самих (свои собственные возможности). То есть деловая активность предпри­нимателей складывается под влиянием совокупности внешних и внутренних ее усло­вий. При этом субъективная значимость отдельных составляющих условий предпри­нимательской деятельности оценивается ими по-разному.

Наши рекомендации