Предпринимательские проблемы в отношениях к деньгам
«Мы давно головой понимали, что брать кредиты в нашей сфере выгодно, — рассказывал генеральный директор одной из торговых компаний.— Но никак не могли заставить себя заняться этим. Года два избегали любых попыток. В этом году впервые решили попробовать, взяли кредит на месяц и со страху отдали его в первые же два дня. Конечно, понесли довольно серьезные убытки. Но все равно взяли следующий кредит, но этот раз продержались уже две недели. Сейчас работаем с кредитом в третий раз, кажется, удержимся до конца срока, и деньги сумели разместить эффективно, так что у нас это начинает работать».
(Емельянов Е. Н., Поварницына С. Е. "Психология бизнеса" - М.: АРМАДА, 1998.- 511 с.: ил. (Отдельное издание).
Отношение к риску, конкуренции и неудачам
Отношение к риску, конкуренции и неудачам в предпринимательской деятельности являются важными социально-психологическим характеристиками деловой активности предпринимателей. В целом более эффективные предприниматели характеризуются положительным отношением к конкуренции и умеренному риску.
Отношение предпринимателей к конкуренции в большей степени связано с их личностными особенностями: мотивационными предпочтениями, самооценкой, самоэффективностью.
Отношение к риску в большей степени определяется оценкой благоприятности внешних условий предпринимательской деятельности. Субъективно оцениваемая степень риска является важной социально-психологической характеристикой предпринимательской деятельности и предпринимателя как ее субъекта. Она характеризует не только внешние условия предпринимательской деятельности, но и личные предпочтения самих предпринимателей, которые определяют в значительной степени реальный выбор ими сфер и условий бизнеса, характеризуемых той или иной степенью риска.
В случае серьезной неудачи наименее вероятными вариантами поведения опрошенные считают уход на государственное предприятие или на работу к другому предпринимателю. Большинство опрошенных предпринимателей предпочитают стратегию организации нового собственного дела или поиск надежного компаньона. При этом доля предпринимателей, которые в случае неудачи рассчитывают на сотрудничество с компаньоном, имеет тенденцию к увеличению. Это косвенно свидетельствует о повышении значимости партнерских отношений в российском бизнесе.
Отношение к государству
В развитии своего бизнеса предприниматели отмечают серьезные трудности, которые связаны с противодействием и препятствием со стороны государственных и местных органов власти. Соответственно, уровень доверия к представителям этих структур невысок и за последние годы имеет устойчивую тенденцию к снижению. Обнаружена взаимосвязь оценки степени реального риска в предпринимательской деятельности с оценкой противодействия и препятствия в работе со стороны государственных структур, свидетельствующая о том, что именно государственные органы власти являются основным источником риска предпринимательской деятельности.
Региональные различия
Эмпирически зафиксированы различия в психологических отношениях к предпринимательской деятельности московских предпринимателей и предпринимателей из других регионов России. Эти различия, с одной стороны, являются результатом, следствием различий в социально-экономических условиях осуществления предпринимательства в столице и в других регионах России, а с другой — характеризуют социально-психологические особенности представителей этих групп предпринимателей.
Социально-экономические условия предпринимательской деятельности в столице как центре российского бизнеса в целом характеризуются большей степенью сформированности рыночных отношений, характерных для российского бизнеса, и в большей степени выражают общероссийские тенденции их изменения (то есть развитие социально-экономической инфраструктуры бизнеса происходит в Москве как бы с опережением). У московских предпринимателей в большей степени выражены социально-психологические характеристики, отличающие российских предпринимателей как представителей специфической социальной группы, то есть они отличаются большей степенью сформированности психологических отношений, характерных для новых российских предпринимателей.
Предприниматели из регионов более высоко оценивают зависимость развития своего бизнеса от таких внешних факторов как социально-экономические условия, политика местных органов власти и отношение местного населения, а московские предприниматели считают более значимыми факторами отношения с партнерами и себя самих (свои собственные возможности). То есть деловая активность предпринимателей складывается под влиянием совокупности внешних и внутренних ее условий. При этом субъективная значимость отдельных составляющих условий предпринимательской деятельности оценивается ими по-разному.