Тема 8. Психологические аспекты сберегающего и инвестиционного поведения.
Тема 8. Психологические аспекты сберегающего и инвестиционного поведения.
Верховин В. И., Зубков В. И. Экономическая социология: Монография. - М.: Изд-во РУДН, 2002. - 459 с.
Виды экономического поведения:
Дистрибутивное (распределительное) поведениесоединяет рыночных субъектов с экономическими ресурсами, определяет нормы и меру присвоения полезных свойств этих ресурсов и выгоды от их обращения, а также механизмы и способы их перераспределения от одного пользователя к другому. Рынок в этом смысле можно понимать как бесконечный процесс редистрибуции огромной массы экономических ресурсов по сети обмена и обращения, где множество субъектов перманентно приобретают и теряют право контроля над теми или иными благами. Фактически дистрибутивные модели - поведенческие проекции многоликого института собственности, которые демонстрируют множество вариантов доступа к экономическим ресурсам, права контроля над ними и получения выгоды от их оборота.
Производственное поведение связано, прежде всего, с накоплением, концентрацией материальных, технологических, интеллектуальных, организационных и других ресурсов, их соединением и комбинированием с целью получения благ с фиксированными потребительскими свойствами и прибыли (дохода) от их обращения на рынке. Очевидно, что это весьма упрощенная трактовка, которая не раскрывает полностью сложнейшего комплекса факторов, характеризующих поведение различных экономических субъектов, выступающих в качестве товаропроизводителей (особенно крупных фирм и предприятий).
Обменное поведение обеспечивает движение различных экономических благ (товаров, услуг, информации) по каналам рынка на основе учета и сравнения их ценности по отношению друг к другу. Мера относительной редкости обращающихся товаров фиксируется в ценах, которые устанавливаются в процессе взаимоприспособления различных рыночных элементов. Участники обменного поведения - это множество экономических субъектов, выступающих по отношению друг к другу в качестве продавцов и покупателей.
Потребительское поведение обеспечивает извлечение (абсолютное или относительное) экономических благ из товарного оборота и присвоение их полезных свойств с целью удовлетворения человеческих потребностей. Очевидно, что процесс потребления характерен для всех субъектов экономического поведения, использующих те или иные ресурсы для собственных нужд.
Наряду с основными видами экономического поведения можно анализировать и другие модели, входящие в их структуру:
1) монетарные,
2) инвестиционные,
3) редистрибутивные,
4) покупательские,
5) сбытовые,
6) коммерческие,
7) спекулятивные,
8) маркетинговые,
9) посреднические,
10) конъюнктурно-игровые,
11) предпринимательские,
12) ненормативные
…. и ряд других.
Домохозяйство как субъект финансового поведения
Важным вопросом, заслуживающим детального обсуждения, является вопрос о субъекте финансового поведения. Дело в том, что, как правило, им является не отдельный индивид, а семья или домохозяйство, - даже в том случае, если формально действия (например, операции с банковским счетом) могут быть приписаны одному человеку. Сколько-нибудь значимые финансовые решения принимаются людьми совместно. Это не означает, что они непременно сбрасывают все свои денежные ресурсы в "общий котел", или всегда принимают решения по финансовым вопросам совместно (хотя часто так и происходит). Однако в любом случае, финансовые действия совершаются с учетом вероятных реакций других людей, или оказываются следствием соответствующего распределения домашних прав и обязанностей, а также являются результатом множества повседневных обсуждений этих вопросов.
Прим.: В Англии существует пословица: «О чем бы ни шел разговор, это разговор о деньгах».
Сбережения
Определение 1. Сбережениями называют остаток личного дохода (домохозяйства), который не был использован на выплату налогов и покупку товаров и услуг. Доля личных сбережений в текущем доходе домохозяйства определяется как норма сбережений.
Минимальная граница сбережений. Еще один нелегкий вопрос касается минимальной границы сбережений. В самом деле, всякую ли сумму можно считать сбережениями? Если я отложил один рубль, это еще не сбережения? А если отложены сто рублей? Или тысяча? Например, по данным нашего опроса занятых в трех российских городах в 1996 г., только четверть респондентов, считали сбережениями любую отложенную сумму. Многие называли конкретные числа, которые в несколько раз превосходили размер их месячного дохода.
Оценки, получаемые на основе данные опросов населения, со своей стороны обычно бывают занижены, поскольку люди склонны занижать как свои доходы, так и свои сбережения. Занижение может быть связано с двумя причинами: во-первых, люди не всегда считают сбережениями то, что к ним относится статистикой. Например, деньги, отданные в долг, редко рассматриваются как сбережения, нет четкого представления о том, какую часть наличных рублей считать сбережениями, а какую – оборотной кассой, и по привычке к сбережениям относят только банковские вклады. Во-вторых, занижение может быть сознательным: не сообщают о доходах, с которых не были заплачены налоги, и, следовательно, занижают их расходование, как на потребление, так и сбережения. Кроме того, считают небезопасным говорить интервьюерам о своих накоплениях, хранящихся дома в наличной форме, из-за боязни того, что сведения могут быть использованы в неблаговидных целях. В итоге принято считать, что данные макро статистики переоценивают реальные сбережения, а микро данных их недооценивают, и реальная оценка находится где-то между ними.
Классификация форм сбережений.Наша классификация основных форм сбережений представлена в таблице 1.
Мотивы сбережения
Мотивы сбережения, определяемые Дж. М. Кейнсом:
Осторожность - образование резерва на случай непредвиденных обстоятельств;
Предусмотрительность, когда заранее уже ясно, что в будущем соотношения между доходами и расходами человека (или семьи) заведомо станут иными, т. е. изменятся, причем не в лучшую сторону.
Расчетливость - способ принести себе доход в форме процента либо воспользоваться будущим (предполагаемым) увеличением ценности имущества.
Стремление к лучшему - в будущем постепенное повышение своего жизненного уровня.
Предприимчивость - обеспечение свободы для спекулятивных или коммерческих операций.
Дж. М. Кейнс приводит еще два мотива: желание оставить наследникам состояние и чувство скупости как таковое, когда человеком движет ни на чем не основанное стойкое предубеждение против самого акта расходования.
Среди современных экономических теорий следует выделить теорию жизненного цикла и теорию постоянного дохода. Общей их чертой является то, что в них обосновывается пропорциональный характер потребления по отношению к доходу.
Теория жизненного цикла была выдвинута Ф. Модильяни, который получил в 1985 г. Нобелевскую премию. Она основывается на микроэкономических предпосылках о том, что домашние хозяйства планируют потребление и сбережения на длительные периоды, стремясь распределить потребление оптимальным образом на весь период жизни. Потребление ставится в зависимость не только от текущего располагаемого дохода, но и от величины всего дохода за период, равный длине жизненного цикла человека или семьи. В основе лежит концепция ожидания, согласно которой текущее потребление находится под влиянием будущих доходов. Каждый субъект стремится скорректировать объем своего текущего потребления таким образом, чтобы потреблять равные количества благ в каждый период.
Цели сбережений
Г. Катона на основании многолетних наблюдений выявил четыре наиболее распространенных цели, ради которых американцы откладывали деньги:
1. несчастные случаи (болезни, безработица);
2. старость и уход на пенсию (об этом беспокоятся, начиная с тридцатилетнего возраста);
3. образование детей;
4. покупка дома (или других товаров длительного пользования).
Г. Катона провел различие между дискреционным и контрактным, а также между добровольным и недобровольным сбережением Дискреционное сбережение подразумевает активное и самостоятельное решение отложить определенную сумму в настоящий момент, тогда как договорное сбережение означает, что решение было принято раньше, и сейчас человек ему следует (например, вносит выплаты за товар, купленный в рассрочку).
Теории сбережений
Л. Талер предположил существование ряда психологических счетов, средства с которых используются независимо. Потребитель может взять ссуду в банке на покупку машины, будучи уверенным, что обязательства перед банком заставят его выплатить долг. При этом он сохраняет в неприкосновенности свои сбережения, опасаясь, что без внешнего принуждения не сможет их восполнить. «Уловка состоит в том, чтобы вместо дискреционных сбережений делать договорные» (Рабинович А.О. Предикторы сберегающего поведения (на примере вторичного анализа данных опроса в Нидерландах) // Проблемы экономической психологии. Т.1 / Отв. ред. А.Л.Журавлев, А.Б.Купрейченко. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 283.).
Конечной целью монетарного поведения является произведение обмена имеющихся денег как всеобщего эквивалента на какой-либо товар или услугу. В случае если обмен может происходить непосредственно, к примеру, у агента есть достаточное количество денег, он выбирает нужный ему предмет потребления и обменивает его на деньги. Такое поведение можно описывать в терминах «потребительского» (Блэкуэлл Д., Миниард П, Энджел Дж. Поведение потребителей. Спб.: Питер, 2002. С.262.). В некоторых случаях, когда имеющаяся в наличии сумма денежных средств не равна цене предмета потребления, требуется осуществление некоторых опосредующих действий. Опосредующими действиями могут являться получение кредита, сбережение и сочетание того и другого.
Анализ макросоциологических показателей говорит о том, что сберегательное и заемное монетарное поведение задается, во многом, извне, то есть сама возможность его осуществления закладывается в целях экономической политики государства и негосударственных кредитных организаций. Сберегательный тип монетарного поведения, в организованной или неорганизованной формах, существовал всегда, организованное заемное поведение возрождается после более чем семидесятилетнего перерыва. Банковский кредит следует рассматривать как новую для данного поколения россиян форму монетарного поведения: в СССР займы у знакомых и друзей были возможны (заемный тип монетарного поведения существовал), но коммерческих банков, занимавшихся кредитованием населения попросту не было.
Причины долгов
Л. Мэтьюз считает, что существует множество причин, по которым люди залезают в долги. Они могут покупать множество вещей, пытаясь повысить собственную самооценку или воплотить какое-либо фантастическое представление о самих себе. Некоторые идут на перерасход средств из-за бессознательного желания разориться, избавиться от денег, так как в глубине души считают их отвратительными. И наоборот, они расточительны из-за неудовлетворенности какими-то важными аспектами своей жизни и желания временно избавиться от ощущения пустоты и несчастья. Люди могут много тратить, потому что навязчивое поведение такого рода было принято в их семье, или, наоборот, из-за бунта против семьи, в которой бережливость рассматривалась как высшая ценность. Наконец, можно тратить, чтобы "не отстать" от других, или будучи не в состоянии сопротивляться давлению рекламных посланий.
Склонность к сбережениям
Для того чтобы оценить склонность населения к сбережениям, в опросе "ЦИРКОН" (2001 г.) был поставлен следующий вопрос.
Предположим, что Вы, Ваша семья располагаете денежной суммой в размере 20 тыс. руб. Как Вы, скорее всего, распорядитесь этими деньгами? (не более 2-х ответов).
Ответы на него позволяют оценить склонность респондентов к сбережениям и инвестициям безотносительно к их текущему уровню дохода. Среди предложенных вариантов ответа самым популярным оказался "потрачу на приобретение вещей для дома": так заявили 36% опрошенных. 29% отложили бы эту сумму "про запас". Следом идут такие варианты, как "на свое образование и развитие детей" (22%), "на свое лечение и лечение близких родственников" (19%), "постараюсь добавить и приобрести участок земли, домики т.п." (12%).
Анализ ответов респондентов с использованием процедур многомерного шкалирования показал, что у населения существуют четыре наиболее распространенные стратегии использования денежных средств. Их условно можно назвать потребление, сбережение, страхование и развитие.
Графически схема предпочтений респондентов среди различных способов использования крупной денежной суммы представле-на на рисунке 2. Те варианты, которые люди чаще всего называют одновременно в своих ответах, расположены на рисунке близко друг к другу, и, наоборот, если какие-либо способы вложения денег практически никогда не называются вместе, то на рисунке они находятся далеко друг от друга.
Так, например, на лечение потратили бы крупную денежную сумму 26% из тех, кто намерен отложить ее "про запас", 22% желающих купить страховой полис, 17% готовых инвестировать в образование. А с другой стороны, лишь 4-5% желающих потратить ее на развлечения, положить на депозит в банк или отложить надолго, чтобы накопить на дорогие приобретения. Таким образом, можно определить, какие способы вложения денежных средств "близки" друг к другу, а какие - "далеки".
Около 53% россиян придерживаются указанных четырех стратегий в чистом виде (это доля людей, выбиравших в ответах на данный вопрос варианты только из одного блока). При этом 19% ориентированы исключительно на потребление, 6 - на сбережение, 18 - на страхование и 10% - на развитие. Оставшиеся 47% опрошенных (за исключением 2% затруднившихся ответить) используют смешанные стратегии, причем наиболее популярными из них являются потребление/развитие (13%), потребление/страхование и страхование /развитие (по 10%).
Выделяя особенно интересующую нас группу тех, кто готов положить деньги в банк под процент, купить акции или ценные бумаги, отметим, что таких людей больше всего среди: молодежи (18-24 года) -12,3%; студентов - 13,8; людей со среднедушевыми доходами в семье свыше 2000 руб. в месяц - 12,1; жителей села, деревни - 8,4; людей, имеющих большие семьи (5 человек и более), - 9,2; людей, склонных к риску (готовых вложить деньги в банк, предлагающий высокие проценты, но имеющий низкую надежность) - 11,2; людей, обладающих позитивным опытом инвестирования в прошлом, - 17,0%; тех, кто оценивает нынешнее положение как хорошее и с оптимизмом смотрит в будущее - 14,3%.
Таблица 1
Предполагаемое использование крупной денежной суммы(в % к числу опрошенных)
ПОТРЕБЛЕНИЕ | Потрачу на приобретение вещей для дома | |
Постараюсь добавить и приобрести участок земли, домик и т.п. | ||
Потрачу на развлечения, удовольствия, путешествия | ||
СБЕРЕЖЕНИЕ | Отложу надолго, чтобы накопить на дорогие приобретения | |
Положу в банк под процент, куплю акции, ценные бумаги | ||
Куплю драгоценности, золото, ювелирные изделия | ||
СТРАХОВАНИЕ | Отложу "про запас" | |
Потрачу на свое лечение и лечение близких родственников | ||
Приобрету страховой полис ("страховку") | ||
РАЗВИТИЕ | Потрачу на свое образование и развитие детей | |
Верну ранее взятые долги | ||
Вложу в собственное дело, предприятие | ||
Потрачу на переквалификацию, приобретение специальности | ||
Другое | ||
Затрудняюсь ответить |
Склонность к риску
Для того чтобы оценить склонность населения к риску, в опросе "ЦИРКОН" (2001 г.) был поставлен следующий вопрос: Если бы Вы решили доверить свои деньги коммерческому банку, то какой банк Вы бы выбрали?
В ходе опроса респонденту предлагалось выделить соотношение между доходностью банковских вкладов и их надежностью, которое его в наибольшей степени удовлетворяет. В целом лишь 2% опрошенных согласны рисковать, чтобы впоследствии получить высокую прибыль, 13% респондентов устраивают средние доходы и средняя надежность вкладов, а 53% хотели бы избежать какого бы ни было риска.
Анализ показывает, что в наибольшей степени склонных к риску больше среди: молодежи (18-29 лет) - 5,3%; людей со средним общим образованием - 4,3; безработных - 8,0; людей из семей с низкими (менее 500 руб. на человека) и высокими (более 2000 руб. на человека) среднедушевыми доходами - 3,99; жителей крупных городов (с населением свыше 500 тыс. человек) - 4,3; тех, кто вкладывал в течение последних 7-8 лет деньги в финансовые компании и банки и оценивает опыт как позитивный - 7,9%.
Инвестиционное поведение
Инвестициями сбережения становятся в том случае, если они превращаются в производственный капитал. Так, например, покупка автомобиля для нужд членов семьи будет отнесена к сбережениям в узком смысле этого слова (в концептуальной схеме), или к потреблению (для упрощения расчетов), в то время как тот же автомобиль, купленный в основном для частного извоза, будет отнесен к инвестициям, и, следовательно, к сбережениям в широком смысле слова.
Инвестиции - это вложения в хозяйственную деятельность, т.е. нацеленные на получение прибыли, а не процента или ренты. (Кузина О., Радаев В., Рощина Я. Основные понятия финансового поведения населения)
Верховин В. И., Зубков В. И. Экономическая социология: Монография. - М.: Изд-во РУДН, 2002. - 459 с.
Инвестиции — относительно самостоятельный вид экономической активности, связанный с обращением инвестиционных ресурсов.
Инвестиции — совокупные вложения во все активы, приносящие чистый доход. Инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой создается прибыль (доход) или достигается социальный эффект. Такими ценностями могут быть:
- денежные средства, целевые банковские вклады, акции и другие ценные бумаги;
- движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности);
- имущественные права, вытекающие из авторского права, опыт и другие интеллектуальные ценности;
- совокупность технических, технологических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного производства, но не запатентованных (ноу-хау);
- права пользования землей, водой, ресурсами, здания ми, оборудованием, а также другие имущественные права;
- другие ценности1.
Люди могут реализовывать различные стратегии и тактики сберегательного поведения в зависимости от уровня и регулярности их дохода, стандартов и качества потребления и других факторов. В одном случае эти модели поведения могут быть консервативными, ориентированными на надежность (сохранение) и ликвидность тех активов, в которые вкладываются их накопления, в другом - более агрессивными и рискованными. Чем более сберегательное поведение приближается ко второму случаю, тем более оно модифицируется в собственно инвестиционное, ориентированное на сознательное помещение сбережений в финансовые и материальные активы, обращение которых связано с фактором неопределенности, но зато и с возможностью получения большего дохода.
Вся многочисленная категория пассивных инвесторов, несмотря на их дифференциацию, характеризуется одним общим признаком - они являются фидуциариями (доверителями). Фидуциарии не осуществляют операций с инвестиционными активами, а передают их на контрактной основе профессиональным инвесторам и пассивно ожидают выполнения их обязательств.
В США 66% всех акций находится в руках частных лиц, 25% - в руках предприятий, 5% - у банков, 4% - у пенсионных фондов.
В Японии в собственности частных лиц находится 25% акций, 29% акций - у предприятий, 24% - у банков, 16% - у пенсионных фондов и страховых обществ, 1 % - в руках у государства и остальная часть акций японских предприятий находится в руках у иностранцев.
В Германии около 30% акций владеют предприятия, 24% - иностранные граждане, 17% - частные лица, 9% акций держат банки, 7% -страховые общества, а 7% акций принадлежат государству
Предположения и расчеты о доходности инвестиционных ресурсов (сметы прогнозируемых доходов) могут составляться в самом широком диапазоне и зависят от следующих факторов:
- величины инвестиционного ресурса, который имеется в распоряжении;
- времени, в течение которого предполагается получить доход, точнее того временного интервала, который допускается инвестором для оборота находящегося в его распоряжении актива;
- степени ликвидности актива, в который помещен данный инвестиционный ресурс;
- степени полноты гарантий транзитных и реальных инвесторов, которым предоставляется этот ресурс в пользование;
- степени надежности и безопасности активов;
- уровня доходов реальных инвесторов и той конкретной ситуации, в которой они находятся;
- степени тяжести последствий потери (утраты) данного инвестиционного ресурса в случае негативного исхода;
- умения субъекта обоснованно рисковать, калькулировать и вербализировать выгоды, связанные с обращением инвестиционных ресурсов, и т.д.
Схемы максимизации выгоды со стороны инвесторов можно условно дифференцировать следующим образом.
Схема максимизации ликвидности возможна, когда вкладчик ориентируется, прежде всего, на оперативность инверсии активов в наличные в нужный для него момент времени. То есть здесь главная цель вкладчика - иметь ran сохранения вклада (безопасности), все же другие цели играют для него второстепенную роль. В этом случае наиболее оптимально вкладывать ликвидные средства в низко доходные, но высоконадежные активы.
Схема максимизации надежности применяется тогда когда вкладчик ориентируется на функции накопления сбережений, которые он может использовать в будущем для удовлетворения долгосрочных потребностей, резервирования страхового фонда и т.п.
Схема максимизации доходности реализуется при доминировании инвестиционных мотивов, которые возникают в случае существенного разброса доходности предлагаемых инвестиционных и финансовых услуг1.
По данным омских ПИФов 80% омичей не знают об их возможностях.
Предпринимательская функция
Австрийский мыслитель Иоганн Шумпетер использовал в качестве специального термина слово “предпринимательство” (русский смысл термина – моделирование поведения при активации оборонительного драйва, предпринимать – заранее готовиться к неприятностям). В немецком языке предпринимательство – движение вперед. Т.е. у нас – обращение к прошлому печальному опыту, у немцев – наоборот.
Предприниматель (по Шумпетеру) – человек, производящий новые идеи. Таким образом, из диады Маркса “труд-капитал” Шумпетер сделал триаду “труд-капитал-предпринимательство”. Этот принцип Шумпетер придумал еще в начале 20 века.
По Шумпетеру: собственность на капитал сковывает инициативу предпринимателя, медленно развивается потому, что предприниматель, став собственником, прекращает быть предпринимателем, т.к. видит конфликт между стремлением к простому воспроизводству капитала и стремлением использования своей предпринимательской энергии. Разрешается этот конфликт в пользу стремления к воспроизводству, потому что каждый предприниматель – живая система, он должен себя воспроизводить.
(Конспект лекции по экономической психологии (Калужский государственный педагогической университет, факультет психологии).
Верховин В. И., Зубков В. И. Экономическая социология: Монография. - М.: Изд-во РУДН, 2002. - 459 с. Предпринимательское поведение и предпринимательская функция
Предприниматель у Й. Шумпетера создает новые комбинации экономических факторов, тем самым, нарушая рыночное равновесие, у И. Кирцнера - он ищет и использует всегда имеющиеся на рынке неравновесные ситуации, способствуя восстановлению равновесия, а у Н.Д. Кондратьева - адаптируется к постоянно меняющейся рыночной среде.
Исключительное значение в теориях предпринимательства имеет понятие предпринимательской прибыли, которое было введено в научный оборот Й. Шумпетером. Чистой прибылью предпринимателя, по Шумпетеру, является разница между стоимостью продукта, полученного в результате применения инновации, и стоимостью этого же продукта, произведенного стандартным способом. Предпринимательская прибыль существует до тех пор, пока существует преимущество новатора перед конкурентами, ведь инновация рано или поздно становится всеобщим достоянием. Отсюда следует вывод, что предпринимателем нельзя оставаться долго, поэтому Й. Шумпетер называет предпринимателей «нереальным» классом людей.
Любой агент рыночного процесса, планирующий получить прибыль, с точки зрения Ф. Хайека, стремится найти необходимую информацию, на основании которой он принимает решения. Эта информация тщательно оберегается им от конкурентов, преследующих аналогичные цели. Именно эта конфиденциальная информация и позволяет экономическим субъектам судить о своих шансах и своих конкурентных преимуществах по отношению к другим.
Другой важнейший фактор, обеспечивающий предпринимательский доход, - специализированное личностное знание, или предчувствие предпринимателя. Ф. Хайек, впрочем, как Й. Шумпетер, Ф. Найт и Л. Мизес, считал, что оно практически не поддается вербализации и рациональной реконструкции. Это уникальное качество, свойство личности предпринимателя является его собственным достоянием (ресурсом), которое он использует как фактор достижения предпринимательского успеха. Если конфиденциальное знание можно приобрести или утерять, то личностное знание не может быть передано кому-либо другому, даже в случае большого желания его обладателя. «Если бы было иначе, каждый мог бы быть предпринимателем с перспективой на успех».
В большинстве исследований анализ предпринимательского поведения по преимуществу фокусируется на феномене успеха, достигаемом тем или иным экономическим субъектом, который вопреки всем обстоятельствам преодолевает многочисленные препятствия, получая в конечном итоге искомое вознаграждение материального, морального и социального характера. Так, очень часто в популярных изданиях по предпринимательству приводится масса биографий преуспевших в различных отраслях бизнесменов. В меньшей степени предметом внимания является та иррациональная ситуация, когда гораздо большее число экономических субъектов, включаясь в процесс получения предпринимательского дохода, не достигают ожидаемого результата и оказываются банкротами. Так, по некоторым данным, из двух миллионов предприятий, ежегодно возникающих в США, разоряется 70% .
Предпринимательство рассматривается нами как экономическая деятельность, связанная с осуществлением производства товаров и услуг, основанная на инновационной предпринимательской идее, экономической самостоятельности, инициативности, ответственности и направленная на получение дохода. В экономической сфере предприниматель выступает как самостоятельная хозяйственная единица, как организатор производства и собственник средств производства, как инноватор - производитель новых товаров и услуг. В экономическом статусе собственника и связанной с ним функции преобразователя производства заключена специфическая особенность предпринимательства как вида экономической деятельности, принципиально отличающая его от наемного труда.
Предпринимательство не ограничено только экономической сферой, а выступает как социальный и психологический феномен. Предпринимательская деятельность включает деловые и неформальные взаимосвязи с различными социальными группами, которые выступают для предпринимателя как наемные работники, клиенты, партнеры, конкуренты, представители власти. Удовлетворяя имеющийся спрос и формируя новый, организуя новые рабочие места и создавая новые профессии, предприниматели реализуют тем самым свою социальную функцию инициатора и проводника общественного развития.
Социальное новаторство - вторая специфическая особенность предпринимательства. Как психологический феномен предпринимательство неотделимо от принятия решений, ответственности, общения, творчества, риска, доверия, лидерства и т.п. В тесной взаимосвязи экономической функции предпринимателя с его социальной ролью и психологическими особенностями субъекта заключена третья специфическая особенность предпринимательства как вида экономической деятельности.
Отношение к ресурсам является одной из важных характеристик предпринимательства (Е.П. Ермолаева, Б. Карлофф), поскольку суть этой экономической деятельности состоит в способности адекватно оценить прибыльность дела в сочетании с наиболее выгодным распределением ресурсов. Специфичным для предпринимательской деятельности является то, что предприниматель исходит как из наличных ресурсов, так и из предполагаемых возможностей развития ресурсов для получения прибыли.
Мотивация предпринимателей
Многочисленные исследования, посвященные процессам мотивационной детерминации поведения, позволили выделить некоторые специфические личностные свойства и качества, которые способствуют результативности его инновационных форм, в том числе и предпринимательской. В их числе можно выделить: «мотивацию достижения» Д. Маккелланда, склонность к риску в ситуациях возрастания ценности результатов Дж. Аткинсона, склонность к усложнению поведенческих задач в ситуациях риска Б. Вайнера, интер-нальность поведенческих реакций Дж. Роттера, способность к нестандартному решению эвристических задач в условиях дефицита времени Дж. Ронена, способность к оперативной альтернации рисковых ситуаций А. Маккриммона, стрессо-устойчивость Кетса де Фриза. Существенной особенностью личности предпринимателя является также креативность, так как данный вид экономического поведения, особенно на | высших уровнях мастерства, насыщен творческими элементами, которые требуют применения так называемого дивергентного мышления.2 Немаловажное значение в активизации инновационной деятельности играют энергетические ресурсы и волевые черты личности предпринимателя, от силы и концентрации которых зависят интенсивность и результативность ее воздействия на рыночную среду.
Очевидно, что эмпирические модели, о которых мы упомянули выше, в силу их естественной узости дают довольно ограниченную и одностороннюю трактовку феномена предпринимательского поведения. Более широкое сущностное его объяснение можно найти в работах Л. Гумилева, который сформулировал и обосновал так называемый эффект «пассионарности». Пассионарии, по Гумилеву, - это активная часть человеческой популяции. Величина импульса потребности в действиях у этих людей превышает величину импульса инстинкта самосохранения. Они часто действуют ради вожделений: честолюбия, тщеславия, гордости, алчности и прочих страстей, в ряде случаев принося свою жизнь в жертву идеалу - далекому и нередко иллюзорному прогнозу. В зоне пассионарности, по Гумилеву, действуют конкистадоры, землепроходцы, поэты, ересиархи и другие инициативные фигуры .
Примечательно, что никак не связанные друг с другом концепция пассионарности Л.Гумилева и многочисленные западные модели в различном ключе и разными средствами указывают на одни и те же особенности субъектов инновационного поведения - на их имманентную склонность к риску и ориентацию на сверхценные идеи.
Не менее интересна и гипотеза В. Козелецкого, который выдвинул и обосновал феномен «трансгрессии» - универсального свойства человеческого поведения, связанного с экспансией и эмансипацией, то есть имманентными характеристиками homo sapiens расширять ареал своего существования, а также преодолевать различные ограничения и лимиты поведения за счет увеличения «диапазонов» свободы. Трансгрессия, вне зависимости от простоты или сложности мотивации, создает возможности для возникновения новых форм, раздвигает границы человеческого существования, познания, хотя и обладает положительным (конструктивная трансгрессия) и отрицательным (деструктивная трансгрессия) знаками полярности.
Мотивы выбора предпринимательской деятельности. Основные наиболее значимые мотивы предпринимательской деятельности.
- Достижение высокого материального благополучия,
- независимости, самостоятельности в работе
- возможности реализовать свои способности
Мотивы полезности своего бизнеса и достижения авторитета у окружающих представлены в значительно меньшей степени. Полученные результаты убедительно свидетельствуют о возрастании роли фактора материального благополучия в мотивации предпринимательской деятельности и его влияния на удовлетворенность ее результатами.
Выбор предпринимательства как вида экономической деятельности, особенности мотивации предпринимательской деятельностью и удовлетворенность ею проявились в наших исследованиях как взаимосвязанные социально-психологические характеристики. Основным, ведущим мотивом выбора предпринимательства выступает стремление к созданию своего собственного дела, связанного с систематическим извлечением прибыли и работа на себя, являющаяся центральным признаком, отличающим предпринимательство как вид экономической деятельности от наемного труда. Главной целью предпринимательства является достижение экономической независимости и самостоятельности и экономического успеха, связанного, с одной стороны, с получением высокого дохода, а с другой - с достижением высокой материальной обеспеченности.
Вместе с тем, выявлены группы предпринимателей, для которых выбор предпринимательства носит вынужденный или случайный характер. Их отличительными особенностями оказались большая значимость мотива независимости и самостоятельности по сравнению с мотивом материальной обеспеченно ста, более низкая удовлетворенность предпринимательской деятельностью и более выраженная готовность уйти из нее.
Отношение к государству
В развитии своего бизнеса предприниматели отмечают серьезные трудности, которые связаны с противодействием и препятствием со стороны государственных и местных органов власти. Соответственно, уровень доверия к представителям этих структур невысок и за последние годы имеет устойчивую тенденцию к снижению. Обнаружена взаимосвязь оценки степени реального риска в предпринимательской деятельности с оценкой противодействия и препятствия в работе со стороны государственных структур, свидетельствующая о том, что именно государственные органы власти являются основным источником риска предпринимательской деятельности.
Региональные различия