Человеческий ресурс и человеческий капитал – что это такое?
Теории Д. Макгрегора и У. Оучи, их значение для осуществления кадровой политики предприятия.
Представляется очевидным, что осуществление руководства людьми на производстве напрямую зависит от того, каким представляется подчиненный своему начальнику. Именно это изначальное представление определяет метод и стиль руководства, а в конечном итоге отношение к отдельному человеку и персоналу в целом как к рабочей силе или как к человеческому ресурсу, преобразующемуся в человеческий капитал.
В 1960 году американский социолог Д. Макгрегор опубликовал в своей работе «Человеческий аспект предприятия» теорию двух видов управления персоналом. По одной из теорий – теория Х руководитель, исходя из предложения, что подчиненный по своей природе пассивны, ленивы, бояться ответственности и тому подобное применяют к ним жесткие формы принуждения: тотальный контроль, наказание и т.п. По иному действует руководитель, полагающийся на теорию Y, в его представлении работник, обладая изначально трудолюбием, добросовестностью, будет работать хорошо и проявлять инициативу, если чувствует заботу о себе, поэтому он должен дать работнику возможность раскрыться, ощутить свою значимость для организации. Макгрегор пытался донести до менеджеров мысль о том, что работники могут делать для организации гораздо больше, если видеть в них ответственных личностей и соответственно общаться с ними как с равными. Идея заключается в том, чтобы видеть в работнике нерабочую абстрактную силу, а развивающийся человеческий ресурс.
Теорию создания успешной организации с активным участием всего персонала развил в тории Z (по созвучию c X и Y) социолог У. Оучи. По его концепции, формируя убеждения работников в глубоких совместных ценностях, основанных на самоутверждении, принятии сильной корпоративной культуры, на совместном творческом труде, справедливом вознаграждении, можно создать идеальную организацию без формальной бюрократической структуры, с высоким уровнем самоуправления и самоорганизации. Такая организация основана на принципах социального партнерства и равноправия сторон
Кадровое делопроизводство
Документы, оформляемые кадровой службой предприятия, относящиеся к кадровому делопроизводству, подразделяются на:
- распорядительные документы по личному составу (по кадрам или персоналу);
- учетные документы по кадрам (персоналу).
К распорядительным документам по личному составу относятся приказы (распоряжения) руководителя предприятия о:
- приеме, переводе и увольнении работников;
- предоставлении отпусков;
- поощрениях и взысканиях;
- внесении изменений в трудовую книжку (изменение фамилии, записей и т. д.).
К учетным документам по кадрам (персоналу) предприятия относятся:
- личная карточка;
- личное дело;
- штатно-должностная книга;
- алфавитная книга;
- алфавитные карточки;
- книга учета бланков трудовых книжек;
- книга учета движения трудовых книжек;
- график отпусков;
- книга (журнал) учета отпусков.
Личное дело ведется на руководителей, специалистов и материально ответственных лиц предприятия и состоит из следующих частей:
- описи документов;
- заявления о приеме на работу;
- приказа о приеме на работу (копии);
- личного листка по учету кадров;
- автобиографии;
- копий документов об образовании;
- копий свидетельств о рождении детей;
- копии трудового контракта и т. д.
Кроме того, в отделе кадров (службе управления персоналом) для правильного оформления трудовых книжек работников должны быть:
- печать отдела кадров (для заверения записей в трудовых книжках);
- штамп с указанием наименования предприятия (проставляется в 3-й графе раздела "Сведения о работе" трудовых книжек при приеме на работу);
- штамп "Выдан вкладыш".
Человеческий ресурс и человеческий капитал – что это такое?
Что, как правило, понимается под словом "капитал"? Достаточно внушительный счет в банке, земля, заводы, пароходы, дома, бабушкины драгоценности позапрошлого века — все то, что может принести доход или какие-нибудь иные выгоды в отдаленном будущем, все очень понятное, конкретное и вполне осязаемое.
Впервые об этом задумались экономисты уже давно, подтверждение чему можно найти и в "Политической арифметике" У. Петти, и в "Богатстве народов" Адама Смита. Но как раздел экономического анализа теория человеческого капитала появилась только во второй половине XX в. благодаря двум нобелевским лауреатам Т. Шульцу и Г. Беккеру. Последний создал его модель и издал книгу "Человеческий капитал", до сих пор считающуюся основным научным трудом в этой области.
Использование человеческих ресурсов - составляющая часть практики управления персоналом.
Человеческие ресурсы = количество людей (людские ресурсы) + человеческий потенциал (компетенции, опыт, интеллект, способность к постоянному совершенствованию и развитию)
Использование человеческих ресурсов может происходить при различных условиях:
- от создания сетевых сообществ (проектных групп)
- до поддержки и совершенствования процедур (функций) внутри организации.
Задача руководства компании или проекта при использовании человеческих ресурсов заключается в следующем:
- Выявление скрытых человеческих ресурсов в организации
- Правильная расстановка и перестановка кадров в соответствии с задачами.
Для этого в организации создаются базы данных навыков штатных и внештатных работников. Эти данные используются для распределения и оптимизации использования человеческих ресурсов в проектах.
Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь — Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.
Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду — образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы — затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.
Человеческий капитал в широком смысле — это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.
Кратко: Человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.
Человеческий капитал — главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития.
Одним из условий развития и повышения качества человеческого капитала является — высокий индекс экономической свободы.
Используют классификацию человеческого капитала[4]: 1. Индивидуальный человеческий капитал. 2. Человеческий капитал фирмы. 3. Национальный человеческий капитал.
В национальном богатстве человеческий капитал в развитых странах составляет от 70 до 80 %. В России около — 50 %.
3Многоаспектная модель управления персоналом.
Такие формулировки: как рабочая сила, отдел кадров, персонал и т.п. до сих пор сохранились в обиходе служб, которые занимаются привлечением работников в сферу производства. Однако эти формулировки в настоящее время не вполне соответствуют тем функциям, которые выполняет работники подсистемы управления персоналом. Сегодня представление о роли человека в общественном производстве претерпело сильное изменение со времени начала бурного развития промышленности. Речь идет об управлении человеческим ресурсом. Управление человеком, представляющим ценность для организации, в которой он работает, о накоплении человеческого капитала. А это означает не просто подбор необходимого профессионала, а непрерывное повышение квалификации работника, адаптация его в коллективе, воспитание лояльности к организации, повышение культуры труда, приобщение к традициям, корпоративной культуре, создание необходимых комфортных условий труда и быта.
Представление о многообразии работы по управлению персоналом может дать модель, изображенную на схеме:
Эта много аспектная (многофакторная) модель наглядно показывает как необходим и важен весь комплекс направлений, характеризующий деятельность по активизации потенциала, включающий: заботу о социально-бытовом положении работника, правильный подбор и расстановка специалистов и руководителей, постоянное повышение уровня знаний, разумное экономическое и моральное стимулирование, изучение психологического состояния и социальных связей, приобщение работника к управлению, общекорпоративным ценностям.