Определение критического объема производства и РП
СХЕМА ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ
PQ=TC в стоимостном выражении
TC=TVC+TFC=Q*AVC+TFC
P*Q=Q*AVC+TFC
Qкр = TFC|P-AVC
МА является предприятиях основным видом экономического анализа
В его основе используется разделение всех затрат на постоянные и переменные, что позволяет определить критический объем производства или точку безубыточности
Равенство выручки от РП и затрат ТС на производство и реализацию продукции и позволяет определить что критическое значение в натуральном или стоимостном выражении равно (*)
Ц*Qкр = Зобщ, пост*Ц/ (Ц – Зперем, ср) --- РПкр = Зобщ, пост / (1-Зперем, ср/Ц)
гамма = Зпер, ф /Ц – какая часть переменных издержек содержится в цене единицы продукции
РП = Зобщ, опст / 1-гамма
Это позволяет в свою очередь рассматривать взаимозависимость одновременно 3х факторов: затрат на производство, выручки от РП, прибыли
Значительный интерес представляет изменение зоны финансовой прочности – безопасности предприятия
ЗБ = Qф – Qкр/ Qф
ЗБ = РПф – РПкр / РПф
2. РПкр = Зобщ, пост/ (1-З ср, пер / Ц)
Предприятию очень важно знать как будут изменяться в будущем критический объем производства
Общее:
1. при прочих равных условиях, если увеличиваются общие постоянные издержки, то критический объем увеличивает
Например, такое может быть при обновлении ОФ предприятия или строительстве и вводе в эксплуатацию новых объектов, т.к. основную часть общих постоянных издержек составляет амортизация ОФ
2. критический объем производства увеличивается, если увеличивается величина средних переменных издержек, а они в основном зависят от норм расхода МР на единицу продукции и цены на МР
МЗ = Q*Нр*Цмр
Обычно при совершенствовании технологий норма расхода уменьшается – благоприятный фактор, снижение переменных издержек.
А цены на МР могут резко возрастать в условиях инфляции, которая в разных отраслях может существенно отличаться от среднего уровня инфляции в стране
Увеличение цен на продаваемую продукцию является благоприятным фактором, т.к. оно приводит к увеличению критического объема производства
Однако надо иметь в виду, цены могут уменьшаться при конкуренции на рынке
РПф = Зобщ, пост +П / (1-Зпер, ср / Ц)
Qф (Ц – Зср, пер) = Зпост, общ +П
Qф1 (Ц1 – 3пер, уд, 1) – Зобщ, пост = Qф2 (Ц2 – Зпер, уд, 2)
Дополнение:
Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должны уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.
Расчет данных показателей основывается на взаимодействии: затраты - объем продаж - прибыль. Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический способы.
Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью
По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали — себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.
По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции,или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.
В нашем примере точка расположена на уровне 50 % возможного объема реализации продукции. Если пакеты заказов на изделия предприятия больше 50 % от его производственной мощности, то будет прибыль. При пакете заказов 75 % от возможного объема производства прибыль составит половину максимальной суммы, т.е. 2 млн руб.
Если же пакет заказов будет менее 50 % от фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится. Следовательно, предварительно должен быть решен вопрос о целесообразности организации выпуска продукции в таком объеме.