Стратегия вертикальной интеграции, ее основные достоинства, недостатки и условия эффективности.
Вертикальная интеграция предст-ет собой такой способ действия, при котором рыночный механизм заменяется внутрихоз-ми операциями. Решение о верт-ной инт-ции по существу предст-ет собой выбор того, что является более выгодным: производить самому (сырье, комплектующие п/ф) или покупать на рынке .
Чаще всего верт-ная инт-ция осн-ся на технологии изготовления конечного продукта и п/э предпол-ся, что данная стратегия изменяет границы хоз-ных единиц, но в отличие от диверсификации не оказывает воздействия на жизн-ный цикл выпускаемой продукции.
Интеграция вниз Интеграция вверх
Сырье Товар, доставл-ный потребителю
«длина пути» п/п
длина полного отраслевого цикла
Если п/п начнет само реализ-вать свою продукцию, то это – интеграция вверх, если п/п начнет само делать п/ф, добывать сырье, вместо приобр-я их на рынке у сторонних организаций, то это интеграция вниз.
Интеграция вниз предполагает любое объединение хоз-ных единиц по напр-ю к самост-му обеспечению сырьевыми ресурсами.
Интеграция вверх – аналогичный процесс, протекающий в направлении к товару, доставленному потребителю.
Особо выделяют внепроизводственную интеграцию вверх, включающую объединение производственного п/п-я с каналами распределения продукции.
Осн-ные цели верт-ной интеграции:
1. Устранение неопределенности по всей технологической цепочке производства и распределения продукции;
2. ограничение конкуренции путем самост-го снабжения сырьем, п/ф-ми, или объединения с каналами распределения.
3. повышение качества и снижение издержек вследствие проявления синергического эффекта от передачи прогрессивных технологий интегрирующих компаний в интегрируемое произ-во.
Исходя из этих целей формир-ся след-щие преимущества стратегии:
1. лучшая координация действий и большие возможности контроля;
2. более тесный контакт с конечными потребителями ( в случае интеграции вверх);
3. стабильность хоз-ных связей, гарантированность поставок сырья и п/ф, а также сбыта продукции;
4. возможность доступа к прогрессивным технологиям интегрирующей компании.
Однако практика показывает, что рыночные сделки часто гораздо более выгодны, чем внутренние и известно немало случаев заметного повышения рентабельности компании, достигнутого за счет разукрупнения верт-но интегрированных структур.
Это можно объяснить след-щими недост-ми далеко зашедшей вертикальной интеграции:
1. устранение действия рыночных сил и гарантированная возможность сбыта, создаваемые верт-ной интеграцией, создает у внутренних подразделений компании чувство безопасности и видимость прочного положения, часто несоответствующую позициям на реальном рынке.
2. ложное чувство безопасности притупляет желание и сокращает возможности подразделений поддерживать свою конкурентоспособность.
3. трудность выявления неэффективно работающих подразделений, т.к. плохая работа одних в конечном счете м.б. компенсирована хорошей работой других.
4. сильная вз/зависимость структурных единиц п/п-я, которая в случае к-либо серьезных затруднений д/ п/п-я в целом (особенно при появлении принципиально новых технологий) может поставить под угрозу любое из подразделений компании.
5. необходимость больших инвестиций
6. оптимальные объемы производства д/ различных этапов пути изготовления конечного продукта могут сильно различаться, что не всегда позволяет использовать преимущества эффекта масштаба производства.
7. увеличение риска д/ п/п-я в целом в случае перехода в новые сферы деятельности (напр., связанные с обеспечением сырьем или с распределением продукции).
Чтобы стратегия верт-ной интеграции была успешной, нужно чтобы ее преимущ-ва доминировали над ее недостатками. Д/ этого прежде всего нужно:
1. объединение ключевых д/получения прибыли и обеспечение роста процесса, т.е. строго дифференцированный подход к интеграции;
2. наличие у интегрирующей компании чрезвычайно конк/способной передовой технологии, которая при передаче в интегральное произ-во позволит существенно поднять конк/способность последнего;
3. опора на крупномасштабное произ-во, которое в интегрирующей компании д.б. таким, чтобы иметь возможность в полной мере использовать преимущества эффекта масштаба произ-ва.