Стратегия вертикальной интеграции, ее основные достоинства, недостатки и условия эффективности.

Вертикальная интеграция предст-ет собой такой способ действия, при котором рыночный механизм заменяется внутрихоз-ми операциями. Решение о верт-ной инт-ции по существу предст-ет собой выбор того, что является более выгодным: производить самому (сырье, комплектующие п/ф) или покупать на рынке .

Чаще всего верт-ная инт-ция осн-ся на технологии изготовления конечного продукта и п/э предпол-ся, что данная стратегия изменяет границы хоз-ных единиц, но в отличие от диверсификации не оказывает воздействия на жизн-ный цикл выпускаемой продукции.

Интеграция вниз Интеграция вверх

           
    Стратегия вертикальной интеграции, ее основные достоинства, недостатки и условия эффективности. - student2.ru   Стратегия вертикальной интеграции, ее основные достоинства, недостатки и условия эффективности. - student2.ru
 
  Стратегия вертикальной интеграции, ее основные достоинства, недостатки и условия эффективности. - student2.ru

Сырье Товар, доставл-ный потребителю

Стратегия вертикальной интеграции, ее основные достоинства, недостатки и условия эффективности. - student2.ru «длина пути» п/п

Стратегия вертикальной интеграции, ее основные достоинства, недостатки и условия эффективности. - student2.ru

длина полного отраслевого цикла

Если п/п начнет само реализ-вать свою продукцию, то это – интеграция вверх, если п/п начнет само делать п/ф, добывать сырье, вместо приобр-я их на рынке у сторонних организаций, то это интеграция вниз.

Интеграция вниз предполагает любое объединение хоз-ных единиц по напр-ю к самост-му обеспечению сырьевыми ресурсами.

Интеграция вверх – аналогичный процесс, протекающий в направлении к товару, доставленному потребителю.

Особо выделяют внепроизводственную интеграцию вверх, включающую объединение производственного п/п-я с каналами распределения продукции.

Осн-ные цели верт-ной интеграции:

1. Устранение неопределенности по всей технологической цепочке производства и распределения продукции;

2. ограничение конкуренции путем самост-го снабжения сырьем, п/ф-ми, или объединения с каналами распределения.

3. повышение качества и снижение издержек вследствие проявления синергического эффекта от передачи прогрессивных технологий интегрирующих компаний в интегрируемое произ-во.

Исходя из этих целей формир-ся след-щие преимущества стратегии:

1. лучшая координация действий и большие возможности контроля;

2. более тесный контакт с конечными потребителями ( в случае интеграции вверх);

3. стабильность хоз-ных связей, гарантированность поставок сырья и п/ф, а также сбыта продукции;

4. возможность доступа к прогрессивным технологиям интегрирующей компании.

Однако практика показывает, что рыночные сделки часто гораздо более выгодны, чем внутренние и известно немало случаев заметного повышения рентабельности компании, достигнутого за счет разукрупнения верт-но интегрированных структур.

Это можно объяснить след-щими недост-ми далеко зашедшей вертикальной интеграции:

1. устранение действия рыночных сил и гарантированная возможность сбыта, создаваемые верт-ной интеграцией, создает у внутренних подразделений компании чувство безопасности и видимость прочного положения, часто несоответствующую позициям на реальном рынке.

2. ложное чувство безопасности притупляет желание и сокращает возможности подразделений поддерживать свою конкурентоспособность.

3. трудность выявления неэффективно работающих подразделений, т.к. плохая работа одних в конечном счете м.б. компенсирована хорошей работой других.

4. сильная вз/зависимость структурных единиц п/п-я, которая в случае к-либо серьезных затруднений д/ п/п-я в целом (особенно при появлении принципиально новых технологий) может поставить под угрозу любое из подразделений компании.

5. необходимость больших инвестиций

6. оптимальные объемы производства д/ различных этапов пути изготовления конечного продукта могут сильно различаться, что не всегда позволяет использовать преимущества эффекта масштаба производства.

7. увеличение риска д/ п/п-я в целом в случае перехода в новые сферы деятельности (напр., связанные с обеспечением сырьем или с распределением продукции).

Чтобы стратегия верт-ной интеграции была успешной, нужно чтобы ее преимущ-ва доминировали над ее недостатками. Д/ этого прежде всего нужно:

1. объединение ключевых д/получения прибыли и обеспечение роста процесса, т.е. строго дифференцированный подход к интеграции;

2. наличие у интегрирующей компании чрезвычайно конк/способной передовой технологии, которая при передаче в интегральное произ-во позволит существенно поднять конк/способность последнего;

3. опора на крупномасштабное произ-во, которое в интегрирующей компании д.б. таким, чтобы иметь возможность в полной мере использовать преимущества эффекта масштаба произ-ва.

Наши рекомендации