Кафедра экономики, социологии, политологии и права
Кафедра экономики, социологии, политологии и права
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
протокол № ___ от «___»__________201 г
Заведующий кафедрой, профессор _______________ С.Л. Еремина
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для студентов на практическое занятие по курсу
«Основы бизнес-планирования проектов»
3 курс, медикобиологический факультет
Составила:
д.э.н., профессор С.Л. Еремина
Томск 2010
Тема 1: «Определение предпринимательских способностей.
Выбор идеи. SWOT – анализ» - 4 часа
I. Учебные и воспитательные цели:
При выполнении данного практического занятия студент должен:
· изучить методы поиска бизнес-идеи; научиться вырабатывать критерии их оценки; научиться формулировать качества, необходимые предпринимателю; изучить способы оценки предпринимательских способностей;
· сформировать чувство ответственности за результат проведенных исследований, так как оно становится основанием для практической реализации бизнес-проекта. Неграмотное или недобросовестно выполненное исследование может привести к потерям, как собственных средств, так и средств кредиторов и инвесторов, а также доверия потребителей.
В результате изучения темы студенты должны:
иметь представление:
§ о «мозговом штурме», как методе и средстве определения бизнес-идеи, его преимуществах и недостатках;
§ о разнообразии критериев оценки бизнес-идеи;
§ о способах определения предпринимательских способностей.
знать:
§ SWOT – анализ как способ оценки бизнес – идеи;
§ формулировки и способы оценки внутренней и внешней среды бизнеса;
§ существующие в стране, регионе варианты финансирования бизнеса и оценивать способы их привлечения: собственные средства, кредит, государственные программы поддержки предпринимательства;
§ особенности организации бизнеса в сфере медицины и здравоохранения.
уметь:
§ работать в команде;
§ трезво оценивать предпринимательские способности: свои и предполагаемых партнеров;
§ составлять перечень товаров или услуг, которые могут стать идеей для бизнеса;
§ использовать критерии для оценки составленного перечня товаров или услуг для выбора бизнес – идеи;
§ пользоваться нормативной документацией для выбора источников финансирования бизнеса;
«иметь опыт (навык)»:
§ пользоваться инструментами SWOT - анализа.
II. Учебно-материальное обеспечение
1. Раздаточный материал:
§ лист оценки предпринимательских способностей. Корректировочная таблица;
§ Схема «Окно Джохари»;
§ SWOT – анализ.
III. Методические указания студентам по подготовке к занятию
Для подготовки к занятию студенты могут использовать материалы учебного пособия, учебники, источники интернет. Студент должен быть готов ответить на вопросы обоснования методик, используемых для выбора бизнес-идеи и оценки предпринимательских качеств.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. составьте перечень качеств, которыми должен обладать предприниматель;
2. изучите корректировочные коэффициенты, используемые при оценке предпринимательских качеств;
3. проанализируйте факторы внешней и внутренней среды, влияющие на результативность бизнеса;
4. что такое SWOT – анализ?;
5. обоснуйте роль и значение SWOT - анализа в бизнесе;
6. в чем сила, слабость, возможности и опасности предприятия?;
7. что делать с сильными и слабыми сторонами предприятия?;
8. что делать с возможностями и опасностями предприятия?;
9. обоснуйте цель составления «Окна Джохари».
Литература для подготовки к занятию:
1. Еремина С.Л. Практикум бизнес-планирования. Издательство ТПУ – 2009 – 94 с.
2. Петухова С.В. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-проект: практическое пособие / С. В. Петухова. — 4-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2009. — 171 с.
3.Просветов Г.И. Бизнес-планирование: задачи и решения: учебно-практическое пособие / Г. И. Просветов. — 2-е изд., доп. — М.: Альфа-Пресс, 2008. — 256 с.
4.Рябых Д.А. Бизнес-план на практике. Опыт успеха в России. 28 реализованных бизнес-планов / Д. А. Рябых, А. А. Гладкий. — СПб.: Питер, 2008. — 208 с.
Задания для самоконтроля готовности к занятию
1. Сформулируйте десять индивидуальных ключевых качеств, отличающих успешного предпринимателя.
2. Оцените свои предпринимательские способности по 25-балльной шкале (табл. 7, стр. 44).
3. Оцените, насколько соответствует вам то или иное утверждение при условии, что: 5- всегда. 4- обычно. 3- иногда. 2- изредка. 1- никогда (задание 10, стр. 45 - 48).
4. Используя поправочный коэффициент, определите, пытаетесь ли вы создать лучшее представление о себе (табл. 8-10, стр. 48).
5. Опишите «окно Джохари». Нарисуйте ваше личное окно Джохари (рис. 5-6, стр. 48-52).
IV. Работа на занятии
ЗАДАНИЕ 1. Сформулируйте максимально возможное число бизнес-идей, сосчитайте их и придумайте название своей фирмы:
1. Изучите методику мозгового штурма. Не критикуйте, не оценивайте идеи и друг друга. Будьте максимально открытыми и креативными.
2. Составьте перечень критериев и проведите оценку трех бизнес-идей, внесите результаты в таблицу:
Идеи/критерии | Наличие спроса | Наличие сырья | Наличие технологии | Наличие рабочей силы определенной квалификации | Правительственные приоритеты | итого | |||||
Абс. | Отн. | Абс. | Отн. | Абс. | Отн. | Абс. | Отн. | Абс. | Отн. | ||
Идея № 1 | |||||||||||
Идея № 2 |
Расчет осуществляется по формуле:
12 = 2*3+4*5+6*7+8*9+10*11 (1)
3. сделайте заключение о выбранной вами идее: идеей бизнеса может стать та, которая даст максимальную оценку (500 баллов);
4. оцените значимость правительственных приоритетов для реализуемости бизнес-идеи;
5. проанализируйте приоритетные направления инвестиционной деятельности Администрации Томской области.
ЗАДАНИЕ 2. Оцените полученную бизнес-идею с помощью SWOT-анализа:
1. изучите методику составления SWOT-анализа.
2. Проведите оценку сильных и слабых сторон, возможностей и опасностей.
3. Запишите результаты (табл. 1), объясняя каждый этап определения.
4. Таблица 1 SWOT-анализ компании Х.
Показатели | Состояние показателя | Заключение по выбранной бизнес-идее |
сила | дешевое сырье, относительно низкая цена, технологическая экспертиза, хорошая сеть потребителей, хорошая упаковка, управленческий опыт, более совершенная технология, система сбыта | |
слабость | нет контроля над поступлениями сырья, отсутствие рекламной стратегии, технологическая отсталость, ограниченный срок службы товара. неопытность управляющих, владельцев, плохой дизайн товара, нехватка рабочего капитала, слабая работа по реализации, низкий уровень запасов в момент пика продаж, высокая цена продукта, отсутствие технической экспертизы, высокие цены на сырье | |
возможности | немногочисленность и слабость конкурентов, отсутствие данных продуктов на рынке, рост доходов целевого рынка, продукт редко встречается в данной местности, растущий спрос, благоприятная политика правительства, подобные продукты приносят прибыль. благоприятные программы и сотрудничество с правительством, низкие процентные ставки кредитования | |
опасности | растут затраты на сырье, слишком высокий уровень конкуренции, государственная бюрократия, нехватка сырья, неподвижность рабочей силы, стихийные бедствия, переманивание квалифицированной рабочей силы, взяточничество и коррупция. изменения государственных положений, недостаточность власти, слаборазвитая инфраструктура контрабанда |
ЗАДАНИЕ 3. Сделайте заключение о реализуемости бизнеса.
Тема 2: Цели составления бизнес-плана. Внутренние и внешние. Титульный лист. Резюме. Досье компании - 4 часа
I. Учебные и воспитательные цели:
При выполнении данного практического занятия студент должен:
§ научиться формулировать внутренние и внешние цели составления бизнеса и бизнес-плана, досье компании; изучить методы составления резюме, досье компании, а также рекомендации по составлению титульного листа;
§ сформировать чувство ответственности за результат выполненной работы, так как часто он является основанием для получения инвестиций для реализации бизнес-плана. Неграмотно или недобросовестно выполненная работа может привести к неполучению инвестиций или получению их на худших условиях.
В результате изучения темы студенты должны:
иметь представление:
§ о целях и вариантах составления бизнес-плана;
§ о формулировке и способах оценки внутренних и внешних целей компании в целом и ее основных акционеров;
§ о структуре и целях составления резюме и досье компании.
знать:
§ способы, как заинтересовать инвесторов и кредиторов;
§ формулировки и способы оценки внутренней и внешней целей бизнеса;
§ методы выбора, средства и способы принятия решения о том, кто может составить бизнес-план;
§ особенности организации бизнеса в сфере медицины и здравоохранения.
уметь:
§ работать в команде;
§ грамотно излагать цели и задача бизнес-плана и бизнеса;
§ формировать досье компании
§ составлять резюме бизнес-идеи;
§ пользоваться рекомендованной литературой для составления бизнеса;
иметь опыт (навык):
§ пользоваться программным продуктом для составления бизнес-плана.
IV. Работа на занятии
ЗАДАНИЕ 1. Составьте перечень социально-ориентированных компаний на основе самостоятельно выполненной работы:
1. сгруппируйте перечень целей компании Х, выделив в них внутренние и внешние.
2. Проведите оценку реализуемости декларируемых целей компаний, работающих в сфере медицины и здравоохранения.
3. Сформулируйте цели своего бизнеса.
ЗАДАНИЕ 2. Составьте резюме и досье своей компании:
1. изучите структуру резюме;
2. обоснуйте возможность составления резюме до и после составления бизнес-плана;
3. изучите структуру досье компании;
4. составьте досье своей компании.
Тема 3: «Структура бизнес-плана» - 2 часа
Учебные и воспитательные цели:
При выполнении данного практического занятия студент должен:
§ научиться структурировать бизнес-план, понимать, что чем подробнее он будет составлен, тем меньшие риски будут угрожать бизнесу при реализации бизнес-плана;
§ сформировать чувство ответственности за результат выполненной работы, так как часто уровень подробности структуры бизнес-плана является основанием для понимания финансовой состоятельности идеи и получения инвестиций. Неграмотно или недобросовестно выполненная работа может привести к неполучению инвестиций или получению их на худших условиях.
В результате изучения темы студенты должны:
иметь представление:
§ о целях и вариантах составления бизнес-плана;
§ о глубине структуры;
§ о том, что чем подробнее будет структурирован бизнес-план, тем меньше проблем возникнет с его реализацией.
знать:
§ варианты структурирования бизнес-плана;
§ каждый из разделов бизнес-плана может быть структурирован, декомпозирован по целям;
§ методы выбора, средства и способы принятия решения вопроса о том, насколько важна декомпозиция целей;
§ особенности организации бизнеса в сфере медицины и здравоохранения.
уметь:
§ работать в команде;
§ грамотно излагать цели и задачи бизнес-плана и бизнеса;
§ формировать структуру бизнес-плана исходя из целей авторов идее, собственников бизнеса, инвесторов и акционеров;
§ пользоваться рекомендованной литературой для составления бизнеса;
иметь опыт (навык):
§ пользоваться программным продуктом для составления бизнес-плана.
IV. Работа на занятии
ЗАДАНИЕ 1. Составьте перечень основных разделов бизнес-плана:
1. на основе рекомендаций различных организаций обоснуйте оптимальное число разделов документа;
2. составьте структурубизнес-плана для реализации своей бизнес-идеи;
3. проиллюстрируйте наличие связи между формой бизнеса и структуройбизнес-плана;
4. проиллюстрируйте наличие связи между требованиями инвестора (кредитора) и структуройбизнес-плана.
Тема 4: «План маркетинга» - 5 часов
Учебные и воспитательные цели:
При выполнении данного практического занятия студент должен:
§ изучить методы проведения маркетинговых исследований; изучить возможности социологических методов восхождения от частного к общему и от общего к частному; научиться оценивать каждый из методов по критериям «за» и «против»; научиться использовать информацию для оценки емкости рынка своей бизнес-идеи;
§ сформировать чувство ответственности за результат проведенных исследований, так как оно становится основанием для практической реализации бизнес-проекта. Неграмотное или недобросовестно выполненное исследование может привести к существенным потерям и несостоятельности бизнеса.
В результате изучения темы студенты должны:
иметь представление:
§ о цели плана маркетинга в бизнес-плане, в частности, о методах расчета емкости рынка;
§ о методах проведения социологических (маркетинговых) исследованиях, его преимуществах и недостатках;
§ о роли места проведения маркетинговах исследований;
§ о методах обработки полученной информации.
знать:
§ структуру затрат на проведение опросов и оценку их репрезентативности;
§ методы поведения фирмы на рынках продавцов и покупателей;
§ средства продвижения товара (услуги) на рынок;
§ тенденции развития отрасли;
§ особенности организации бизнеса в сфере медицины и здравоохранения.
уметь:
§ работать в команде;
§ грамотно оценивать емкость рынка: компании и отраслевого;
§ сегментировать рынок по разным основаниям;
§ составлять рекламный бюджет;
§ формулировать цели и варианты проведения рекламных акций, кампаний;
«иметь опыт (навык)»:
§ пользоваться инструментами маркетинговых и рекламных мероприятий.
IV. Работа на занятии
ЗАДАНИЕ 1. Составьте перечень основных вопросов плана маркетинга:
1. проведите сравнительный анализ маркетинговых планов сетевых компаний;
2. на основе рекомендаций различных организаций обоснуйте оптимальное число разделов документа;
3. составьте структуруплана маркетинга своего бизнеса;
4. составьте перечень вопросов и приведите интервью (не более 2-х минут) для определения емкости рынка вашей бизнес-идеи;
ЗАДАНИЕ 2. Определите емкость рынка вашей бизнес – идеи:
1. оцените уровень конкуренции на рынке вашей бизнес – идеи;
2. обоснуйте выбор стратегии выхода на рынки в зависимости от уровня конкуренции;
3. оцените состояние рынка вашей бизнес – идеи: продавцов или покупателей;
4. предложите варианты выхода на рынок при условии рынка покупателей;
5. предложите варианты выхода на рынок при условии рынка продавцов;
6. оцените эффективность рекламной кампании компании Х;
7. измерьте (в деньгах) емкость рынка вашей бизнес – идеи.
Тема 5: «План производства. План организации и менеджмента» - 4 часа
I. Учебные и воспитательные цели:
При выполнении данного практического занятия студент должен:
§ изучить методику составления плана производства, а также организации и менеджмента; понять, что основными затратами на реализацию бизнес-плана являются затраты на организацию производства;
§ сформировать чувство ответственности за результат проведенных исследований, так как оно становится основанием для практической реализации бизнес-проекта. Неграмотное или недобросовестно выполненное исследование может привести к неверным результатам и, как следствие, неверному решению относительно того, стоит или нет начинать реализацию запланированной бизнес-идеи.
В результате изучения темы студенты должны:
иметь представление:
§ о цели плана производства менеджмента в бизнес-плане, в частности, о методах расчета затрат на собственно производство, а также организацию;
§ о методах описания технологического процесса;
§ о наборе ресурсов, необходимых для реализации проекта;
§ о вариантах поиска, получения и оплаты выбранных ресурсов.
знать:
§ структуру затрат на производство и организацию предприятия;
§ методы расчета постоянных и переменных издержек;
§ способы начисления амортизации;
§ технологические тенденции и новации отрасли;
§ особенности организации производственного процесса (создания услуг) в сфере медицины и здравоохранения.
уметь:
§ работать в команде;
§ грамотно исследовать возможности, предоставляемые рынком для приобретения ресурсов;
§ максимально эффективно находить и оценивать информацию;
§ формировать производственную себестоимость;
§ формировать уровень издержек на организацию и управление предприятием;
§ принимать решения о выборе правовой формы бизнеса, исходя из Конституции и налогового кодекса РФ
«иметь опыт (навык)»:
§ составления технологического процесса;
§ описания статей затрат на реализацию проекта;
§ расчета себестоимости продукции (услуги).
IV. Работа на занятии
ЗАДАНИЕ 1. Составьте перечень основных вопросов плана производства:
1. составьте перечень и обоснуйте последовательность технологических операций процесса Х;
2. на основе информационных источников (СМИ, бюллетени, Интернет, др.) составьте перечень возможных поставщиков товаров/услуг;
3. оцените эффективность работы с поставщиками по критериям: сроки поставки, условия платежа;
4. взаимосвязь структуры с целью и формой собственности компании;
5. проиллюстрируйте «золотые» правила делегирования полномочий;
6. обоснуйте значимость навыков поручения и исполнения заданий/инструкций.
ЗАДАНИЕ 2. Рассчитайте себестоимость вашего продукта/услуги:
1. оцените «узкие места»;
2. обоснуйте выбор амортизационной политики предприятия;
3. обоснуйте выбор поставщиков;
4. рассчитайте производственную себестоимость вашего продукта/услуги;
5. рассчитайте полную себестоимость вашего продукта/услуги.
Тема 6: «Финансовый план. Структура рисков и меры по их предупреждению» - 5 часов
Учебные и воспитательные цели:
При выполнении данного практического занятия студент должен:
§ изучить структуру финансового плана и его составных частей (общая стоимость проекта, Кеш-флоу, отчет о прибылях и убытках, график погашения кредита, расчет точки безубыточности проекта), виды рисков (политические, производственные, юридические, маркетинговые и другие);
§ сформировать чувство ответственности за результат проведенных исследований, так как оно становится основанием для начала производства, получения инвестиций. Не грамотно, не полно или недобросовестно выполненные расчеты могут привести к потерям собственных и кредитных средств.
В результате изучения темы студенты должны:
иметь представление:
§ о структуре финансового плана в бизнес-плане;
§ о целях и способах составления кэш-флоу;
§ о видах рисков и способах их преодоления, страхования.
знать:
§ цели составления финансового плана;
§ варианты расчета точки безубыточности;
§ существующие в стране, регионе варианты рисков и оценивать способы их преодоления: страхование, выполнение регламентов, привлечение специалистов и т.п.;
§ особенности организации бизнеса в сфере медицины и здравоохранения.
уметь:
§ работать в команде;
§ трезво оценивать окупаемость инвестиций;
§ сравнивать доходность и риск пассивных и активных инвестиций;
§ составлять перечень и ранжировать риски, использовать различные варианты их страхования и преодоления;
«иметь опыт (навык)»:
§ выбора структуры и составления финансовой части бизнес-плана.
IV. Работа на занятии
ЗАДАНИЕ 1. Составьте перечень основных вопросов финансового плана:
1. составьте перечень и обоснуйте набор таблиц финансового плана для принятия решения о начале бизнеса;
2. на основе информации из предыдущих разделов бизнес плана сгруппируйте издержки в таблицу «общая стоимость проекта», выделяя источники инвестиций;
3. постройте график погашения кредита, учитывая его сумму, срочность, платность и условия (залог);
4. обоснуйте необходимость привлечения кредитных средств, оцените эффективность принятия этого решения;
5. сгруппируйте возможных стейкхолдеров компании по принципу притоков и оттоков денежных средств;
6. составьте график кэш-флоу.
ЗАДАНИЕ 2. Рассчитайте «точку безубыточности» и риски вашего проекта:
1. составьте «отчет о прибылях и убытках»;
2. приведите формулу расчета «точки безубыточности»;
3. обоснуйте цель и выбор формулы расчета «точки безубыточности»;
4. сравните расчетную доходность со ставкой по депозитам;
5. обоснуйте свое решение о начале реализации бизнес-идеи;
6. составьте перечень и предложите варианты преодоления / страхования рисков.
Кафедра экономики, социологии, политологии и права
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
протокол № ___ от «___»__________201 г
Заведующий кафедрой, профессор _______________ С.Л. Еремина
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для студентов на практическое занятие по курсу
«Основы бизнес-планирования проектов»
3 курс, медикобиологический факультет
Составила:
д.э.н., профессор С.Л. Еремина
Томск 2010