Человеческие ресурсы в экономической системе (2 ч.)
Понятие о человеческом потенциале. Причины возрастания роли человеческого потенциала в современных условиях: влияние научно-технического прогресса; изменения в объекте управления; изменение условий социального управления. Направления интенсификации использования человеческого потенциала: снижение доли физически тяжелого и вредного труда; укрепление дисциплины, порядка и организованности; трудосберегающая политика; улучшение использования имеющихся ресурсов.
Раздел 3
Организация как развивающаяся система (6 ч.)
Организационные изменения, Сопротивления организационным изменениям. Предпосылки и ценности организационного развития. Организационная интервенция. Организационная патология. Организационная диагностика. Обучение персонала. Внутренние и внешние консультанты по организационному развитию. Межгрупповое взаимодействие. Развитие организации. Позитивность и качественность изменений. Развитие и целедостижение, выживание, сохранение и получение власти. Структурные изменения. Модели структурных изменений.
Раздел 4
Индивидуальное поведение (8 ч.)
Структура психики. Особенности восприятия человека. Структура личности. Био-, психо-, социо- и индивидуальные программы человека. Взаимодействие человека. Основные мотивы, движущие человеком. Понятие о соционических признаках как основании типологии людей. Поведение человека – реакция организма на воздействие внешней среды. Экономическое поведение человека.
Раздел 5
Групповое поведение (6 ч.)
Адаптация. Условия создания стабильных групп. Коммуникация. Идентификация. Понятие о ролях. Сплочение. Стадии развития группы. Классификация групп. Модели развития групп. Система отношений в группе. Социально-психологический климат. Поведенческие факторы, влияющие на инновационную деятельность. Моделирование социально-психологической деятельности.
Раздел 6
Руководство и лидерство (6 ч.)
Особенности межличностных взаимоотношений в группе. Социальные позиции и социометрические статусы членов группы. Понятие о неформальном лидере социальной группы. Типы лидеров. Функции лидеров. Дуализм единоначалия и групповой самоорганизации в коллективной деятельности. Группа как субъект и объект. Понятие о стилях руководства. Этика руководства. Этические основы межличностных взаимоотношений. Этические нормы и корпоративные ценности организации.
Раздел 7
Мотивация и вознаграждение (4 ч.)
Мотивационные побуждения. Человеческие потребности. Типы потребностей. Регулирование поведения. Выбор целей. Деньги как средство вознаграждения работника. Организационное поведение и аттестация по результатам деятельности. Системы экономического стимулирования. Целостная система вознаграждений.
Содержание
Глава 1. Введение в «Организационное поведение» | ||
1.1. | Основы «Организационного поведения» | |
1.2. | Компоненты, определяющие организационное поведение | |
Глава 2. Организация | ||
2.1. | Модели организации | |
2.2. | Динамика организации | |
2.2.1. | Стратегия организации | |
2.2.2. | Временный фактор организации | |
2.3. | Жизненный путь организации | |
Глава 3. Индивидуальное поведение | ||
3.1. | Природа человеческого поведения | |
3.2. | Структура личности | |
3.3. | Установки и поведение | |
3.4. | Я-концепция | |
3.5. | Мировоззрение и поведение человека | |
Глава 4. Групповое поведение | ||
4.1. | Основы группового поведения | |
4.2. | Формальные и неформальные группы | |
4.3. | Социальная роль | |
4.4. | Команды и их создание | |
Глава 5. Руководство | ||
5.1. | Базовые компоненты руководства | |
5.1.1. | Управление, администрирование, лидерство | |
5.1.2. | Основные характеристики лидерства в управлении | |
5.1.3. | Функции менеджера | |
5.2. | Поведенческие подходы к стилям руководства | |
5.3. | Поведение менеджера и проблемы власти | |
5.4. | Технологии поведения менеджеров в процессе решения задач организации | |
Глава 6. Мотивация поведения | ||
6.1. | Природа мотивации | |
6.2. | Теории мотивации | |
6.3. | Практическое применение теорий мотивации | |
Глава 7. Стимулирование труда | ||
7.1. | Стимулирование труда персонала | |
7.2. | Принципы стимулирования | |
7.3. | Системы морального и материального стимулирования | |
7.4. | Наказание как метод стимулирования | |
Глава 8. Управление коммуникациями | ||
Глава 9. Конфликты | ||
Литература |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Данное учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс «Организационное поведение». Оно должно способствовать выработке у студентов знаний, умений и навыков, использование основных положений курса на практике. Учебное пособие в краткой форме излагает основные понятия, наиболее важные структурно-логические схемы, а также вопросы контроля и программу курса.
Обучающемуся по данному учебно-практическому пособию необходимо обратить внимание на следующие методические рекомендации:
· · Прежде чем приступить к изучению основного содержания курса «Организационное поведение», необходимо изучить порядок прохождения курса, его особенности, материально-техническое оснащение учебного процесса.
· · Курс не предполагает постоянного непосредственного контакта преподавателя со студентами.
· · В процессе обучения студент самостоятельно раскрывает содержание курса «Организационное поведение», изучает рекомендованную учебную литературу, отвечает на вопросы, самостоятельно решает задачи.
· · Обучаемые должны тщательно спланировать учебное время, поэтапно, согласно индивидуальному плану изучения курса, осваивать отдельные главы и весь курс в целом.
· · Основным учебником для изучения курса является данное пособие, которое можно приобрести в Центре дистанционного образования Института экономики, управления и права; по своему усмотрению студент может использовать дополнительную литературу, указанную в конце пособия.
· · Данное пособие включает в себя словарь основных логических терминов: в процессе изучения материала студент может посмотреть определение неизвестного ему понятия.
· · Прочность усвоения курса зависит от умения студента работать с материалом, предназначенным для самоконтроля. С этой целью каждый студент после изучения материала и дополнительной литературы должен проверить уровень своих знаний с помощью вопросов, представленных в конце каждой главы.
· · Успех в изучении данной дисциплины зависит от систематической индивидуальной работы студента и выполнения всех заданий. Такая деятельность должна быть ориентирована на основательное изучение программы; проблемных вопросов к каждой теме; изучение предлагаемой литературы; решение задач и упражнений; подготовку ответов на предложенные тренировочные задания.