Человеческие ресурсы в экономической системе (2 ч.)

Понятие о человеческом потенциале. Причины возрастания роли человеческого потенциала в современных условиях: влияние научно-технического прогресса; изменения в объекте управления; изменение условий социального управления. Направления интенсификации использования человеческого потенциала: снижение доли физически тяжелого и вредного труда; укрепление дисциплины, порядка и организованности; трудосберегающая политика; улучшение использования имеющихся ресурсов.

Раздел 3

Организация как развивающаяся система (6 ч.)

Организационные изменения, Сопротивления организационным изменениям. Предпосылки и ценности организационного развития. Организационная интервенция. Организационная патология. Организационная диагностика. Обучение персонала. Внутренние и внешние консультанты по организационному развитию. Межгрупповое взаимодействие. Развитие организации. Позитивность и качественность изменений. Развитие и целедостижение, выживание, сохранение и получение власти. Структурные изменения. Модели структурных изменений.

Раздел 4

Индивидуальное поведение (8 ч.)

Структура психики. Особенности восприятия человека. Структура личности. Био-, психо-, социо- и индивидуальные программы человека. Взаимодействие человека. Основные мотивы, движущие человеком. Понятие о соционических признаках как основании типологии людей. Поведение человека – реакция организма на воздействие внешней среды. Экономическое поведение человека.

Раздел 5

Групповое поведение (6 ч.)

Адаптация. Условия создания стабильных групп. Коммуникация. Идентификация. Понятие о ролях. Сплочение. Стадии развития группы. Классификация групп. Модели развития групп. Система отношений в группе. Социально-психологический климат. Поведенческие факторы, влияющие на инновационную деятельность. Моделирование социально-психологической деятельности.

Раздел 6

Руководство и лидерство (6 ч.)

Особенности межличностных взаимоотношений в группе. Социальные позиции и социометрические статусы членов группы. Понятие о неформальном лидере социальной группы. Типы лидеров. Функции лидеров. Дуализм единоначалия и групповой самоорганизации в коллективной деятельности. Группа как субъект и объект. Понятие о стилях руководства. Этика руководства. Этические основы межличностных взаимоотношений. Этические нормы и корпоративные ценности организации.

Раздел 7

Мотивация и вознаграждение (4 ч.)

Мотивационные побуждения. Человеческие потребности. Типы потребностей. Регулирование поведения. Выбор целей. Деньги как средство вознаграждения работника. Организационное поведение и аттестация по результатам деятельности. Системы экономического стимулирования. Целостная система вознаграждений.

Содержание

Глава 1. Введение в «Организационное поведение»
1.1. Основы «Организационного поведения»
1.2. Компоненты, определяющие организационное поведение
Глава 2. Организация
2.1. Модели организации
2.2. Динамика организации
2.2.1. Стратегия организации
2.2.2. Временный фактор организации
2.3. Жизненный путь организации
Глава 3. Индивидуальное поведение
3.1. Природа человеческого поведения
3.2. Структура личности
3.3. Установки и поведение
3.4. Я-концепция
3.5. Мировоззрение и поведение человека
Глава 4. Групповое поведение
4.1. Основы группового поведения
4.2. Формальные и неформальные группы
4.3. Социальная роль
4.4. Команды и их создание
Глава 5. Руководство
5.1. Базовые компоненты руководства
5.1.1. Управление, администрирование, лидерство
5.1.2. Основные характеристики лидерства в управлении
5.1.3. Функции менеджера
5.2. Поведенческие подходы к стилям руководства
5.3. Поведение менеджера и проблемы власти
5.4. Технологии поведения менеджеров в процессе решения задач организации  
Глава 6. Мотивация поведения
6.1. Природа мотивации
6.2. Теории мотивации
6.3. Практическое применение теорий мотивации
Глава 7. Стимулирование труда
7.1. Стимулирование труда персонала
7.2. Принципы стимулирования
7.3. Системы морального и материального стимулирования
7.4. Наказание как метод стимулирования
Глава 8. Управление коммуникациями
Глава 9. Конфликты
Литература


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Данное учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс «Организационное поведение». Оно должно способствовать выработке у студентов знаний, умений и навыков, использование основных положений курса на практике. Учебное пособие в краткой форме излагает основные понятия, наиболее важные структурно-логические схемы, а также вопросы контроля и программу курса.

Обучающемуся по данному учебно-практическому пособию необходимо обратить внимание на следующие методические рекомендации:

· · Прежде чем приступить к изучению основного содержания курса «Организационное поведение», необходимо изучить порядок прохождения курса, его особенности, материально-техническое оснащение учебного процесса.

· · Курс не предполагает постоянного непосредственного контакта преподавателя со студентами.

· · В процессе обучения студент самостоятельно раскрывает содержание курса «Организационное поведение», изучает рекомендованную учебную литературу, отвечает на вопросы, самостоятельно решает задачи.

· · Обучаемые должны тщательно спланировать учебное время, поэтапно, согласно индивидуальному плану изучения курса, осваивать отдельные главы и весь курс в целом.

· · Основным учебником для изучения курса является данное пособие, которое можно приобрести в Центре дистанционного образования Института экономики, управления и права; по своему усмотрению студент может использовать дополнительную литературу, указанную в конце пособия.

· · Данное пособие включает в себя словарь основных логических терминов: в процессе изучения материала студент может посмотреть определение неизвестного ему понятия.

· · Прочность усвоения курса зависит от умения студента работать с материалом, предназначенным для самоконтроля. С этой целью каждый студент после изучения материала и дополнительной литературы должен проверить уровень своих знаний с помощью вопросов, представленных в конце каждой главы.

· · Успех в изучении данной дисциплины зависит от систематической индивидуальной работы студента и выполнения всех заданий. Такая деятельность должна быть ориентирована на основательное изучение программы; проблемных вопросов к каждой теме; изучение предлагаемой литературы; решение задач и упражнений; подготовку ответов на предложенные тренировочные задания.

Наши рекомендации