Лекции по организационному поведению

Аннотация

В общей системе наук «Организационное поведение» относится к менеджменту, так как занимается изучением поведения людей в организации. Современный бизнес предъявляет высокие требования к человеческим ресурсам. Знание основ человеческого поведения становится необходимостью как для сотрудников организации, так и для менеджерского состава, так как позволяет ответить на вопросы:

· Почему люди ведут себя так, как они себя ведут?

· Могут ли индивиды, группы и организации работать более эффективно в условиях постоянных корпоративных перемен, реструктуризации, уменьшения компаний и развивающейся глобальной конкуренции?

· Что могут сделать менеджеры для того, чтобы мотивировать сотрудников к повышению производительности труда?

Ответы на эти многие другие вопросы дает курс «Организационное поведение». Теория организационного поведения постоянно развивается. Она вышла за пределы применения поведенческой науки к практическим ситуациям. Данный курс предполагает анализ вопросов, связанных с поведением человека в процессе деятельности: поведение человека в организации; личность и организация; коммуникативное поведение в организации; мотивация и результативность организации; формирование группового поведения в организации; анализ и конструирование организации; управление поведением организации; лидерство в организации; изменения в организации; персональное развитие в организации; управление нововведениями в организации; поведенческий маркетинг; организационное поведение в системе международного бизнеса.

Работа студентов над курсом «Организационное поведение» слагается из следующих элементов: самостоятельное изучение разделов и тем курса по учебникам и учебным пособиям с последующей самопроверкой; реферата; сдача зачета по всему курсу.

Начинать изучение курса необходимо с рассмотрения его содержания по программе, затем нужно приступить к рассмотрению отдельных тем и разделов. При этом, после первого, ознакомительного прочтения содержания темы, необходимо ознакомиться с вопросами к данной теме, их последовательностью, а затем еще раз более глубоко изучить содержание темы. Необходимо параллельно вести конспект, в который заносить основные понятия и закономерности рассматриваемой темы, выводы, впервые встретившиеся термины с кратким пояснением их сущности. Желательно по возможности систематизировать материал, представлять его в виде графиков, схем, таблиц – это облегчит запоминание материала и позволит в дальнейшем более детально восстановить его в памяти при повторном обращении. Вникайте в сущность того или иного вопроса – это способствует более глубокому и прочному усвоению материала.

Переходить к изучению новой темы следует только после полного изучения теоретических вопросов, выполнения самопроверки.

Закончив изучение темы, ответьте на вопросы для самопроверки, которые акцентируют внимание на наиболее важных вопросах темы. При этом старайтесь не пользоваться конспектом или учебником. Частое обращение к конспекту показывает недостаточное усвоение основных вопросов темы. Необходимость частого обращения к учебнику показывает неумение правильно конспектировать основные понятия и закономерности темы. Внесите коррективы в конспект, который впоследствии поможет при повторении материала в период подготовки к экзамену.

В процессе изучения курса «Организационное поведение» студент должен написать реферат. Тему реферата необходимо выбирать в процессе изучения материалов курса. То, что для студента окажется наиболее интересным или необходимым в его практической деятельности, может стать основой для написания реферата.

Написание реферата следует начинать с ознакомления с литературой по выбранной теме. После составления списка необходимой литературы студент приступает к ее изучению, выделяя самые значимые разделы. Когда сложится «картинка» изучаемого предмета или явления, можно приступить к составлению плана реферата, а далее продолжить более детально изучение литературных источников по выбранной теме и написанию непосредственно самого реферата.

Программа курса

Раздел 1

Введение (2 ч.)

Место в ряду других управленческих дисциплин. Междисциплинарность организационного поведения. Социология, экономика, менеджмент, психология. Теория организаций и др. науки о природе организационного поведения. Проблемы курса. Основные понятия. Логика построения курса. Литература по теме.

Раздел 2

Наши рекомендации