Анализ потребителей пиццерии «Агат»
Любой рынок состоит из потребителей, отличающихся друг от друга своими вкусами, желаниями, потребностями и приоритетами. Поэтому осуществление успешной маркетинговой деятельности предполагает учет индивидуальных предпочтений различных категорий потребителей.
Изучая потребителей, следует понять, что они ценят в товаре или услуге, сколько они готовы заплатить за него (нее), как потребители смотрят на ваш товар по сравнению с конкурентным, каков будет будущий спрос. Производителю необходимо понимать нужды, потребности, интересы и вкусы потребителей. Это поможет так сформировать предложение товаров и услуг, чтобы полно удовлетворить все потребности покупателя.
Сегментация рынка – это деятельность по классификации потенциальных потребителей в соответствии с качественными и количественными особенностями их спроса. Осуществляя сегментацию, предприятие делит рынок на отдельные группы клиентов, для каждой из которых могут потребоваться одинаковые или схожие виды услуг.
Главная цель сегментации – это обеспечение адресности продукта, так как он не может отвечать запросам сразу всех потребителей.
Чтобы выявить сегмент рынка, на которые работает фирма, четко представлять желания потребителей необходимо провести опрос потребителей. Для этого сотрудники пиццерии ООО «Агат» провели анкетирование своих посетителей.
Анкету заполнили 200 человек. Основными критериями сегментации являются: возраст, пол, образование, основной род занятий, частота посещений пиццерии, время посещения пиццерии.
Также заполняющим анкеты было предложено указать, в какой компании они обычно посещают пиццерию, что понравилось им в ООО «Агат» и с какими проблемами при посещении пиццерии они столкнулись.
Результаты анкетирования представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Результаты анкетирования потребителей пиццерии ООО «Агат»
Критерии | Количество, чел. | Доля, % |
1. Возраст, лет | ||
до 18 лет | ||
18 – 30 | ||
31 – 45 | ||
Старше 45 | ||
2. Пол | ||
Женский | ||
Мужской | ||
3. Месячный доход, тыс. руб. | ||
менее 10 | ||
10 – 20 | ||
20 – 40 | ||
свыше 40 | ||
4. Основной род занятий | ||
работа | ||
учеба | ||
домохозяйка/безработный | ||
5. Частота посещений пиццерии | ||
Зашел первый раз | ||
Бываю изредка | ||
Бываю регулярно | ||
6. Время посещения пиццерии | ||
с 11 до 14 часов | ||
с 14 до 17 часов | ||
с 17 до 20 часов | ||
с 20 до 23 часов | ||
7. Что понравилось в деятельности пиццерии | ||
Доступные цены | ||
Широкий ассортимент и высокое качество блюд | ||
Высокое качество обслуживания | ||
Иное | ||
8. Что не понравилось в деятельности пиццерии: | ||
Дефицит свободных столиков в вечернее время | ||
Отсутствие системы скидок | ||
Невнимательность и/или неквалифицированность персонала | ||
Иное |
Итак, результаты анкетирования потребителей позволяют сделать следующие выводы. Основным потребителями услуг пиццерии «Агат» являются люди молодого и среднего возраста (от 18 до 45 лет) (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Сегментация потребителей пиццерии «Агат» по возрасту
Среди посетителей преобладают мужчины: их насчитывается 51% против 41% женщин (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Сегментация потребителей пиццерии «Агат» по половому признаку
В основном клиенты пиццерии – это работающее население (81%). Также почти пятую часть посетителей составляют студенты (18%). Это немного, учитывая, что недалеко от ООО «Агат» находится Волгоградской государственный университет и Институт экономики, социологии и права, а значит имеется много потенциальных клиентов (рис. 2.4).
Рис. 2.4. Сегментация потребителей пиццерии «Агат» по основному роду занятий
Соответственно, большая часть посетителей пиццерии (71%) - получают средний для нашего города ежемесячный доход – от 10 до 20 тыс. руб. Такого уровня дохода достаточно для того, чтобы человек мог иногда позволить себе поужинать или пообедать вне дома, но мало для посещения элитных дорогих заведений. 21% клиентов получают в месяц более 20 тыс. руб., и 8% - малообеспеченные граждане, как правило студенты (рис 2.5).
Рис. 2.5. Сегментация потребителей пиццерии «Агат» по уровню среднемесячного дохода
80% опрошенных так или иначе являются постоянными клиентами пиццерии, при этом 47% посещают «Агат» изредка, а 33% - регулярно. Только 20% респондентов зашли в пиццерию впервые (рис. 2.6).
Рис. 2.6. Сегментация потребителей пиццерии «Агат» по частоте посещения пиццерии
Подавляющее число клиентов приходит в пиццерию в вечернее время – с 17 до 20 часов (55%). 18% посетителей заходят в обеденное время. Это связано с тем, что основными клиентами пиццерии является работающее население, и время посещения пиццерии привязано либо к обеденному перерыву, либо к окончанию рабочего дня. С 14 до 17 часов в пиццерии «мертвый сезон», когда посетителей почти нет (рис. 2.7).
Рис. 2.7. Сегментация потребителей пиццерии «Агат» по времени посещения пиццерии
Более половины клиентов посещает пиццерию единолично либо вдвоем. 34% - это компании из трех человек, и 13 % - из четырех (рис. 2.8).
Рис. 2.8. Сегментация потребителей пиццерии «Агат» по численности группы посещающих пиццерию совместно
Это значит, что в пиццерии не рационально распределены посадочные места. В ООО «Агат» имеется 9 четырехместных столиков, а 53%-там посетителей вполне было бы достаточно двухместных. Одному или двум человекам приходится занимать четырехместные столы, и оставшиеся незанятыми места на этих столиках в это время простаивают, не принося пиццерии никакого дохода. Именно поэтому самой распространенной жалобой опрошенных (38%) является дефицит свободных столиков в вечернее время, в то время около половины четырехместных столов занимают компании из 2 человек.
Также 30% посетителей жалуются на отсутствие каких-либо скидок и 11 % - на невнимательное и/или неквалифициправнное поведение персонала.
Тем не менее, большинство респондентов достаточно высоко оценивает пиццерию: 19% отмечают доступность цен на продукцию, 28% - широкий ассортимент и высокое качество блюд, 21 % довольны качеством облуживания.
Таким образом, результатами проведенного анализа потребителей являются:
1) определение целевого сегмента потребителей;
2) выявление резервов увеличение посетителей и объемов реализации услуг.
Среднестатистический посетитель пиццерии – это молодой работающий мужчина, зарабатывающий 10 – 20 тыс. руб. в месяц, изредка посещающий пиццерию «Агат» в вечернее время с одним спутником (спутницей).
Резервами увеличения объемов реализации услуг являются:
· увеличение числа одновременно обслуживаемых клиентов за счет более рационального сочетания четырехместных и двухместных столиков вместо 9 имеющихся на сегодняшний день четырехместных;
· стимулирование частоты посещения пиццерии за счет введение системы скидок и рекламных акций;
· привлечение клиентов в «мертвое время», то есть с 14.00 до 17.00 за счет студентов расположенных рядом вузов.