Представление отдельных видов иллюстративного материала
Использование иллюстраций (рисунков, схем, графиков, диаграмм, картограмм, фотографий) в бакалаврской работе позволяет наглядно и доходчиво представлять изучаемый материал, трактовать результаты выполненного исследования, избегая при этом пространных описаний.
Схемы используются для изображения взаимосвязей элементов различных экономических систем, процессов и т.п. При этом масштаб не соблюдается, блоки представляются, как правило, в виде прямоугольников с простыми связями-линиями.
Все иллюстрации, кроме таблиц, обозначают словом «Рис.» и нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией или в пределах раздела (например, Рис. 1.1. Формирование финансовых потоков предприятия).
Иллюстрации следует располагать в документе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице, форматировать название рисунка необходимо по центру.
На все иллюстрации обязательно должны быть ссылки в тексте. Ссылки или входят в текст как его составная часть, или помещаются в скобки. При ссылках на иллюстрации следует писать «… в соответствии с рис. 2.3».
Если иллюстрация располагалась выше, а надо вновь обратиться к рисунку, то ссылка в тексте должна выглядеть следующим образом: (см. рис. 1.19).
Необходимо следить за тем, чтобы подпись под иллюстрацией не дублировалась полностью в тексте.
Иллюстрации в приложениях обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения (например, Рис. П.1.1. Организационная структура).
Каждая иллюстрация снабжается наименованием, а при необходимости — пояснительным текстом, который располагается под рисунком. Пример оформления иллюстрации приведен на рис. 3.1.
Диаграммы как способ графического изображения зависимостей между величинами составляются для наглядности и анализа массовых данных. Наиболее распространены столбиковые (ленточные) и секторные диаграммы. На таких диаграммах данные представляются в виде прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины, расположенных вертикально (столбиковая диаграмма) или горизонтально (ленточная диаграмма). Длина (ширина) прямоугольников пропорциональна изображаемым ими величинам. Пример столбиковой диаграммы приведен на рис. 3.2.
Секторная диаграмма (см. рис. 3.3), как правило, применяется для иллюстрации состава или структуры и представляет собой круг, разделенный на секторы, площадь которых пропорциональна величинам отображаемого объекта.
Графики, являясь условным изображением величин и их соотношений посредством геометрических фигур, точек и линий, используются для представления результатов обработки числовых данных с целью анализа и повышения наглядности иллюстрируемого материала.
Рис. 3.1. Схема факторной модели материалоемкости
Кроме геометрического образа и пояснения условных обозначений, график может содержать ряд дополнительных элементов: оси координат со шкалами, числовые сетки, числовые данные, уточняющие величины нанесенных на график показателей. Пример графика приведен на рисунках 3.2-3.4.
Рис. 3.2. Динамика показателя потенциала роста за 2011–2013 гг.
Рис. 3.3. Структура себестоимости ОАО «НМЖК» в 2012 г.
Рис. 3.4. Суммарные вложения в производство новых материалов, тыс. дол.
Оформление таблиц
Цифровой материал, результаты расчета и анализа рекомендуется выполнять в виде таблиц. Таблицы помещаются в тексте после абзацев, содержащих ссылку на них. Допускается размещать таблицы на следующей после ссылки странице. Для разворотных таблиц можно использовать бумагу форматом А4 (288 мм х 407 мм или 297 мм х 420 мм).
В таблице используется шрифт основного текста, размер шрифта может быть на два-три пункта меньше, чем у основного текста. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.
Таблицы нумеруются арабскими цифрами в пределах частей (глав) дипломной работы. Если объем таблицы занимает меньше одной страницы – то перенос таблицы на следующую страницу ЗАПРЕЩЕН!!!
Каждая таблица должна иметь краткий заголовок, отражающий суть размещенного в ней материала. Над заголовком, справа помещается слово «Таблица» и ее номер. Таблицы нумеруются арабскими цифрами в пределах частей (глав) бакалаврской работы или сквозной нумерацией. Например: «Таблица 1.3» — третья таблица первой (теоретической) главы. Таблицы в приложениях обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения (например, Таблица П.3.1).
На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте, при ссылке следует писать слово «табл.» с указанием ее номера.
Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно предложение заголовка, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф приводят в единственном числе.
Графу «Номер по порядку» в таблицы включать не допускается. Нумерация граф таблицы арабскими цифрами допускается в тех случаях, когда в тексте документа имеются ссылки на них, при делении таблицы на части, а также при переносе части таблицы на следующую страницу. При необходимости нумерации показателей параметров или других данных порядковые номера следует приводить в первой графе (боковике) таблицы непосредственно перед их наименованием.
Сокращения слов в таблице недопустимы.
Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице измерения, то ее обозначение необходимо помещать над таблицей справа, а при делении таблицы на части — над каждой ее частью.
Если в большинстве граф таблицы приведены показатели, выраженные в одних и тех же единицах измерения (например, рублях), но имеются графы с показателями, выраженными в других единицах измерения, то над таблицей следует писать наименование преобладающего показателя и обозначение его единицы измерения, например: «В рублях», а в подзаголовках остальных граф приводить наименование показателей и (или) обозначение других единиц измерения.
Если в графе таблицы помещены значения одной и той же физической величины, то обозначение единицы указывают в заголовке (подзаголовке) этой графы. Если числовые значения величин в графах таблицы выражены в разных единицах, то их обозначения указывают в подзаголовке каждой графы. Обозначения, приведенные в заголовках граф таблицы, должны быть пояснены в тексте или графическом материале работы. Графа «Единицы измерения» не допускается.
Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.
Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблиц, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.
Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблиц. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.
Примерный образец таблицы приведен ниже (на примере табл. 3.1).
Если таблица располагается на нескольких страницах, то каждая последующая страница оформляется определенным образом. Если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение будет на следующей странице, в первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ограничивающую таблицу, не проводят.
Таблица 3.1
Основные показатели экономического развития области
в январе–декабре 2015-2016 гг.
В процентах
Показатель | Период | |
январь–декабрь 2015 г. | январь–декабрь 2016 г. | |
1. Индекс физ. объема промышленного производства | 111,2 | 102,4 |
2. Продукция сельского хозяйства | 95,9 | 99,5 |
3. Розничный товарооборот | 101,9 | 103,7 |
Окончание табл. 2.1
Показатель | Период | |
январь–декабрь 2011 г. | январь–декабрь 2012 г. | |
4. Инвестиции в основной капитал | 99,8 | 96,4 |
5. Внешнеторговый оборот | 95,1 | 117,6 |
При продолжении таблицы на следующих страницах головка (шапка) таблицы каждый раз полностью повторяется.
Над переносимой частью таблицы, справа пишется «Продолжение табл.» или «Окончание табл.» и указывается ее номер. При переносе части таблицы на ту же или другие страницы название помещают только над первой частью таблицы.
Все таблицы необходимо выровнять (Автоподбор по ширине окна), чтобы они были растянуты на всю страницу до полей.
Оставлять ячейку таблицы пустой не допускается. Если у составителя таблицы отсутствуют сведения, ставят многоточие или пишут «Нет свед.». Если явление не наблюдается, в ячейке таблицы ставят тире.
Если таблица заимствована из литературного источника, а не составлена самостоятельно, необходимо сделать ссылку на этот источник. Ссылка делается или в квадратных скобках после заголовка таблицы [номер источника, номер страницы], или после таблицы.
Оформление формул
Уравнения и формулы выделяются из текста в отдельную строку. Формула в отдельной строке должна располагаться по центру.
Символьные составляющие и числовые коэффициенты формулы расшифровываются. Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия. В конце каждой строки ставят точку с запятой, в конце последней — точку. В тексте ссылки на формулу даются аналогично ссылкам на таблицу.
Формулы следует нумеровать аналогично таблицам, т.е. арабскими цифрами, причем номер формулы состоит из номера главы и порядкового номера формулы в пределах данной главы, разделенных точкой. Номер указывается в круглых скобках у правого края строки. Если в работе приводится одна формула или уравнение, ее не нумеруют.
При расчетах по формулам знак равенства между символьным и числовым выражением не ставится. Промежуточные действия с числовыми данными опускаются, приводится только окончательный результат с обязательным указанием единицы измерения.
Для формул, полученных автором бакалаврской работы (авторские формулы), приводится подробный вывод.
При нумерации группы формул применяются фигурные скобки, охватывающие по высоте все формулы. Острие скобки располагается против середины группы формул и обращено в сторону порядкового номера, помещаемого у правого края рамки.
Пример оформления формулы представлен ниже.
(3.1)
где jУП— индекс условно-постоянных расходов;
jV—индексобъема производства.
Ссылка в тексте на формулу имеет следующий вид: (см. формулу 3.1).
Знак умножения обозначается (∙). В том случае, если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (х) или деления (:), причем знак в начале следующей строки повторяют. Номера многострочных формул ставятся против последней их строки.
Оформление списка использованных источников
Рассмотрим оформление библиографического списка, который в настоящее время рекомендуется называть списком использованных источников.
Рекомендуется принимать за основу алфавитный способ группировки, при котором в начале списка необходимо выделить официально-документальные издания в хронологии их выхода в свет (Конституция, законы, указы, постановления и распоряжения органов государственной власти), а затем привести список монографий, книг, учебных пособий, журнальных и газетных статей, источников из Интернета по алфавиту фамилий авторов или заглавий, если автор не указан.
Во внутритекстовой ссылке на произведение, включенное в список использованных источников, после упоминания о нем или после цитаты в квадратных скобках проставляют номер, под которым оно значится в библиографическом списке, и, в необходимых случаях, страницы.
Пример:
Основной титульный лист – это титульный лист, являющийся обязательной частью книги, наиболее точно и полно отражающий необходимые титульные элементы и состоящий из лицевой и оборотной сторон [1].
После заполнения всех титульных элементов, написания аннотации и введения переходят к написанию основной части издания. Некоторые слова могут быть сокращены по определенным правилам, о чем речь пойдет ниже [3 с. 86]
Если ссылка дается на несколько работ одного автора или на работы нескольких авторов, то в скобках указываются номера этих работ.
При косвенном цитировании перед ссылкой ставят «См.». При цитировании или заимствовании сведений не из первоисточника перед ссылкой указывают: «Цит. по кн.:», «Цит. по ст.:».
Если повторная ссылка стоит непосредственно за ссылкой на то же издание и на одной с ней странице, то текст ее принято заменять словами «Там же».
Необходимо перед и после каждого знака препинания делать пробел. Исключение составляет лишь отсутствие пробела перед точкой и запятой. Следующее слово после двоеточия необходимо писать со строчной буквы (не относится к городу и наименованию издательства).
Далее приведены примеры библиографического описания различных видов литературных источников
Государственные стандарты и сборники документов
Сборники типовых инструкций по охране труда. – М.: Экономика, 2012. – 471 с.
ГОСТ 7. 9–77. Реферат и аннотация. – М.: Изд-во стандартов, 1981. – 6 с.
Описание законодательных актов
О представительствах Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ за рубежом: указ Президента РФ от 24 февр. 2001 г. № 236 // Рос. газ. – 2004. – 28 февр.
Описание книги с указанием авторов
Петров А. Язык науки / А. Петров: пер. с англ. И. Э. Иванова ; под ред. и с предисл. Б. Д. Павлова. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 174 с.
Тополев Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов: пособие для учителей / Д. Э. Тополев, М. А. Завьялова. – М.: Просвещение, 2009. – 560 с.
Описание книги под заглавием
Книга и время: сб. ст. / сост. В. А. Сретенский; Всесоюз. добр. о-во любителей книги — М.: Книга, 2010. — 120 с.
Книги одного, двух, трех авторов
Ломакин Г. И. Научная теория: логико-методологический анализ / Г. И. Ломакин. – М.: Мысль, 2005. – 360 с.
Лабин Л. М. Планирование, организация и управление транспортным строительством / Л. М. Лабин, Т. Л. Моисеев ; под ред. Л. М. Лабина. – М.: Транспорт, 2005. – 286 с.
Госс В. С. Категории современной науки: становление и развитие / В. С. Госс, Э. П. Семенюк, А. Д. Урсул. – М.: Мысль, 1984. – 268 с.
Книги более трех авторов
Теория статистики: учебник / Е. Б. Шувалова [и др]. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 558 с.
Сборники одного автора
Методологические проблемы современной науки / сост. Л. Т. Москаленко. – М.: Политиздат, 1992. – 295 с.
Сборники с коллективом авторов
Непрерывное образование как педагогическая система: сб. науч. тр. / отв. ред. Н. Н. Нечаев ; Науч.-исслед. НИИ высш. образования. – М.: НИИВО, 1995. – 156 с.
Составная часть сборника
Синельников И. Молодой Заболоцкий / И. Синельников // Воспоминание о Н. Заболоцком. – 2-е изд. М., 1984. С. 101–120.
Составная часть энциклопедического издания, энциклопедии и словаря
Каммари М. Национальный вопрос / М. Каммари // Филос. энцикл. М., 1987. Т. 4. С. 11–12.
Ляхов В. Н. Книга / В. Н. Ляхов, Е. Л. Немировский // БСЭ. – 3-е изд. М., 1974. Т. 12. С. 305–310.
Материалы конференций, съездов
Проблемы вузовского учебника: тез. докл. Третьей всесоюз. науч. конф. – М.: МИСИ, 2000. – 156 с.
Описание журнальной статьи
Романова Н. Бегущая через жизнь / Н. Романова // Наш современник. –2014. – №3. – С. 61-86.
Смирнова Е. В. Механизм модификации системы планирования промышленного предприятия в условиях рыночной конкуренции / Е. В. Смирнова //РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2011. – №3. – С. 135-142.
Описание газетной статьи, при объеме газеты менее 8 страниц
Райцын Н. В окопах торговых войн / Н. Райцын // Деловой мир. –1993. – 7 окт.
Описание газетной статьи, при объеме газеты более 8 страниц
Тюрюмин В. По привычному маршруту / В. Тюрюмин // Экономика. Право. Менеджмент. – 2000. – №18. – С. 3.
Статьи из ежегодников и статистических сборников
Природные ресурсы и охрана окружающей среды// Российский статистический ежегодник. 2013. – М.: Росстат. – 2013. – С. 241–255.
Библиографическое описание электронных источников осуществляется по тем же правилам, что и изданий на бумажном носителе. После знака // следует либо электронный адрес, либо название электронного ресурса:
Дронов Р. М. Оценка финансового состояния предприятия [Электронный ресурс] / Р. М. Дронов, А. И. Разник, Е. М. Бунина – Режим доступа: http://www.spsl.nsk.ru (дата обращения 11.11.2015).
Чернов В.А. Инвестиционный анализ [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.А. Чернов; под ред. М.И. Баканова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 159с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115016 (дата обращения 11.11.2015)
Нормативы затрат на службу заказчика-застройщика: постановление Минстроя России от 11 марта 1997 г. № 18–14 [Электронный ресурс] // Стройэксперт-Кодекс. Основы правового регулирования строительства
Об основах федеральной жилищной политики: закон РФ от 24.12.92 № 4218–1 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф
Оформление приложений
Материал, дополняющий текст документа (графики, таблицы большого формата, расчеты, алгоритмы и т.д.), рекомендуется помещать в приложениях. Приложениями могут быть, например, иллюстративный материал, таблицы большого формата, расчеты, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ПК, и т.д.
Приложения обозначают арабскими цифрами. После слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» следует цифра, обозначающая его последовательность.
Если в работе одно приложение, оно обозначается «ПРИЛОЖЕНИЕ».
В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху справа страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его обозначения. Это слово печатается гарнитурой Times New Roman. Кегль — 16 пт., начертание — полужирное, междустрочный интервал — одинарный, интервал: перед — 12 пт., после — 6 пт., абзацный отступ — 0 см, форматирование — справа. Переносы слов в заголовках приложений не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Приложение должно иметь заголовок, который записывают по центру строки прописными полужирными буквами отдельной строкой ниже слова ПРИЛОЖЕНИЕ.
Если приложение размещается на нескольких страницах, то на последующих листах указывается «Продолжение прил. 1» полужирными буквами (16 пт) по правому краю, на последнем листе «Окончание прил. 1».
Иллюстрации в приложениях обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения (например, Рис. П.1.1. Организационная структура), аналогично таблицы (Табл. П. 1.1).
Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения на листах формата A3 и крупнее.
Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.
Приложения должны иметь общую с основной частью работы сквозную нумерацию страниц. Все приложения должны быть перечислены в оглавлении с указанием их номера и названия.
ОФОРМЛЕНИЕ ОТЗЫВА И ЗАЩИТА ВКР
Законченная и подписанная обучающимся выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) представляется руководителю, который дает отзыв.
Руководитель ВКР проверяет качество работы и, по ее завершении, представляет письменный отзыв на ВКР. В отзыве отмечается актуальность темы, дается характеристика всех глав ВКР бакалавра, указывается ее практическое значение и возможность внедрения. Порядок представления отзыва на ВКР определяются Положением «О проведении государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам высшего образования программам бакалавриата, специалитета и магистратуры» в ФГБОУ ВО «БГУ». Отзыв руководителя не должен противоречить замечаниям, которые были сделаны по тексту работы на разных стадиях ее выполнения.
В отзыве руководителя оцениваются уровень развития общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающегося в соответствии с ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки и профилю, освоения обучающихся теоретических знаний и практических умений, продемонстрированных им при подготовке ВКР; уровень проведенного обучающимся анализа проблемы; структура и логика построения работы; умение формулировать научные результаты и практические рекомендации. Указывается степень самостоятельности обучающегося при выполнении работы; личный вклад обучающегося в раскрытие проблем и разработку предложений по их решению; соблюдение графика выполнения ВКР. В отзыве обязательно содержится вывод и возможности (или невозможности) допуска ВКР к защите.
Заведующий кафедрой «Экономика предприятия и предпринимательской деятельности» на основании отзыва решает вопрос о допуске работы обучающегося к защите. Обучающийся может быть не допущен к защите бакалаврской работы в следующих случаях:
- неудовлетворительный результат или неучастие в других видах итоговых аттестационных испытаний;
- нарушение сроков закрепления и утверждения темы выпускной
квалификационной работы;
- нарушение сроков изменения темы бакалаврской
работы;
- отрицательный отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу (отсутствие подписи руководителя на бакалаврской работе).
При отрицательном отзыве руководителя решение о допуске к защите принимается по результатам обязательного прохождения выпускником предварительной защиты выпускной квалификационной работы.
По результатам предварительной защиты в присутствии руководителя и обучающегося дается оценка готовности обучающегося к защите.
Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа), допущенная к защите, подписанная руководителем, консультантами, заведующим выпускающей кафедрой с отзывом руководителя должна быть представлена на кафедру не менее чем за 2 календарных дня до защиты, где она представляется Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК).
Схематично процесс подписания ВКР представлен в приложении 11. В итоге специалисту по УМР кафедры должны быть предоставлены:
· полный вариант ВКР (с которого печаталась работа) в формате WORD
· полный вариант ВКР (с которого печаталась работа) в формате PDF
· усеченный вариант ВКР (вариант БЕЗ ПРИЛОЖЕНИЙ!!! в PDF);
· напечатанный вариант Согласия на публикацию
Готовые и переплетенные работы не принимаются, если предварительно руководитель не предоставил специалисту по УМР кафедры печатные и электронные файлы отчетов, а также на момент сдачи ВКР в личном кабинете должны быть прикреплены следующие файлы:
· ВКР (вариант БЕЗ ПРИЛОЖЕНИЙ!!! в PDF);
· все отчеты по практикам;
· согласие на публикацию (с подписями студента и руководителя).
Защита ВКР бакалавра проводится на открытом заседании ГЭК по заранее установленному графику. На защите желательно присутствие руководителя ВКР бакалавра.
Обучающийся готовит доклад, иллюстративный (раздаточный) материал, согласовав его с руководителем (консультантом). Рекомендуется следующее содержание доклада:
- обоснование актуальности избранной темы;
- характеристика объекта учета и цели изучения;
- обзор литературы;
- результаты изучения.
- выводы и предложения, заключение.
Допускается чтение доклада по заранее подготовленному тексту.
Процедура защиты ВКР бакалавра включает в себя:
- представление обучающегося членам комиссии;
- сообщение обучающегося с использованием наглядных материалов и компьютерной техники об основных результатах бакалаврской работы (10 минут);
- вопросы членов ГЭК и присутствующих;
- ответы обучающегося на заданные вопросы;
- заслушивание отзыва;
- ответы обучающегося на замечания (по необходимости).
Отвечать следует кратко и квалифицированно, предварительно подготовив ответы на замечания.
Защита бакалаврской работы – это заключительный этап деятельности выпускника. Защита бакалаврской работы производится на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) с участием не менее двух третей ее состава.
К защите бакалаврской работы обучающийся готовит доклад, иллюстративный (раздаточный) материал, желательно презентацию с использованием мультимедийных средств (проектора), согласовав их содержание с руководителем (консультантом).
На защите выпускной квалификационной работы могут присутствовать все желающие, и они могут принимать участие в постановке и обсуждении проблем по теме. На защиты приглашаются профессорско-преподавательский состав, обучающийся, а также работники предприятий и организаций, в первую очередь те, для кого и на чьих материалах разрабатывалась бакалаврская работа, работодатели, заинтересованные в специалистах данного профиля.
Явка обучающихся на защиту определяется по заранее составленному графику. Перед защитой секретарь ГЭК передает бакалаврскую работу и другие документы ее председателю.
Порядок защиты бакалаврской работы:
1. Председатель ГЭК представляет обучающегося, его руководителя, называет тему выпускной квалификационной работы и дает обучающемуся слово для выступления, продолжительность которого по регламенту не должна превышать 10 минут.
2. Выступление обучающегося (представление своей бакалаврской работы) с использованием всего иллюстративного материала, который он подготовил и представил на защиту.
В своем выступлении обучающийся должен отразить: актуальность темы; теоретические и методологические положения, на которых базируется бакалаврская работа; результаты проведенного анализа; конкретные предложения по решению проблемы. При этом большая часть времени (2\3) выступления затрачивается на результаты анализа и защищаемые рекомендации.
Выступление не должно включать теоретические положения, заимствованные из литературных источников или нормативных документов, ибо они не являются предметом защиты. Особое внимание необходимо сосредоточить на собственных разработках. В процессе выступления необходимо корректно использовать графический материал. Он призван помочь усилить доказательность выводов и предложений обучающегося, облегчить его выступление. Следует помнить: наглядные пособия при защите нужны обучающемуся, а не членам ГЭК.
Структура выступления обучающегося на защите:
̶ Актуальность темы бакалаврской работы – это своего рода обоснование необходимости ее исследования в историческом, теоретическом, практическом плане. Он должно включать наиболее существенное, что определяет ее важность для исследования;
̶ Исследованность проблемы – показать, что она является продолжением или частью исследований, проводимых другими авторами (указать их). Здесь же дается краткий анализ того, что было уже сделано предшествующими исследователями, в чем заключалась неразработанность проблемы и что нового по сравнению с другими обучающийся внес своим исследованием;
̶ Объект и предмет, цель и основные задачи бакалаврской работы, избранный путь их решения;
̶ В логической последовательности по главам показывается, что сделано в ходе исследования и что в результате получено, какие сформулированы рекомендации. Постепенно обосновываются одно за другим положения, выносимые на защиту;
̶ Делается вывод о степени достижения цели, поставленной в выпускной квалификационной работе, о практической значимости результатов работы.
Стиль изложения должен носить характер доказательности, убедительности. Важнейшим правилом является, чтобы обучающийся выступал во множественном числе – «мы» (я и руководитель).
3. Затем звучат вопросы к обучающемуся и его ответы. Вопросы задаются, прежде всего, членами ГЭК. После этого предоставляется возможность задать вопросы и всем остальным присутствующим, так как защита носит открытый характер. Ответы на вопросы должны быть краткими и по существу. Чем короче и предметнее ответ, тем лучше. При этом обучающийся вправе использовать все материалы, которые он подготовил к своей защите (черновик своей выпускной работы, иллюстративный материал, приложения к работе и др.).
4. Затем слово представляется руководителю, а в случае его отсутствия секретарь зачитывает отзыв. В выступлении руководитель излагает краткое содержание своего отзыва, если в отзыве имеются замечания к обучающемуся или к его работе, то ему предоставляется слово для ответа на них.
5. В случае предоставления из организации справки о внедрении результатов диссертационного исследования текст справки также зачитывается председателем.
6. В заключении может быть дискуссия по проблемам защищаемой выпускной работы. Речь идет о выступлениях членов ГЭК, присутствующих на защите гостей.
7. Итог защиты выпускной работы и дискуссии в целом подводит председатель комиссии; он говорит, что защита состоялась и предлагает обучающемуся занять место в аудитории.
На этом защита представленной работы выпускника завершается. Комиссия переходит к рассмотрению очередной квалификационной работы. После завершения защит выпускных работ, спланированных на этот день, Государственная экзаменационная комиссия приступает на своем закрытом заседании к обсуждению результатов защиты работ. Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» (для очной формы обучения по 100 балльной системе). Решение об оценке комиссия принимает с учетом отзыва руководителя. При выставлении баллов по 100-балльной системе учитывается уровень ответа обучающихся на вопросы, заданные членами ГЭК, наличие справки о внедрении результатов ВКР бакалавра в практику работы бухгалтерской службы организации, информация, отраженная в отзыве руководителя работы, качество иллюстративного материала. Решение принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих и заседании. При равном числе голосов голос председателя является решающим.
Государственная экзаменационная комиссия принимает решение о присвоение обучающемуся-выпускнику соответствующей квалификации, также о рекомендации выпускной квалификационной работы к практическому внедрению или публикации, рекомендации обучающегося для поступления в магистратуру или выдаче диплома бакалавра с отличием.
Результаты защиты выпускной квалификационной работы оформляются в установленном порядке протоколом заседания ГЭК.
Затем выпускники, участвующие в защите своих диссертационных работ, и гости приглашаются в аудиторию, а председатель ГЭК оглашает оценки.
Лучшие выпускные квалификационные работы (бакалаврские работы) могут быть рекомендованы ГЭК к практическому внедрению или опубликованию, участию в конкурсах, а их авторы – к поступлению в магистратуру.
Результат защиты бакалаврской работы выпускника вносится в протокол и зачетную книжку и заверяется подписями всех членов ГЭК, присутствующих на заседании. Затем зачетные книжки предаются в деканат факультета, а протоколы заседания комиссии хранятся на кафедре в течение учебного года и сдаются в архив. Выпускные квалификационные работы (бакалаврские работы) после защиты также передаются в архив.
Обучающийся имеет право подать в апелляционную комиссию письменную апелляцию о нарушении, по его мнению, установленной процедуры проведения государственного аттестационного испытания. Апелляция подается лично обучающимся в апелляционную комиссию не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов государственного аттестационного испытания.
Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации в связи с неявкой на государственное аттестационное испытание по уважительной причине (временная нетрудоспособность, исполнение общественных или государственных обязанностей, вызов в суд, транспортные проблемы (отмена рейса, отсутствие билетов), погодные условия или в других случаях, вправе пройти ее в течение 6 месяцев после завершения государственной итоговой аттестации без отчисления из университета. Данное решение оформляется распоряжением деканата по факультету. Обучающийся должен представить в деканат факультета документ, подтверждающий причину его отсутствия.
Лицо, не прошедшее государственную итоговую аттестацию, может повторно пройти государственную итоговую аттестацию не ранее чем через год и не позднее чем через пять лет после срока проведения государственной итоговой аттестации, которая не пройдена обучающимся.
Для повторного прохождения государственной итоговой аттестации указанное лицо по его заявлению восстанавливается в университет на период времени, установленный деканатом факультета, но не менее периода времени, предусмотренного календарным учебным графиком для государственной итоговой аттестации по соответствующей образовательной программе.
Обучающиеся, не прошедшие государственное аттестационное испытание в связи с неявкой на государственное аттестационное испытание по неуважительной причине или в связи с получением оценки «неудовлетворительно», а также обучающиеся, не прошедшие государственное аттестационное испытание в установленный для них срок (в связи с неявкой на государственное аттестационное испытание или получением оценки «неудовлетворительно»), отчисляются из университета с выдачей справки об обучении как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.
Бакалаврская работа после защиты хранится в вузе.
Тексты выпускных квалификационных работ, за исключением текстов выпускных квалификационных работ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, размещаются кафедрой в электронной библиотеке университета. Порядок размещения текстов выпускных квалификационных работ в электронной библиотеке устанавливается положением университета об информационно-образовательной среде.
Итак, важным завершающим этапом процесса подготовки экономистов высшей квалификации является выполнение обучающимися ВКР бакалавра. Согласно Положения о бакалаврской работе подготовка и успешная ее защита имеют своей целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний обучающегося-выпускника, целенаправленное использование материалов производственной практики, дальнейшее совершенствование навыков самостоятельного решения поставленных задач и их логическое обоснование. Выпускная квалификационная работа должна носить творческий, исследовательский характер, выполняться на должном теоретическом уровне, а выдвигаемые выпускником предложения и рекомендации должны быть достаточно весомыми и аргументированными.