По курсу «Хозяйственное право» на 2013 – 2014 учебный год
УТВЕРЖДЕНО
Протокол заседания кафедры общеправовых и гражданско-правовых дисциплин
30.08.2013 №
Вопросы к обязательной контрольной работе
По курсу «Хозяйственное право» на 2013 – 2014 учебный год
1. Назовите понятие и виды субъектов хозяйственной деятельности, назовите условия регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
2. Опишите порядок создания коммерческих организаций. Охарактеризуйте процесс государственной регистрации коммерческих организаций.
3. Назовите основания и опишите порядок прекращения деятельности коммерческих организаций.
реорганизацтя
ликвидация.
Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь 16.01.2009 № 1(в ред. 28.05.2012)
Ликвидация ЮЛ (а следовательно и коммерч. организ.) влечет прекращение его деят-ти без перехода прав и обяз-тей в порядке правопреемства к др. лицам, если иное не предусмотрено законод-ми актами.
Коммерческая организация (далее – КО) может быть ликвидирована (прекращает деятельность ИП) по решению:
·собственника имущества (учредителей, участников) либо органа КО, уполномоч-го уставом (учред-м дог-ром – для КО, действ. только на основании учредит-го дог-ра), в том числе в связи с истеч-м срока, на кот-й создана эта КО, достиж-м цели, ради кот. она создана, признанием хоз-м судом гос-й регистрации дан. КО недействительной;
·хозяйственного суда в случае:
- непринятия реш. о ликвидации в связи с истеч-м срока, на кот. созд. КО, достиж-м цели, ради кот. она создана;
- осуществления деят-ти без надлеж-го спец-го разреш. (лицензии), либо запрещенной законод-ми актами, либо с иными неоднократными или грубыми наруш-ми зак-ых актов, признания судом гос. регистр. КО недейст-й;
- экономич-й несост-ти (банкротства) КО;
- уменьшения стоимости чистых активов ОАО, ЗАО, иных КО, для кот. соотв-м закон-м устан-ны мин-е размеры уставных фондов, по результатам 2-го и каждого последующего финансового года ниже мин-го размера уставн. фонда, опред-го закон-м;
- в иных случаях, предусм-х законод-ми актами;
·регистрирующего органа в случае:
- неосущ-ния предпр-й деят-ти в теч. 12 мес-в подряд и ненаправления коммерч. организацией налоговому органу сообщения о причинах неосущ-я такой деят-ти;
- внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерч. организации в связи с признанием задолж-ти безнадежным долгом и ее списанием.
Порядок ликвидации КО
Собств-к имущ-ва (учредители, участники) КО или орган, принявшие реш. о ликвид. КО, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осущ-му регистрацию ЮЛ, кот. вносит в ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том, что КО нах-ся в процессе ликвид.
Собств-к имущ-ва (учредители, участники) либо орган КО, уполномоч-й уставом (учредительным дог-ром – для КО, действующей только на основании учредит. дог-ра), принявший реш. о ликвид. КО, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) (далее ЛК (Л)), распределяет обяз-ти между председателем и членами ЛК (в случ. назнач. ЛК) и устанавливает порядок и сроки ликвид..
Со дня назначения ЛК (Л) к ней переходят полномочия по управлению делами КО. ЛК (Л) от имени ликвид-й КО выступ-т в суде.
При ликвид. КО по реш. собств-ка им.ва либо органа этой КО, уполномоч-го на то уставом (учредит-м дог-ром), в регистрирующий орган путем личного обращения председателя ЛК (Л) представляются:
1. Заявление о ликвидации с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвид., составе ЛК, ее председ-ле или назначении ликвидатора.
2. Решение о ликвид.
ЛК публикует сведения о ликвид. КО, порядке и сроке заявления требований его кредиторами в приложении к журналу «Юстиция Беларуси» в порядке, установленном Сов.Мин-ов РБ. Этот срок не может быть менее 2х мес. с момента публикации о ликвид.
ЛК (Л) представляет в регистрирующий орган:
·печати организации либо заявление собств-ка им-ва об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;
·ликвидационный баланс, подпис-й членами ЛК (Л) и утвержд-й собств-м им-ва либо органом КО, уполномоч-м на то уставом (или учред. д-ром);
·оригинал свидетельства о гос. регистр. КО или заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате.
ЛК принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письм. уведомляет кредиторов о ликвид. КО.
Осущ-ние операций по счетам КО, соверш-е сделок, не связ-х с ликвид-й, не допускаются.
При ликвид. КО требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
1) треб-я граждан, перед кот. ликвид-я КО несет отв-ть за причин-е вреда жизни или здор. путем капитализации соотв-х повременных платежей;
2) расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским дог-рам, оплате труда лиц, работающих по труд-м и (или) гражд-правовым дог-м;
3) задолженность по платежам в бюджет и госуд-е целевые внебюджетные фонды;
4) треб-я кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом им-ва ликвид-й КО;
5) расчеты с др. кредиторами в соотв. с закон-м.
Очередность удовлетв-я треб-й кредиторов при ликвид. банков, небанковских кредитно-финансовых организаций и страховых организаций определяется с учетом особ-тей, предусм-х закон-вом.
Треб-я каждой след-й очереди удовл-ся после полного удовлетв. треб-й предыдущей очереди.
При недостаточности им-ва ликвидир-й КО это им-во распред-ся м/у кредиторами соотв-й очереди пропорционально суммам треб-й, подлеж-х удовлетв-ю, если иное не устан. законод. актами.
Треб-я кредиторов, не удовлетвор-е из-за недостаточности им-ва ликвидир-й КО, считаются погашенными, за искл-м случая, если после ликвид. КО будет доказано, что в целях избеж-я отв-ти перед своими кредиторами передало др-му лицу или иным образом намеренно скрыло хотя бы часть своего имущества. Погаш-ми счит-ся также треб-я кредиторов, не признанные ЛК, если кредитор не обращался с иском в суд, а также треб-я, в удовлетв. кот. реш-м суда кредитору отказано.
После окончания срока для предъявления треб-й кредиторами ЛК составляет промежуточный ликвидационный баланс, кот. содержит сведения о составе им-ва ликвидир-й КО, перечне предъявленных кредиторами треб-й, а также о результатах их рассм-я.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собств-м им-ва КО или органом, принявшими реш. о ликвид. КО.
Если имеющиеся у ликвидир-й КО денежные средства недостаточны для удовлетв-я треб-й кредиторов, ЛК осущ-т продажу им-ва КО с публичных торгов в порядке, устан-м для исполн-я суд-х реш-й.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидир-й КО производится ЛК-ей в порядке очередности, устан-й ГК, в соотв. с промежуточным ликвидац-м балансом начиная со дня его утверждения, за исключ-м кредиторов 5й очереди, выплаты кот-м производятся по истечении месяца со дня утверждения промеж-го ликвидац. баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ЛК составляет ликвидационный баланс, кот. утверждается собств-м им-ва КО или органом, принявшим реш. о ликвид. КО.
Оставшееся после удовлетв-я треб-й кредиторов им-во КО передается собств-ку его им-ва, имеющему (имеющим) вещные права на это им-во или обязательственные права в отношении этой КО, если иное не предусм. Законод. актами или учредит-ми документами КО.
Реорганизация
Реорганизация ЮЛ(слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению собственника его имущества(учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, - по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда.
Если собственник имущества (учредители, участники) ЮЛ, уполномоченный ими орган ЮЛ или орган ЮЛ, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию ЮЛ в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего ЮЛ-ом и поручает ему осуществить реорганизацию этого ЮЛ. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами ЮЛ. Внешний управляющий выступает от имени ЮЛ в суде, составляет разделительный баланс или передаточный акт и передает их на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации ЮЛ. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих ЮЛ.
В случаях, установленных законодательными актами, реорганизация может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
ЮЛ считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших ЮЛ.
При реорганизации в форме присоединения, присоединяемое считается реорганизованным с момента внесения в ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Изменение состава
В случае смерти участника полного товарищества либо объявления его умершим его наследник вправе (но не обязан) вступить в ПТ с согласия других участников.
Расчеты с наследником, не вступившим в полное товарищество, производятся в соответствии с пунктом 2 статьи 64 настоящего Кодекса.
В случае ликвидации юридического лица - участника полного товарищества, признания участника безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченно дееспособным его доля в полном товариществе выделяется в соответствии с ГК.
Уставный фонд
К моменту государственной регистрации производственного кооператива член кооператива обязан внести не менее 10% паевого взноса, а остальную часть в течение года с момента государственной регистрации, если менее продолжительный срок не установлен уставом. Гражданский кодекс содержит нормы, предусматривающие возможность создания единогласного решения членов кооператива, если иное не предусмотрено уставом, неделимых фондов, используемых на цели, определенные уставом производственного кооператива. Правовая природа этих фондов, к сожалению, в нормах ГК четко не определена. Если учесть, что в соответствии нормой п.1 ст. 109 ГК имущество кооператива делится на паи, использование термина «неделимые фонды» позволяет сделать вывод о том, что им обозначается такая часть имущества кооператива, которая не может быть разделена на паи. Такое предположение подтверждается нормой п.5 ст.111 ГК, согласно которой взыскание по долгам члена кооператива состоит из двух частей:
1) паи всех членов кооператива;
2) неделимые фонды, если они образованы.
В силу отсутствия специального указания в нормах ГК логично предположить, что образовываться они будут за счет прибыли кооператива. Следовательно, если общим собранием кооператива принято решение об образовании неделимых фондов (что должно быть отражено в уставе), не вся полученная прибыль будет распределена между его членами. Более того, если член кооператива выходит из организации, передает свой пай или его часть другому лицу, исключен из кооператива, он не имеет возможность получить часть имущества кооператива, которая составляет неделимые фонды. Аналогичная ситуация складывается при приходе пая к наследникам умершего члена кооператива, а также при обращении взыскания на пай члена кооператива. Часть имущества, составляющая неделимые фонды, может перейти в собственность членов кооператива только в случаях ликвидации производственного кооператива и преобразования в хозяйственное товарищество или общество. В хозяйственных товариществах и обществах неделимые фонды не создаются, следовательно, при преобразовании производственного кооператива в хозяйственное общество или товарищество все имущество, в том числе и неделимые фонды, подлежит распределению на доли членов кооператива, которые (доли) образуют вклад участника в уставный фонд создаваемого в результате преобразования общества или товарищества. На наш взгляд, этот же подход должен применяться и припреобразовании производственного кооператива в унитарное предприятие.
Необходимо отметить, что нормы Примерного устава колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. №49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов», позволяют часть «вновь создаваемых за счет собственных средств основных фондов зачислять в специальный фонд – долевой фонд членов колхоза, распределять средства этого фонда в денежном выражении между членами колхоза и зачислять из на лицевые счета». Все остальное имущество, кроме паевых взносов и имущественных вкладов, не подлежит распределению между членами колхоза и используется только по целевому назначению по решению общего собрания членов колхоза (подп.23.4, п.25 Примерного устава).
Управление кооперативом
Система управления производственным кооперативом аналогична системе АО с той лишь разницей, что образование наблюдательного совета не обязательна, но в случае создания в него, как и в исполнительные органы, могут входить только члены кооператива. Перечень вопросов, составляющих исключительную компетенцию общего производственного кооператива, определен в положениях п.3 ст.110 ГК. Член производственного кооператива имеет право передать свой пай либо его часть другому члену кооператива, если иное не предусмотрено в положениях нормативных правовых актов или уставом. Поскольку передача пая третьим лицам означает их прием в члены кооператива, она возможна только по решению общего собрания производственного кооператива. Норма п.2 ст.111 ГК предусматривает возможность исключения из членов кооператива как меру ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей члена кооператива. Другие основания для исключения могут быть предусмотренных в положениях нормативных правовых актах о производственных кооперативах или уставом кооператива.
Субсидиарная ответственность членов производственного кооператива по обязательствам кооператива определяется в порядке, предусмотренном уставом кооператива. Указанная ответственность рассчитывается в равных долях, если иное не предусмотрено уставом кооператива. Пределы такой ответственности должны быть установлены в уставе, но они не могут быть меньше величины полученного годового дохода в производственном кооперативе. Производственный кооператив может быть преобразован в хозяйственное товарищество или общество. При этом следует иметь в виду, что при преобразовании в хозяйственное товарищество все или часть членов кооператива должны зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.
Как отмечалось выше, количество членов кооператива не должно быть менее трех. В этой связи норма п.2 ст.112 ГК устанавливает, что производственный кооператив может преобразовываться в унитарное предприятие в случаях, когда в составе кооператива остался один член.
8. Дайте понятие и опишите структуру имущества субъектов хозяйственной деятельности.
9. Дайте понятие права хозяйственного ведения и назовите его субъектов.
10. Дайте понятие права оперативного управления и назовите его субъектов.
11. Раскройте понятие экономической несостоятельности (банкротства). Охарактеризуйте законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве). Назовите субъектов правоотношений связанных с банкротством, и опишите их роль в данном правоотношении.
12. Опишите процедуру возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Охарактеризуйте процедуру досудебного оздоровления. Назовите основания для подачи заявления кредитора (должника) об экономической несостоятельности (банкротстве).
13. Дайте понятие и выделите признаки преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства) и ложной экономической несостоятельности (банкротства). Назовите признаки сокрытия экономической несостоятельности (банкротства).
14. Охарактеризуйте процедуру конкурсного производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
15. Охарактеризуйте процедуру санации в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
УТВЕРЖДЕНО
Протокол заседания кафедры общеправовых и гражданско-правовых дисциплин
30.08.2013 №
Вопросы к обязательной контрольной работе
по курсу «Хозяйственное право» на 2013 – 2014 учебный год
1. Назовите понятие и виды субъектов хозяйственной деятельности, назовите условия регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
2. Опишите порядок создания коммерческих организаций. Охарактеризуйте процесс государственной регистрации коммерческих организаций.
3. Назовите основания и опишите порядок прекращения деятельности коммерческих организаций.
реорганизацтя
ликвидация.
Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь 16.01.2009 № 1(в ред. 28.05.2012)
Ликвидация ЮЛ (а следовательно и коммерч. организ.) влечет прекращение его деят-ти без перехода прав и обяз-тей в порядке правопреемства к др. лицам, если иное не предусмотрено законод-ми актами.
Коммерческая организация (далее – КО) может быть ликвидирована (прекращает деятельность ИП) по решению:
·собственника имущества (учредителей, участников) либо органа КО, уполномоч-го уставом (учред-м дог-ром – для КО, действ. только на основании учредит-го дог-ра), в том числе в связи с истеч-м срока, на кот-й создана эта КО, достиж-м цели, ради кот. она создана, признанием хоз-м судом гос-й регистрации дан. КО недействительной;
·хозяйственного суда в случае:
- непринятия реш. о ликвидации в связи с истеч-м срока, на кот. созд. КО, достиж-м цели, ради кот. она создана;
- осуществления деят-ти без надлеж-го спец-го разреш. (лицензии), либо запрещенной законод-ми актами, либо с иными неоднократными или грубыми наруш-ми зак-ых актов, признания судом гос. регистр. КО недейст-й;
- экономич-й несост-ти (банкротства) КО;
- уменьшения стоимости чистых активов ОАО, ЗАО, иных КО, для кот. соотв-м закон-м устан-ны мин-е размеры уставных фондов, по результатам 2-го и каждого последующего финансового года ниже мин-го размера уставн. фонда, опред-го закон-м;
- в иных случаях, предусм-х законод-ми актами;
·регистрирующего органа в случае:
- неосущ-ния предпр-й деят-ти в теч. 12 мес-в подряд и ненаправления коммерч. организацией налоговому органу сообщения о причинах неосущ-я такой деят-ти;
- внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерч. организации в связи с признанием задолж-ти безнадежным долгом и ее списанием.
Порядок ликвидации КО
Собств-к имущ-ва (учредители, участники) КО или орган, принявшие реш. о ликвид. КО, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осущ-му регистрацию ЮЛ, кот. вносит в ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том, что КО нах-ся в процессе ликвид.
Собств-к имущ-ва (учредители, участники) либо орган КО, уполномоч-й уставом (учредительным дог-ром – для КО, действующей только на основании учредит. дог-ра), принявший реш. о ликвид. КО, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) (далее ЛК (Л)), распределяет обяз-ти между председателем и членами ЛК (в случ. назнач. ЛК) и устанавливает порядок и сроки ликвид..
Со дня назначения ЛК (Л) к ней переходят полномочия по управлению делами КО. ЛК (Л) от имени ликвид-й КО выступ-т в суде.
При ликвид. КО по реш. собств-ка им.ва либо органа этой КО, уполномоч-го на то уставом (учредит-м дог-ром), в регистрирующий орган путем личного обращения председателя ЛК (Л) представляются:
1. Заявление о ликвидации с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвид., составе ЛК, ее председ-ле или назначении ликвидатора.
2. Решение о ликвид.
ЛК публикует сведения о ликвид. КО, порядке и сроке заявления требований его кредиторами в приложении к журналу «Юстиция Беларуси» в порядке, установленном Сов.Мин-ов РБ. Этот срок не может быть менее 2х мес. с момента публикации о ликвид.
ЛК (Л) представляет в регистрирующий орган:
·печати организации либо заявление собств-ка им-ва об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;
·ликвидационный баланс, подпис-й членами ЛК (Л) и утвержд-й собств-м им-ва либо органом КО, уполномоч-м на то уставом (или учред. д-ром);
·оригинал свидетельства о гос. регистр. КО или заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате.
ЛК принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письм. уведомляет кредиторов о ликвид. КО.
Осущ-ние операций по счетам КО, соверш-е сделок, не связ-х с ликвид-й, не допускаются.
При ликвид. КО требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
1) треб-я граждан, перед кот. ликвид-я КО несет отв-ть за причин-е вреда жизни или здор. путем капитализации соотв-х повременных платежей;
2) расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским дог-рам, оплате труда лиц, работающих по труд-м и (или) гражд-правовым дог-м;
3) задолженность по платежам в бюджет и госуд-е целевые внебюджетные фонды;
4) треб-я кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом им-ва ликвид-й КО;
5) расчеты с др. кредиторами в соотв. с закон-м.
Очередность удовлетв-я треб-й кредиторов при ликвид. банков, небанковских кредитно-финансовых организаций и страховых организаций определяется с учетом особ-тей, предусм-х закон-вом.
Треб-я каждой след-й очереди удовл-ся после полного удовлетв. треб-й предыдущей очереди.
При недостаточности им-ва ликвидир-й КО это им-во распред-ся м/у кредиторами соотв-й очереди пропорционально суммам треб-й, подлеж-х удовлетв-ю, если иное не устан. законод. актами.
Треб-я кредиторов, не удовлетвор-е из-за недостаточности им-ва ликвидир-й КО, считаются погашенными, за искл-м случая, если после ликвид. КО будет доказано, что в целях избеж-я отв-ти перед своими кредиторами передало др-му лицу или иным образом намеренно скрыло хотя бы часть своего имущества. Погаш-ми счит-ся также треб-я кредиторов, не признанные ЛК, если кредитор не обращался с иском в суд, а также треб-я, в удовлетв. кот. реш-м суда кредитору отказано.
После окончания срока для предъявления треб-й кредиторами ЛК составляет промежуточный ликвидационный баланс, кот. содержит сведения о составе им-ва ликвидир-й КО, перечне предъявленных кредиторами треб-й, а также о результатах их рассм-я.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собств-м им-ва КО или органом, принявшими реш. о ликвид. КО.
Если имеющиеся у ликвидир-й КО денежные средства недостаточны для удовлетв-я треб-й кредиторов, ЛК осущ-т продажу им-ва КО с публичных торгов в порядке, устан-м для исполн-я суд-х реш-й.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидир-й КО производится ЛК-ей в порядке очередности, устан-й ГК, в соотв. с промежуточным ликвидац-м балансом начиная со дня его утверждения, за исключ-м кредиторов 5й очереди, выплаты кот-м производятся по истечении месяца со дня утверждения промеж-го ликвидац. баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ЛК составляет ликвидационный баланс, кот. утверждается собств-м им-ва КО или органом, принявшим реш. о ликвид. КО.
Оставшееся после удовлетв-я треб-й кредиторов им-во КО передается собств-ку его им-ва, имеющему (имеющим) вещные права на это им-во или обязательственные права в отношении этой КО, если иное не предусм. Законод. актами или учредит-ми документами КО.