Исследование конъюктуры рынка.
Изучение конъюнктуры рынка - это систематический и объективный сбор и анализ данных о вашем сегменте рынка, конкурентах и/или в целом о предпринимательском климате, осуществляемый с целью добиться его более глубокого понимания. В процессе изучения конъюнктуры рынка вам могут понадобиться самые разнообразные данные и факты, часто между собой не связанные, а также другая полезная информация, которой вы будете руководствоваться при принятии решений. Изучение конъюнктуры рынка не делается раз и навсегда, а осуществляется постоянно.
Изучение конъюнктуры рынка определяет ваши отношения с покупателями (настоящими и будущими).
После того, как вы проведете исследование конъюнктуры рынка, вы сможете разработать более эффективные и точные маркетинговые кампании, нацеленные непосредственно на тех потребителей, которых вы пытаетесь заполучить, и осуществляемые в привлекательной для них форме. Так, в некоторых магазинах розничной торговли покупателей во время совершения покупок просят сообщить их почтовый индекс. Эти сведения, сообщающие точный адрес покупателя, помогают менеджерам магазинов планировать прямую почтовую рассылку.
Изучение конъюнктуры рынка помогает узнать возможности товарного рынка.
Так, если вы решили открыть магазин розничной торговли в одном из районов, и вдруг обнаружилось, что там до сих пор нет подобного заведения, следовательно, вам представилась хорошая возможность. Ваши шансы на успех увеличиваются, если в этом месте высокая плотность населения, которое, вдобавок, полностью соответствует характеристикам вашего рыночного сегмента. То же самое касается услуг, которые вы намерены оказывать населению конкретного района, и даже электронной коммерции в Интернете.
Изучение конъюнктуры рынка минимизирует риск в вашей коммерческой деятельности.
Порой, проведя изучение конъюнктуры рынка, вместо новых возможностей вы вдруг обнаруживаете, что вам не следует действовать в соответствии с ранее намеченным планом. Так, в результате может оказаться, что местный рынок перенасыщен теми услугами, какие вы намеревались предложить. В итоге проведенное исследование может побудить вас видоизменить ваш товар или услугу, либо открыть свое дело в другом месте.
Изучение конъюнктуры рынка помогает выявлять будущие проблемы.
Предположим, сегодня ваш розничный магазин, расположенный вдоль оживленной магистрали, проходящей через весь город, преуспевает. Однако, изучив конъюнктуру рынка, вы узнаете, что через два года, городские власти с целью уменьшения транспортного потока в центре города планируют ввести в действие окружную дорогу или альтернативную магистраль. Итак, вы обнаружили потенциальную проблему!
Изучение конъюнктуры рынка предоставляет исходные данные для сравнения и анализа.
Чтобы иметь возможность сравнивать свои показатели, важно знать, в каком состоянии пребывало ваше коммерческое предприятие в каждый промежуток времени. Беспрерывное изучение конъюнктуры рынка позволяет вам выполнять такие сопоставления на основе исходных данных, а также составлять график роста вашего предприятия на различных временных отрезках (например, за период между ежегодно проводимыми опросами).
Скажем, пытаясь определить исходные демографические данные вашего рыночного сегмента, вы узнаете, что 65% ваших клиентов - женщины в возрасте от 35 до 50 лет. Год спустя вы вновь проводите опрос покупателей и обнаруживаете, что доля женщин выросла до 75%. Так вы выявляете демографичекие тенденции в составе своих покупателей.
Изучение конъюнктуры рынка помогает оценить достигнутые результаты.
Информация, собранная в результате изучения конъюнктуры рынка, помогает определить, добиваетесь ли вы поставленных целей. Если, как было показано в вышеприведенном примере, ваш рыночный сегмент - это женщины в возрасте от 35 до 50 лет, значит, вы приближаетесь к поставленной цели. (Если же ваш рыночный сегмент - совсем другая категория лиц, тогда полученная информация говорит об обратном: вам необходимо менять стратегию маркетинга!)
Планирование ассортимента.
К задачам систематического планирования ассортимента относят:
1.Удовлетворение запросов потребителей - один из основных принципов маркетинга, который соответствует задаче глубокой сегментации и дифференциации рынка и обеспечивает тесную связь с потребителями;[
2.Оптимальное использование технологических знаний и опыта предприятия;
3.Оптимизация финансовых результатов предприятия - формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и величине прибыли, что чаще встречается в практике работы предприятий, однако может быть оправдано при тяжелом финансовом положении, отсутствии альтернатив и др.;
4.Завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения существующей производственной программы. Этот подход достаточно консервативен, так как рассчитан на краткосрочные результаты и предполагает удлинение жизненного цикла устаревающих изделий за счет нахождения новых рынков сбыта;
5.Соблюдение принципов гибкости за счет диверсификации сфер деятельности предприятия отрасли и включения в них нетрадиционных отраслей;
6.Соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей производства и услуг предприятия, связанных между собой определенной технологией, единой квалификацией кадров и другой логической зависимостью.[14]
Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.[15]
Ассортиментная концепция выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития производственного ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся: разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей); уровень и частота обновления ассортимента; уровень и соотношения цен на товары данного вида и др. Цель ассортиментных концепций — сориентировать предприятие на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей.[16]
Подкрепленная мерами организационного и иного характера по обеспечению выпуска продукции в предусмотренных структуре и наборе ассортиментная концепция может рассматриваться как своего рода программа по управлению развитием производства и реализацией соответствующих товаров. Целевая ее часть включает требования к оптимальной структуре ассортимента, а программная — систему мер по ее достижению за определенный период. Этой программе придает комплексный характер включение в нее вопросов, связанных с оптимизацией ассортимента. В качестве критериев оптимальности выступают требования потребителей к ассортименту и качеству товаров, ресурсные возможности, социальные установки.[17]
Непосредственно процесс планирования ассортимента предприятия включает в себя три основных этапа. На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров, то есть определяется ассортиментный профиль организации и ее сети продаж. Эта работа проводится с учётом действующих принципов размещения розничной торговой сети и на основании маркетинговых исследований в области целевого рынка. С учётом этого определяется место и роль предприятия в общей системе торгового обслуживания данной отрасли.
Второй этап предусматривает установление количественного соотношения отдельных групп товаров, то есть рассчитывается структура группового ассортимента.
На третьем этапе определяется внутригрупповой ассортимент, то есть осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров каждой группы по различным признакам. При этом на каждом предприятии должно быть обеспеченно соответствие предлагаемого ассортимента товаров спросу покупателей.[18] Учитывают также влияние различных факторов на построение ассортимента, основными из которых являются:
1)тип и размер предприятия;
2)техническая оснащенность предприятия;
3)условия товарного снабжения;
4)численность обслуживаемого предприятием населения;
5)место расположения предприятия по отношению к другим предприятиям;
6)транспортные связи между населенными пунктами и другие специфические факторы, которые оказывают влияние на процесс формирования ассортимента товаров в каждой конкретной фирме.[19]
Перечисленные факторы прямо или косвенно влияют на спрос, а, следовательно, и на результаты деятельности организации.
При формировании ассортимента товаров на предприятиях следует помнить и о других факторах: социально-экономических (социальный состав обслуживаемого населения и характер его трудовой деятельности, социальное обеспечение и уровень доходов населения, уровень цен на товары и др.), демографических, национально-бытовых и природно-климатических факторах.[20]
Работа по формированию ассортимента товаров на предприятиях должна вестись непрерывно с соблюдением следующих основных принципов:
- учета особенностей спроса населения, возможностей его наиболее полного удовлетворения;
- включение в ассортимент новых заказов, спрос на которые еще не сложился;
- обеспечение выполнения установленных экономических показателей работы предприятий.
37.Содержание плана производства предприятия.
План производстваопределяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений фирми организаций, основной профиль плановой, организационной и управленческой деятельности предприятия,а также главные цели и задачи текущего планирования, организации и управления производством и т. п.
Планирование производства– процесс разработки и выполнения основных показателей годового плана.В годовом плане производства каждого предприятия содержится взаимосвязанная система следующих плановых показателей:
1) основная цель производственной деятельности фирмы и ее отдельных подразделений на плановыйпериод;
2) объемы и сроки производства продукции, работ и услуг с указанием конкретных количественныхи качественных показателей по всей номенклатуре товаров;
3) расчет производственной мощности предприятия, цехов и участков, подтверждающийее сбалансированность с годовыми объемами производства, равновесие спроса и предложения;
4) определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы предприятияи его подразделений, расчет баланса полуфабрикатов и комплектующих;
5) распределение планируемых работ по основным цехам – исполнителям рыночных заказов, а также срокам изготовления и поставки продукции на рынок;
6) выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки технологического оборудования и производственных площадей;
7) обоснование методов и форм организации производства запланированных товаров и контролявыполнения планов производства.
План производства является для каждого предприятия базой комплексного социально-экономического планирования всей внутрифирменной деятельности. На его основе разрабатываются все остальные планы.
Количество разделов и частей плана, их название и перечень применяемых показателей могут различатьсяв зависимости от формы собственности, концентрации производства, размера предприятия, других факторов.
38.Методика планирования производственной программы предприятия.
Производственная программа не только устанавливает объем выпуска конечной продукции, но и является основой для расчета планов производства структурных подразделений предприятия. При расчете планов производства структурных подразделений (цехов, корпусов, производств, участков, поточных линий) помимо объемов товарной продукции, необходимой для обеспечения плана продаж, учитывается также необходимость изменения межцеховых и внутрицеховых заделов незавершенной производственным процессом продукции.
Производственная программа предприятия рассчитывается на год с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных — по месяцам. В планах структурных подразделений задания производственной программы могут распределяться по более коротким периодам.
.Типовой алгоритм формирования программы включает: 1. Анализ выполнения плана производства.
Основные задачи: проверка выполнения плана; изучение причин влияющих на выполнение плановых показателей; выявление резервов повышения эффективности производства; разработка мероприятий по использованию резервов
2 Анализ портфеля заказов. На основе анализа сформированного службой маркетинга «портфеля» заказов составляется заключение о возможности его реализации в планируемом периоде, которое впоследствии учитывается при составлении производственной программы. 3. Расчет производственной мощности.
Входная мощностьопределяется по наличному оборудованию, установленному на начало планового периода. Выходная мощность— это мощность на конец планового периода; рассчитываемая на основе входной мощности, выбытия и ввода мощности в течение планового периода. Планирование выпуска продукции осуществляется исходя из среднегодовой мощности(Мс), рассчитываемой по формуле
Мс = Мн + Му(Ч1/12) + Мр(Ч2/12) + Мун(Ч3/12) – Мв(12 – Ч4)/12, где Мн — производственная мощность на начало планируемого периода (года); Му — увеличение мощности за счет организационных и других мероприятий, не требующих капитальных вложений; Ч1, Ч2, Ч3, Ч4 — соответственно число месяцев работы мощности; Мр — прирост мощности за счет технического перевооружения, расширения и реконструкции предприятия; Мун — увеличение (+), уменьшение (-) мощности в связи с изменением номенклатуры и ассортимента продукции, поступлением промышленно-производственных фондов от других предприятий и передачи их другим организациям, включая лизинг; Мв — уменьшение мощности за счет ее выбытия вследствие ветхости.
4. Планирование выпуска продукции.Алгоритм расчета плана производства продукции может быть сведен к следующим процедурам.1. Анализируется портфель заказов. Выбираются представители продукции, занимающие наибольший удельный вес в портфеле заказов. Для этого ассортимент продукции классифицируется по типоразмерам и в каждом параметрическом ряду выбирается модель, имеющая наибольший объем продаж (изделие-представитель).
2.Производится перерасчет ассортимента портфеля заказовна один вид продукции, принятый в качестве представителя. Коэффициент пересчета определяется путем деления трудоемкости каждого типоразмера продукции на трудоемкость выбранного представителя. Далее количество изделий, предусмотренное планом продаж, умножается на коэффициент пересчета. Результаты суммируются и полученная сумма представляет собой проект производственной программы предприятия, сформированный на
основе портфеля заказов и рассчитанный по тому изделию, которое принято в расчете производственной мощности.
3.^ Анализируется использование среднегодовой производственной мощности в отчетном периоде.
Коэффициент использования среднегодовой производственной мощности определяется отношением фактического или планового годового выпуска продукции соответственно к фактической или плановой среднегодовой мощности данного года, включая мощность, занимаемую в период подготовки производства новой техники.
Нулевое значение прибыли достигается при двух объемах производства, в которых совокупные издержки и совокупный доход от реализации продукции равны. Эти объемы производства называются критическими. Любой объем выпуска продукции, находящийся между ними, позволяет предприятию получать прибыль от реализации продукции, а находящийся за их пределами — приносит убытки. В практике планирования эти объемы производства получили название «точек безубыточности».
В процессе обоснования производственной программы необходимо проверить, находится ли планируемый объем производства в пределах точек безубыточности. Для этого делается укрупненный расчет постоянных и переменных издержек, совокупного дохода от реализации продукции и прибыли для различных объемов производства, и по ним рассчитываются критические объемы, с которыми сравнивается планируемый объем производства.
Дисконтирование
Необходимость дисконтирования обусловлена тем, что при расчете бизнес-проекта получают разновременные доходы и расходы. Для привидения их в сопоставимый вид и используется техника дисконтирования.
· предупреждения нанимателя, а также работники, уволенные за прогул. Они исключаются из списочного состава работников с первого дня невыхода на работу.
В течение года списочный состав постоянно изменяется. Поэтому при планировании показатели численности определяются по среднесписочной численности. При определении среднесписочной численности в расчет принимается сумма списочной численности персонала за все календарные дни. Аналогично рассчитывается среднесписочная численность за полугодие и год.
Для приведения явочной численности (Чя) к среднесписочной (Чсс) в плановых расчетах используется специальный коэффициент (Ксс), который характеризует соотношение явочной и среднесписочной численности в отчетном периоде или отношение номинального фонда рабочего времени к полезному в плановом периоде:
Чсс = Чя * Ксс, (8.4)
Выделяют следующие методы планирования численности: метод корректировки базовой численности; на основе трудоемкости производственной программы; на основе производительности труда.
Планирование производственной мощности предприятия.
Производственная мощность определяет уровень производства продукции, товаров и услуг и верхний предел продаж продукции. В конечном итоге производственная мощность означает способность предприятия производить свою продукцию в течение заданного периода рабочего времени. Верхний ее предел обусловлен наличием производственных площадей, технологического оборудования, трудовых ресурсов, материала и капитала. Производственная мощность может быть выражена в единицах продукции, массы товаров, линейных величинах, рублях, человеко-часах и других показателях. Различают ПМ : 1.Теоретическая представляет собой объем хозяйственных операций, который может быть достигнут в идеальных условиях работы с минимально возможными отрицательными результатами. 2.Практическая наивысший уровень производства, который достигается при сохранении приемлемой степени эффективности с учетом допустимых или неизбежных потерь рабочего времени, связанных с ремонтом оборудования и режимом работы предприятия. 3.Нормальная характеризует средний уровень хозяйственной деятельности, достаточный для удовлетворения спроса на производимые предприятием товары и услуги в течение ряда лет с учетом сезонных и циклических колебаний спроса. 4.Плановая соответ-ет год. нормальной производственной мощности предприятия.
Производственная мощность устанавливается на начало планового периода (входная) и конец этого срока (выходная). Входная мощность определяется с учетом имеющихся на начало года производственных фондов, рабочей силы и других ресурсов, а выходная — на конец года с последующей корректировкой при соответствующем изменении техники и технологии. В плановых расчетах применяется показатель среднегодовой мощности, по формуле:
Мср = Мвх + М вв * Тн – Мвыб * ( 12 – Тн ) ,
12 12
В общем виде годовая величина производственной мощности предприятия или его подразделения определяется отношением соответствующего фонда времени работы оборудования к трудоемкости единицы продукции по формуле
Мп = Фэф/ Тшт
На основе расчета производственной мощности отдельных единиц и групп оборудования, участков и цехов предприятия выявляются так называемые «узкие» и «широкие» места и планируются мероприятия по выравниванию мощности, в том числе за счет ввода нового оборудования. Завершается процесс планирования производственной мощности определением коэффициента ее использования, представляющего собой отношение годового объема выпуска продукции к среднегодовому значению мощности:
Км = Nr / Мср.
41. Содержание плана материально-технического обеспечения.
В организации обеспечения предприятия материальными ресурсами ведущая роль принадлежит плану материально–технического снабжения, определяющему потребность в ресурсах на плановый период и источники ее покрытия.
Целью разработки плана МТО является оптимизация потребности предприятия в материально-технических ресурсах и ее удовлетворения.
Задачами плана МТО являются: своевременное и полное удовлетворение потребности предприятия в материально-технических ресурсах; обеспечение высокого качества поставляемых ресурсов; минимизация затрат на приобретение, доставку и хранение товароматериальных ценностей; определение оптимальных сроков поставки и размеров партий приобретаемых материальных ресурсов; определение оптимального уровня запасов материально-технических ресурсов; разработка политики экономии материальных ресурсов, максимального вовлечения в хозяйственный оборот вторичного сырья, опережающего развития производства экономичных и ресурсосберегающих видов продукциии технологий.
Планирование материально–технического снабжения включает анализ снабжения в предплановом году, выявление недостатков и путей их устранения, формирование плана снабжения на предстоящий год, организацию и контроль за его выполнением, анализ выполнения плана. Годовой план состоит из двух взаимосвязанных, сбалансированных частей: потребности во всех видах материальных ресурсов и источники покрытия потребности.
Работа по обеспечению производства материальными ресурсами не завершается разработкой годового плана. Необходимо обеспечить выполнение плана и, кроме того, обеспечивать потребности предприятия в условиях отклонений отплана производства и реализации продукции из–за нарушений поставщиками сроков поставки материалов и т.д.
Поэтому на предприятиях, кроме годовых планов материально–технического снабжения, разрабатываются квартальные планы, в которых детализируются показатели годового плана и учитываются изменения, происшедшие в течение года.
Каждое предприятие является одновременно и потребителем, и поставщиком. На основе договоров с поставщиками предприятие составляет план материально–технического обеспечения своего производства, а на основе договоров с заказчиками — план сбыта продукции, поставки ее потребителям (заказчикам) – другим предприятиям, организациям материально–технического снабжения или оптовой торговли.
Исходной информацией для разработки плана МТО являются данные плана производства и сбыта продукции, объемы на ремонтно–эксплуатационные нужды, объемы по изготовлению технологической оснастки и инструмента, объемы работ по плану развития науки и техники, нормативы расхода материальных ресурсов.
Разработка плана МТО предприятия осуществляется в два этапа. На первом из них составляется проект плана в форме заявок, содержащих расчеты потребности в отдельных видах материальных ресурсов. На втором этапе проект плана МТО корректируется на основе уточненной производственной программы, уточненных заданий по внедрению новой техники и проведению экспериментальных работ, скорректированных норм расхода материалов и производственных запасов, фактических остатков материалов на складе.
Разрабатываются планы МТО отделами снабжения предприятий. В этой работе также участвуют плановый, производственный отделы, отделы главного механика и главного энергетика и др.
Планирование потребности в оборудовании.
Расчет потребности в оборудовании (машинах), кабельных и других видах продукции машиностроения осуществляется по следующим направлениям:· для замены физически износившегося и морально устаревшего оборудования;· для увеличения производственной мощности в связи с увеличением производственной программы;
· для научно-исследовательских работ по механизации производственных процессов, внедрению новой техники и передовой технологии;· на ремонтно-эксплуатационные нужды.
Потребность в оборудовании для замены физически изношенного и морально устаревшего оборудования на действующих предприятиях определяется с учетом необходимости планомерного обновления действующего парка машин (на основании актов об их техническом состоянии) с целью значительного увеличения выпуска продукции на этих предприятиях, повышения интенсификации производства, роста производительности труда и улучшения качества изделий.
Потребность в оборудовании для увеличения производственных мощностей обосновывается технико-экономическими расчетами. доказывающими недостаточность имеющегося парка оборудования для выполнения заданной программы. При этом необходимо тщательно проанализировать фактическое использование имеющегося оборудования, чтобы максимально выявить резервы и возможности его более полного использования, например, за счет повышения сменности работы оборудования, сокращения внеплановых простоев и вспомогательного времени, модернизации оборудования, интенсификации процесса производства и т.д.
Потребность в оборудовании для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также работ по механизации производственных процессов и внедрению передовой технологии определяется на основе планов научно-исследовательских работ с учетом внедрения достижений науки и техники.
Потребность в оборудовании и машинах на ремонтно-эксплуатационные нужды определяется с учетом наличия и намечаемого роста эксплуатационного парка, его возрастного состава, прогрессивных норм расхода запасных частей, сроков службы и т.д. Потребность в запасных частях может определяться по следующей формуле: Пзч = , где Пзч – потребность в запасных частях; Нзч – норма потребности в запасных частях на единицу оборудования; Ксм – среднее количество смен работы в сутки; Смп – средний списочный состав машин в плановом периоде (устанавливается с учетом наличия машин, поступления и убыли их на протяжении планового периода);Кв – коэффициент (больше единицы), показывающий степень повторного использования запасных частей за счет их восстановления.
43.Содержание плана по труду и персоналу предприятия.
Значение и роль плана по труду и персоналу фирмы определяются следующим моментами:
· затраты на содержание персонала составляют значительную часть издержек предприятия, определяют цену реализации продукции и её конкурентоспособность;
· персонал фирмы является важнейшим фактором производства. Именно от него зависит, насколько эффективно используются на предприятии средства и предметы труда, насколько успешно работает предприятие в целом. Поэтому на каждом предприятии должна разрабатываться и осуществляться кадровая политика, служащая исходной базой для планирования персонала;
· в настоящее время возрастает коллективный и инвестиционный характер труда. Это выражается в разработке и реализации на предприятии значительного числа различных инновационных проектов, в которых задействовано большое количество работников. Эффективность этих проектов во многом зависит от того, насколько скоординированы усилия исполнителей, что может быть обеспечено только на планомерной основе.
· уровень оплаты труда в бывших республиках СССР неоправданно низок. Соответственно низок удельный вес расходов на оплату труда в себестоимости продукции. Основную долю в себестоимости занимают материальные затраты. Повысить уровень заработной платы можно только на основе рационального планирования труда.
Целью разработки плана по труду и персоналу является определение рациональной (экономически обоснованной) потребности фирмы в персонале и обеспечение эффективного его использования в планируемом периоде времени.
В соответствии со структурой тактического плана планирование персонала охватывает планирование труда и планирование оплаты труда. Для этого в плане по труду и персоналу выделяются три раздела:
- план по труду;
- план по численности персонала и план по заработной плате.
Основными задачами данного анализа являются:
· оценка обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами;
· оценка эффективности использования трудовых ресурсов;
· выявление резервов экономии трудовых ресурсов и разработка мероприятий по их использованию.
Планирование потребности персонала предприятия.
Можно выделить два основных направления планирования потребности в персонале:
• количественное;
• качественное.
Планирование потребности ведется по категориям персонала: служащие и рабочие.
В свою очередь служащие группируются по видам деятельности в соответствии с функциями управления организацией. Потребность в рабочих планируется раздельно по основному и вспомогательному производству по профессиям, а затем, исходя из сложности работ – по квалификации.
При сравнении потребности в персонале и фактического наличия персонала возможны три варианта:
1. Плановая потребность в персонале и наличие персонала равны между собой. Это означает, что в рассматриваемый период общая численность персонала, необходимая для выполнения целей предприятия, полностью соответствует прогнозируемой численности персонала.
2. Потребность в персонале больше фактического наличия персонала. Это значит, что требуемая численность персонала больше, чем ожидаемая на будущее численность. В этом случаи потребность в персонале будет представлять собой положительную величину, которая говорит о нехватке персонала. Значит, предприятию необходимо принять меры по привлечению персонала.
3. Потребность в персонале меньше наличия персонала. Это значит, что в наличии персонала больше, чем требуется для выполнения целей производства. Такую ситуацию называют избытком персонала. Потребность в персонале является в этом случаи отрицательной величиной. Для изменения этого положения необходимо принять меры по сокращению персонала.
Определение качественной потребности в персонале применительно к каждому рабочему месту включает в себя:
• анализ требований, выявление и дифференциацию тех знаний, способностей и стилей поведения сотрудников, которые необходимы для выполнения программы предприятия по производству и реализации товаров и услуг;
• анализ способностей, определение (исходя из требований, обусловленных содержанием поставленных перед сотрудником задач) тех способностей, которыми должны обладать сотрудники для успешного выполнения этих задач.
45.Планирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА - мероприятия по внутриорганизационному, внеорганизационному обучению и спецподготовке; позволяют полнее использовать собственные трудовые ресурсы без поиска новых квалифицированных кадров на внешнем рынке труда. Такое планирование создает условия для мобильности, мотивации и саморегуляции работника, ускоряет процесс адаптации работника к изменяющимся условиям деятельности на том же самом рабочем месте. В практике сложилось две формы обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров организации: на рабочем месте и вне рабочего места. Обучение на рабочем месте является более дешевым и оперативным, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, непривыкших к обучению в аудиториях. Важнейшие методы обучения на рабочем месте: метод усложняющихся заданий, смена рабочего места (ротация), направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, использование работников в качестве ассистентов, метод делегирования (передачи) части функций и ответственности. Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными материальными затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда и работник отрывается от повседневной работы. Важнейшие методы обучения вне рабочего места: чтение лекций, проведение деловых игр, разбор конкретных производственных ситуаций, проведение конференций и семинаров, формирование групп по обмену опытом, создание кружков качества.
Планирование производительности труда.
В планировании повышения производительности труда используются абсолютные показатели, характеризующие уровень производительности труда, и относительные, определяющие динамику ее роста.
В практике планирования роста производительности труда в зависимости от цели и объекта наибольшее распространение получили два метода: метод прямого счета на основе трудоемкости (выработки) производственной программы. Данный метод в большей степени применяется при планировании производительности труда по участкам, цехам, рабочим местам; метод планирования производительности труда по технико-экономическим факторам, применяется в целом по предприятию (фирме).
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА МЕТОДОМ ПРЯМОГО СЧЕТА
Планирование производительности труда методом прямого счета по участкам, цехам, рабочим местам производится следующим образом. Изменение производительности труда за определенный период по показателям выработки (В) или трудоемкости (Т) определяется при помощи следующих формул:
Iпт = Во / Вб или Iпт = Тб / То, где Iпт — индекс роста производительности труда;
Во и Вб — выработка продукции в отчетном и базовом периодах в соответствующих единицах измерения То и Тб — трудоемкость продукции в отчетном и базовом периодах (нормо-, человеко-часах).
ПТ = (Во / Вб) × 100 или ПТ = (Тб / То) × 100, где ПТ — темп роста производительности труда, %.
DПТ = [(Во – Вб) / Вб] × 100 или DПТ = [(Тб – То) / То] × 100, где DПТ — темп прироста производ=ти труда, %.
Процент прироста производительности труда не совпадает с процентом снижения трудоемкости — первый всегда больше второго. Соотношение указанных показателей может быть определено по следующим формулам:
DПТ = (DТ × 100) / (100 – DТ), DТ = (DПТ × 100) / (100 + DПТ), где DТ — процент снижения трудоемкости.
Рост производительности труда можно определить и по экономии рабочего времени (Э):
∆ПТ = Э / (Тр-Э) × 100, где Э — экономия труда (человеко-часы); Тр — трудоемкость продукции по трудоемкости базисного периода (человеко-часы).
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА МЕТОДОМ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА ПО ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ФАКТОРАМ
Уровень производительности труда на предприятии и возможности его повышения определяются рядом факторов и резервов его роста. Подфакторами роста производительности труда понимаются причины, обусловливающие изменение ее уровня. Под резервами роста производительности труда на предприятии понимаются еще не испол