Определение круга заинтересованных лиц в процессе формирования организационной структуры предприятия
Решение вопроса об окончательном (юридическом) оформлении преобразования организационной структуры предприятия может "упереться" в проблему несоответствия интересов различных групп, имеющих отношение и заинтересованных в реструктуризации.
Во-первых, просроченная задолженность предприятия делает небезразличными к его дальнейшей судьбе всех кредиторов. Их краткосрочные (немедленный возврат долгов) интересы могут не совпасть с долгосрочными намерениями реструктуризируемого предприятия. И вместо "мягкого" варианта внутренних структурных преобразований придется выбрать "жесткий" вариант обмена долгов на какие-либо виды имущества, находящегося в собственности предприятия.
Во-вторых, степень его инвестиционной привлекательности может наложить ограничения на выбор варианта долгосрочных вложений, стратегических финансовых партнеров.
Следовательно, выбору механизма реструктуризации должен предшествовать анализ сложившихся групп интересов.
Факт, что процесс реструктуризации предприятия очень сильно зависит от его финансового состояния, понятен каждому. Финансовое состояние во многом определяет необходимость организации данного процесса. Вметсе с тем, необходимо понимать, что с одной стороны, сам процесс реструктуризации является достаточно капиталоемким и потребует определенных финансовых ресурсов (которые большинство предприятий, где проводится реструктуризация, на момент ее начала не имеют), а с другой, любое предприятие является центром пересечения финансовых интересов самых различных людей и организаций. Поэтому очень важно выяснить позицию всех сторон, которые могут играть какую-либо роль в решении судьбы предприятия. Для этого мы сейчас и рассмотрим все заинтересованные группы.
! Определите состав лиц, заинтересованных (задействованных) в процессе реструктуризации предприяти
Отступление
Концепция групп интересов. В качестве групп интересов могут выступать отдельные лица, группы лиц и институты, которые оказывают влияние на достижение целей предприятия или осуществление собственных целей которых зависит от деятельности предприятия. Внутрифирменные группы интересов представляют прежде всего менеджеры и сотрудники предприятия. В число внешних наряду с клиентами, субпоставщиками, акционерами и кредиторами входят государство, профсоюзы, промышленные и прочие ассоциации и другие группы институционального окружения. Косвенно предприятие оказывает также влияние на социальную среду в целом и на экологическую обстановку. Идея концепции заинтересованных групп заключается в том, что предприятие в лице его менеджмента при достижении целей и реализации стратегии в той или иной мере зависит от участия и ресурсов указанных групп. В свою очередь эти группы интересов нуждаются во встречных услугах, чтобы осуществить свои цели. Из этого обстоятельства вытекает роль политики как основной задачи менеджмента. Политика предприятия понимается в данном случае не как декларация общих политических принципов, а как перманентный процесс согласования наиболее важных групп интересов и как утверждение позиций в обществе. Каждое предприятие, естественно, ведет длительные переговоры с субпоставщиками, клиентами, финансовыми организациями и прочими партнерами по товарообмену в рамках своей оперативной деятельности. Политическими проблемами претензии групп интересов становятся тогда, когда предприятие может оказаться в критической ситуации, лишившись важных ресурсов, когда властные отношения в двусторонних связях существенно меняются или когда требования одной группы могут быть выполнены в ущерб другой. Преобразования структуры предприятия чреваты всеми этими эксцессами. Подобные требования, особенно если они предъявляются в категоричной форме, менеджмент должен не только учесть, но и решить, какие претензии и в каком объеме могут быть удовлетворены. При этом отношения с той или иной группой должны строиться таким образом, чтобы: - предприятие не лишилось критически важных ресурсов; - услуги предоставлялись сторонами на разумных основаниях; - интересы групп в успехе предприятия оставались в силе; - рыночная активность предприятия была обеспечена. Переговорные процессы могут привести к конфликтам, если требования сторон несовместимы. Как далеко в таких ситуациях смогут зайти требования групп интересов, зависит от следующих обстоятельств. |
Блок интересов "администрация - трудовой коллектив"
Большинство предприятий, руководители которых осознают необходимость внутренней реорганизации, не имеет сегодня денежных ресурсов для привлечения внешней профессиональной помощи. Ее финансирование из заемных средств затруднено тем, что:
- финансово-кредитная инфраструктура в стране недостаточно развита,
- риски кредитования предприятий велики,
- фондовый рынок находится в зачаточном состоянии.
Это делает актуальной проблему отношений с акционерами, средства которых теоретически остаются основным долгосрочным финансовым источником.
Самыми крупными держателями пакетов акций предприятий являются трудовые коллективы и бывшие. Особенностью развития российских внутрикорпоративных отношений можно считать то, что руководители предприятий предпочитают привлекать к участию в управлении не мелких внутренних акционеров (что характерно для американских предприятий с собственностью наемного персонала), а крупных инвесторов. Поэтому первичное изменение исходной структуры акционерного капитала идет, как правило, в одном направлении: акции трудового коллектива и бывших работников (из них более половины - вышедшие на пенсию с этого предприятия) перераспределяются в пользу крупных внутренних акционеров - директора и его команды.
Блок интересов "администрация - внешние инвесторы"
Привлечение инвесторов желательно для руководства, как правило, лишь на условиях, при которых они не теряют контроля над капиталом. А эти задачи практически противоречат друг другу.
Поэтому вторичное изменение структуры держателей акционерного капитала, происходящее в настоящее время не столь однозначно и зависит прежде всего от относительной инвестиционной привлекательности предприятия (его акций), определяемой целым рядом факторов. К их числу, несомненно, относятся организационно-правовая форма предприятия, его размер (по критерию численности работающих) и отраслевая принадлежность. Но не менее значима и склонность администрации делиться правами управления.
Блок интересов "администрация - государство"
С властными структурами у предприятия могут быть весьма разнообразные отношения.
Во-первых, часть (во многих случаях - контрольный пакет) акций может быть находиться в государственной собственности, причем корпоративные интересы предприятия могут противоречить задачам доверенного лица, представляющее государство в Совете директоров.
Во-вторых, скудость частных финансовых вложений в предприятие уже сделало бюджетные средства едва ли не основным заемным источником крупных предприятий (см. введение).
Однако, в-третьих, большинство предприятий имеет крупную задолженность по платежам в бюджет, реструктуризация которой может быть связана с перераспределением капитала в пользу власти.
В-четвертых, политика местных органов власти в области занятости должна быть учтена при проведении кадровых сокращений.
Судя по общей тенденции, процессы перераспределения собственности и прав управления шли в направлении, обратном тому, что было бы логичным для наших, с точки зрения выведения из кризиса. Приближение производства к рынку требует увеличения заинтересованности работников и, как следствие, привлечение их к управлению и владению капиталом - у нас до сих пор было наоборот. Прогрессивные структурные изменения требуют поиска все новых форм стратегических альянсов - у нас со стороны администрации все время наблюдается стремление избежать таких альянсов, потому что они грозят реформированием самого управления.
Во всяком случае, интересы дела требуют, чтобы баланс интересов был непременно найден, поскольку в процессе реструктуризации он является основной юридического закрепления проводимых преобразований.