Организационная структура ОАО «Завод ГрАЗ» и её соответствие рыночным отношениям.
ОАО «Завод Граз» имеет линейно-функциональную структуру управления (см. Приложение 1).
Во главе предприятия стоит генеральный директор, который назначается и освобождается от должности вышестоящим органом. Директор организует всю работу предприятия и несёт полную ответственность за его состояние и деятельность. В прямом подчинении у генерального директора находятся: штаб ГО и ЧС (штаб гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций), который обучает работников завода способам защиты от опасностей, возникающих при ведении боевых действий, оповещает работников завода об опасностях, возникающих при ведении боевых действий, эвакуирует работников и материальные ценности в безопасные места, проводит аварийно-спасательные работы, предоставляет работникам средства индивидуальной защиты. Первый отдел, являющийся секретным, его функции и задачи не известны. Служба безопасности, её задачами являются обеспечение безопасности работников предприятия, организация и обеспечение охраны объектов предприятия, материальных ценностей и денежных средств. Обеспечение надежной защиты объектов предприятия от краж, хищений, грабежей, поджогов и др. Юридический отдел, обеспечивающий соблюдение законности на предприятии, выполняющий юридическую защиту интересов предприятия, договорную, претензионную и исковую работу. Консультирует руководителей структурных подразделений и работников предприятия по юридическим вопросам. Поиск, сбор, приобретение нормативно-правовых документов, необходимых для осуществления деятельности предприятием.
Дирекция по оптимизации производственных процессов и логистике, разрабатывающая диаграммы, показывающие изменение различных показателей предприятия за определённый промежутоквремени (к примеру, изменение численности рабочих за 3 года). Коммерческая дирекция обеспечивает производственные подразделения предприятия материально-техническими ресурсами, подготавливает и заключает договоров на поставку материально-технических ресурсов, организовывает рациональное использование материально-технических ресурсов Отдел АСУ (автоматизированная система управления), предназначенный для оперативного управления предприятием, формирования в реальном масштабе времени учета фактической деятельности, осуществления производственного и финансового планирования (кратко- и долгосрочного), оценки финансово-экономического состояния предприятия, осуществления сквозной конструкторско-технологической подготовки производства. Дирекция по персоналу, главными задачами которой являются: организация процессов труда и управления на предприятии в соответствии с его целями и стратегией, нормирование труда, организация оплаты и стимулирования труда, управление затратами на персонал. Дирекция по экономике и финансам, занимающаяся формированием единой экономической политики предприятия на основе анализа состояния и тенденций развития отрасли, экономическим планированием, направленным на эффективное использование всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Отдел реализации и сбыта, главными задачами которого являются: организация сбыта продукции, формирование сбытовой сети, подготовка и заключение договоров на реализацию продукции, планирование поставок продукции в соответствии с заключенными договорами, выполнение планов поставок в сроки и объеме в соответствии с заказами и заключенными договорами. Также в прямом подчинение находится его заместитель исполнительный директор, который назначается и смещается в том же порядке, что и генеральный директор.
При линейно-функциональной структуре управления сохраняется преимущество линейной структуры в виде принципа единоначалия, и преимущество функциональной структуры в виде специализации управления. При этом данная структура имеет и ряд недостатков. Во-первых, подобная структура препятствует введению инноваций, и всякие изменения требуют значительных усилий руководства. Во-вторых, сегментация подсистем вызывает их излишнюю замкнутость, что препятствует функционированию организации как единой системы. В-третьих, структура носит централизованный характер, что вызывает перегрузку высшего руководства и требует специального налаживания прямых связей подсистем. В-четвертых, создаются ограниченные возможности по подготовке руководителей высшего уровня.
При такой структуре управления производством каждое подразделение выполняет четко определенные функции в общей цепочке производственного процесса. По сути, это - конвейер, и каждое подразделение четко знает свою роль в функционировании этого конвейера: конструкторы разрабатывают, технологи внедряют, отдел сбыта продает и т.д. Подобная структура является оптимальной для:
· компаний малого и среднего размера;
· для предприятий с ограниченной номенклатурой продукции.
· Эта структура хорошо работает при стабильной экономической ситуации и предназначена для выполнения однотипных повторяющихся операций. ОАО «Завод ГрАЗ» благополучно работал по такой схеме при стабильном рынке.
Функциональная административно-командная структура управления не соответствует тем экономическим реалиям, в которых оказалось предприятие. Она не обеспечивает выполнения задач, стоящих перед ним, а именно:
· выход на новые рынки;
· создание в структуре завода нескольких центров прибыли;
· создание условий для развития активности и ответственности руководителей отдельных производственных подразделений за конкретные результаты своей работы.