Глава 1. Развитие малого бизнеса в России.
Введение.
Актуальность данной темы заключается в том, что малый бизнес играет большую роль в экономике, а его развитие оказывает влияние на многие экономические показатели, среди которых:
- экономический рост;
- насыщение рынка товарами необходимого качества;
- создание новых дополнительных рабочих мест.
Таким образом, он решает многие социальные, экономические и другие проблемы. Ряд экономически развитых стран старается оказывать значительную поддержку малому бизнесу, так как дееспособное население все чаще и чаще предпочитает заниматься именно малым предпринимательством. Что же касается России – она также прекрасно осознает, что для нормального и стабильного функционирования экономики нашей страны необходимо развивать сектор малого предпринимательства. Это, в первую очередь, поможет значительно сократить уровень безработицы, мобилизировать крупные финансовые и производственные ресурсы населения, придать экономике должную гибкость. Кроме того, нельзя забывать, что малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, помощник в борьбе с монополиями.
Значимость выявления и решения проблем малого предпринимательства усиливается тем, что именно малый бизнес, наверное, меньше всех ощущает государственную или какую-либо иную поддержку. Государство очень часто недооценивает его роль, а ведь игнорирование экономических и социальных возможностей малого бизнеса может быть определено как крупный, стратегический просчет, последствии которого непредсказуемы. Без собственного внутригруппового взаимодействия и, конечно же, без поддержки государства малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы, именно поэтому я посчитала необходимым и интересным взять тему поддержки малого бизнеса для рассмотрения в своей курсовой работе. [6, с.33-46]
Предмет исследованиямоей курсовой работы – государственная поддержка малого бизнеса.
Объект исследования в рабoте – малый бизнес в Российской Федерации.
Цель моей курсовой работы - выявить особенности, проблемы и перспективы развития и господдержки малого бизнеса в России.
Достижение данной цели связано с решением следующих задач:
- дать понятие малого бизнеса и выделить его особенности;
- выявить существующие виды и формы малого бизнеса;
- проанализировать важность развития сектора малого бизнеса в российской экономики;
- определить возможные способы его поддержки;
- рассмотреть основные нормативно-правовые акты по поддержке малого бизнеса в РФ;
- выявить основные проблемы малого бизнеса и способы их решения;
- проследить тенденции и перспективы развития малого бизнеса.
Теоретико-методологическая база. Вопросы государственной поддержки малого бизнеса исследуются представителями различных научных дисциплин: экономики, статистики, социологии и др. Они рассматриваются в целoм ряде научных рабoт русских ученых, в учебных пособиях по экономике предпринимательства и экономической теории: Ю.Ф. Симионова, Э.А. Арустамов, М.И. Черутова. Также эта тема нашла отклик в работах таких ученых, как Герчикова И.Н. , Иоффе А. , Квасюк В. и др. Непосредственно я, выполняя данную работу, использовала эмпирический и математический методы, а также метод анализа.
Структураданной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. В первой главе я постаралась раскрыть сущность понятия малый бизнес и определить нормативно-правовую базу его регулирования. Во второй главе я пыталась оценить современное состояние государственной поддержки малого бизнеса в нашей стране. Что же касается третьей главы, в ней отражены главные проблемы малого бизнеса в России и возможные способы их решения, то есть тенденции и перспективы малого бизнеса.
Глава 1. Развитие малого бизнеса в России.
Формы малого бизнеса.
Создавая собственную фирму, каждый предприниматель стоит перед выбором ее организационно-правовой формы в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Обычно выделяют три вида коммерческих организаций, относящихся к организационно-правовым формам предпринимательства. Среди них производственные коoперативы, хoзяйственные товарищества и общества, а также государственные муниципальные унитарные предприятия.
Что же касается индивидуальных предпринимателей – их нельзя отнести к любой организационно-правовой форме, так как чаще всего они занимаются предпринимательской деятельностью без юридического образования. Кроме того к организационно-правовой форме не относят и простое товарищество.
I. Хозяйственные товарищества и общества.
Хозяйственные товарищества - коммерческие oрганизации, у кoторых ценные бумаги, деньги, или имущественные права либo иные права, имеющие денежную стoимoсть, мoгут являться вкладом в имуществo хозяйственнoго товарищества. Хозяйственные тoварищества могут создаваться в двух формах:
-товарищество на вере (коммандитное товарищество);
- полное товарищество.
1) Полное товарищество – это товарищество, участники которого занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и обязаны нести ответственность пo егo oбязательствам в соответствии с заключенным между ними договором не только в размере вкладов в уставной капитал, но и всем принадлежащим им имуществом, то есть «полную», неограниченную ответственность. Участники обязаны участвовать в деятельности товарищества. Обычно товарищество учреждается не менее чем двумя лицами. Каждый из участников делает некоторые взносы, которые и образуют складочный капитал товарищества. Он не имеет минимального размера и может включать в себя достаточно крупную сумму. В соответствии с долей участника в складочном капитале он получает конкретный процент прибыли или несет убытки, хотя иногда данные вопросы могут решаться по договоренности.
2) Товарищество на вере или по-другому его называют коммандитное товарищество - коммерческая организация, основанная на складочном капитале, в которой две категории членов: полные товарищи и вкладчики-коммандитисты. Полные товарищи занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества, отвечая при этом по обязательствам товарищества всем своим имуществом, хотя есть исключения: вкладчики-коммандитисты отвечают только своим вкладом.
II. Производственные кооперативы
Производственный кооператив объединяет граждан для общей или хозяйственной деятельности. Производственный кооператив имеет свой устав - это учредительный документ, который отражает всю деятельность кооператива. Главным образом кооперативы были созданы производством для торговли, обслуживания бытовыми услугами, оказания других услуг. Кооператив не имел право выпускать акции. Прибыль обычно распределялась среди членов кооператива в зависимости от их трудового участия в деятельности кооператива. Если кто-то из участников кооператива нарушал устав - он преставал являться его членом. Свой пай целиком или его часть разрешалось передавать любому другому члену кооператива или же человеку, не являющемуся его членом. Часто кооперативы по мере того, как они расширяли свою деятельность, могли преобразовываться в общества или товарищества.
III. Государственные муниципальные унитарные предприятия.
Унитарным предприятием называют коммерческую организацию, не имеющую арендованного имущества в своей собственности. Имущество принадлежит государству или муниципалитету. Руководит унитарным предприятием человек, которого назначили муниципальные или государственные органы, поэтому оно зависит от государства или муниципалитета.[2, c.19-31]
Виды предпринимательства.
В зависимости от содержания предпринимательства и его направленности предпринимательскую деятельность делят по разным признакам: формам собственности, назначению или виду, количеству собственников и т.д. По виду или назначению выделяют : производственное, финансово-кредитное, коммерческо-торговое и бизнес в сфере услуг.
1. Производственное предпринимательство.
Производственное предпринимательство - один из главных видов предпринимательства. К нему обычно относят: производство товаров, услуги связи, строительные работы, производство информации, коммунальные и бытовые услуги и так далее. Часто производственное предпринимательство считается определяющим, в его организациях производится продукции. Производственное предпринимательство – один из наиболее сложных видов бизнеса, хотя в тоже время является наиболее необходимым для общества. Производственное предпринимательство не привлекательно для начала деятельности в условиях современного рынка: предпринимателям часто приходится достаточно долгое время ждать прибыли,- поэтому оно более чем другие виды предпринимательства нуждается в значительных суммах денег для организации и успешного развития своего бизнеса, то есть в серьезной поддержке государства.
2. Коммерческое (торговое) предпринимательство
В коммерческом предпринимательстве определяющую роль играют товарно-денежные и товарно-обменные операции. Основной деятельностью коммерческого предпринимательства являются сделки по купле-продаже, где поле их деятельности – это торговые организации и товарные биржи. Процесс получения прибыли коммерческим бизнесом можно разделить на несколько этапов:
1) приобретение товаров у производителей;
2) перевозка его в разные уголки страны и мира;
3) хранение и распределение между другими посредниками или потребителями.
Во всем мире множество средних и мелких фирм занято в данной сфере бизнеса, и следствием этого является значительная доля «теневого» предпринимательства и низкий уровень государственного регулирования.
3. Финансово-кредитное предпринимательство.
Особым видом предпринимательской деятельности считается финансовый бизнес, сферой деятельности которого является кредит и денежное обращение. Финансовая деятельность представлена в таких формах, как страховой и венчурный бизнес, банковская деятельность. Как правило, финансово-кредитное предпринимательство распространяется на следующий круг операций: продажа и покупка иностранной валюты; обмен ценных бумаг на деньги; валюту или другие ценные бумаги. Обычно в эту сферу включают услуги различных финансовых посредников: дилеров, брокеров и так далее. Непосредственно в результате операций с финансовыми ресурсами и получением процентов возникает прибыль.
Финансовый бизнес во всем мире также, как и производственный бизнес, - один из самых рискованных видов бизнеса, поэтому нуждается в наиболее сильном государственном регулирование.
4. Бизнес в сфере услуг
В современном информационном обществе широкое распространение получил бизнес в сфере услуг. Из всех основных форм предпринимательства он требует наименьших усилий для своей организации и незначительных капиталовложений. Услуги, как и торговля, насчитывают сотни разных типов: мастерские по ремонту обуви; агентства по прокату автомобилей; брачные консультанты; стоматологи и так далее. [10, c.77-89]
Сегодня в сфере услуг идут активные инновационные процессы, обещающие предпринимателям довольно-таки высокие прибыли, поэтому данный вид предпринимательства является очень привлекательным бизнесом.
Таким образом, были определены три основные организационно-правовые формы предпринимательства: производственные коoперативы, хoзяйственные товарищества и общества, государственные муниципальные унитарные предприятия, - а также выделили следующие виды предприятий по назначению: производственное, финансово-кредитное, коммерческо-торговое и бизнес в сфере услуг. Теперь обратимся к их роли в экономике.
Заключение.
В настоящее время сектор малого предпринимательства уже занял свое место в экономике страны и представляет собой достаточно влиятельную экономическую и политическую силу. Его динамика за несколько последних лет показывает, что этот сектор переходит от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, организация при их участии новых хозяйственных связей, активизация их производственной и инновационной деятельности, прогрессивные структурные сдвиги.
Исходя из всего выше сказанного, я еще раз убеждаюсь в том, что тема господдержки малого бизнеса для моей курсовой работы была выбрана не зря. Кроме того, следует сказать, что было достаточно интересно выявить особенности, проблемы и перспективы развития и господдержки малого бизнеса в России.
Как я считаю, мне удалось достаточно полно и четко дать понятие малого малого бизнеса и выделить его особенности. Я выявила существующие формы малого бизнеса: производственные коoперативы, хoзяйственные товарищества и общества, государственные муниципальные унитарные предприятия, - и его виды по назначению: производственный, финансово-кредитный, коммерческо-торговый и бизнес в сфере услуг. Кроме того, я проанализировала важность развития сектора малого бизнеса в российской экономике, выяснив, что малый бизнес играет немаловажную роль в экономике нашей страны, образуя связующие звенья в экономике. Определила возможные способы его поддержки и основные нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу в РФ. Рассмотрела особенности малого бизнеса в России, а именно: низкий процент венчурной специализации, низкая легитимность малого бизнеса, постоянная нехватка финансирования, неустойчивость малого бизнеса. Затем я выявила основные проблемы малого бизнеса – это недостаточная ресурсная база, законодательная база, отсутствие системы проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий, кадры и так далее, – и проанализировала возможные способы их решения. После чего я попыталась проследить тенденции и перспективы развития малого бизнеса.
В настоящее время усиливается роль малого предпринимательства в формировании общих основ рыночной экономики и предпринимательской среды, в определении тенденций воспроизводства частного капитала.
Для эффективной реализации задач необходимы не только изменения основных макроэкономических параметров, но и применение специальных мер государственной поддержки малого предпринимательства, создание специфических условий и инфраструктурных механизмов, ускоряющих его развитие, стимулирующих увеличение числа «здоровых» малых предприятий и рост деловой активности, облегчающих их доступ к ресурсам производства. Именно таким образом могут быть решены антикризисные задачи увеличения объемов производства, создания новых рабочих мест, освоения производства новых товаров и услуг, роста налоговых поступлений, а через них - задачи экономического роста, обеспечения национальной безопасности, регионального развития, социальной стабильности.
Список используемой литературы.
1.Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2. Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. Кн.2. М.: Высшая школа экономики, 2002. - 344 с.
3.Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М., 2004. – 190c.
4.Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Конституционное право России. М.: Издательский дом Дашков и К, 2004. 1121 с.
5. Государственное управление: основы теории и организации: Учебник. В двух томах / Под ред. В.А. Козбаненко. — М., 2002. Т. 1. –268c.
6.Идеи А.А. Богданова и современность. Материалы III межвузовской научно-практической конференции молодых ученых / Под ред. А.И. Турчинова. - М, 2004. –206c.
7.Кавеев Х. «Роль и место малых предприятий в экономике РФ» // Власть, №8-9, 2008 г. –c.22-29
8.Касьянова Г.Ю., Котко Е.А. «Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете» - М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво», 2007 г. –316с.
9.Лукьяненко В.И. Государственный аппарат России: проблемы организации, управления, контроля. — М., 2004. –224c.
10.Львов Ю.А.,«Основы экономики и организации бизнеса» - Спб.: ГМП «Фармико», 2006 г. –304c.
11.Прудников А. С., Авсеенко В. И. Конституционное право России. М.: ЮНИТИ, 2005. 687 с.
12.Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления : — Ростов-на-Дону, 2007. –415c.
13.Рагимов С.Н. Налогообложение малого предпринимательства. М.: Книжная редакция «Финансы» - 2003. –309c.
14. Чечеткина О.Н. Факторы и особенности рисков малого предпринимательства в производственной сфере // Управление персоналом. – 2008. - № 7. – С. 11-15.
15. Савченко В. Е. Современное предпринимательство: (экономические и организационные основы; проблемы формирования и регулирования). — М.: ОАО Изд-во Экономика, 2004.
16.Чиркин В.Е.Система государственного и муниципального управления: Учебник. - М.: Юристъ, 2005.– 379 с.
17.Шамхалов Ф.И. Теория государственного управления. — М., 2002. –239c.
18.Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. – М.: Консалтбанкир, 2002. –298 с.
19. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб. пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по экономическим специальностям, по направлениям «Экономика», «Управление»/Под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. –376c.
20. Иоффе А. Только развитие предпринимательства обеспечит ускорение роста экономики / Бизнес для всех - № 10 – 2003. – с. 23-29.
21.Блюменфельд В. «Большие проблемы малого бизнеса»: Экономика и жизнь,2007 г. –c.20-33.
22.Дедул А. «Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы»// Федеральная газета № 1-2 февраль 2007 г. –c.16-28.
23. Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. - №4. – 2005. – с. 21-30.
24.Квасюк В. Большая забота о малом бизнесе / Российская газета, № 30, 2004. –c.30-39.
25. Тематический портал «Малый бизнес» www.small-business.web-3.ru
26. Информационный портал поддержки малого и среднего бизнеса Белгородской области www.mb31.ru
27. Сайт федеральной службы государственной статистики России www.gks.ru
Введение.
Актуальность данной темы заключается в том, что малый бизнес играет большую роль в экономике, а его развитие оказывает влияние на многие экономические показатели, среди которых:
- экономический рост;
- насыщение рынка товарами необходимого качества;
- создание новых дополнительных рабочих мест.
Таким образом, он решает многие социальные, экономические и другие проблемы. Ряд экономически развитых стран старается оказывать значительную поддержку малому бизнесу, так как дееспособное население все чаще и чаще предпочитает заниматься именно малым предпринимательством. Что же касается России – она также прекрасно осознает, что для нормального и стабильного функционирования экономики нашей страны необходимо развивать сектор малого предпринимательства. Это, в первую очередь, поможет значительно сократить уровень безработицы, мобилизировать крупные финансовые и производственные ресурсы населения, придать экономике должную гибкость. Кроме того, нельзя забывать, что малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, помощник в борьбе с монополиями.
Значимость выявления и решения проблем малого предпринимательства усиливается тем, что именно малый бизнес, наверное, меньше всех ощущает государственную или какую-либо иную поддержку. Государство очень часто недооценивает его роль, а ведь игнорирование экономических и социальных возможностей малого бизнеса может быть определено как крупный, стратегический просчет, последствии которого непредсказуемы. Без собственного внутригруппового взаимодействия и, конечно же, без поддержки государства малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы, именно поэтому я посчитала необходимым и интересным взять тему поддержки малого бизнеса для рассмотрения в своей курсовой работе. [6, с.33-46]
Предмет исследованиямоей курсовой работы – государственная поддержка малого бизнеса.
Объект исследования в рабoте – малый бизнес в Российской Федерации.
Цель моей курсовой работы - выявить особенности, проблемы и перспективы развития и господдержки малого бизнеса в России.
Достижение данной цели связано с решением следующих задач:
- дать понятие малого бизнеса и выделить его особенности;
- выявить существующие виды и формы малого бизнеса;
- проанализировать важность развития сектора малого бизнеса в российской экономики;
- определить возможные способы его поддержки;
- рассмотреть основные нормативно-правовые акты по поддержке малого бизнеса в РФ;
- выявить основные проблемы малого бизнеса и способы их решения;
- проследить тенденции и перспективы развития малого бизнеса.
Теоретико-методологическая база. Вопросы государственной поддержки малого бизнеса исследуются представителями различных научных дисциплин: экономики, статистики, социологии и др. Они рассматриваются в целoм ряде научных рабoт русских ученых, в учебных пособиях по экономике предпринимательства и экономической теории: Ю.Ф. Симионова, Э.А. Арустамов, М.И. Черутова. Также эта тема нашла отклик в работах таких ученых, как Герчикова И.Н. , Иоффе А. , Квасюк В. и др. Непосредственно я, выполняя данную работу, использовала эмпирический и математический методы, а также метод анализа.
Структураданной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. В первой главе я постаралась раскрыть сущность понятия малый бизнес и определить нормативно-правовую базу его регулирования. Во второй главе я пыталась оценить современное состояние государственной поддержки малого бизнеса в нашей стране. Что же касается третьей главы, в ней отражены главные проблемы малого бизнеса в России и возможные способы их решения, то есть тенденции и перспективы малого бизнеса.
Глава 1. Развитие малого бизнеса в России.
Формы малого бизнеса.
Создавая собственную фирму, каждый предприниматель стоит перед выбором ее организационно-правовой формы в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Обычно выделяют три вида коммерческих организаций, относящихся к организационно-правовым формам предпринимательства. Среди них производственные коoперативы, хoзяйственные товарищества и общества, а также государственные муниципальные унитарные предприятия.
Что же касается индивидуальных предпринимателей – их нельзя отнести к любой организационно-правовой форме, так как чаще всего они занимаются предпринимательской деятельностью без юридического образования. Кроме того к организационно-правовой форме не относят и простое товарищество.
I. Хозяйственные товарищества и общества.
Хозяйственные товарищества - коммерческие oрганизации, у кoторых ценные бумаги, деньги, или имущественные права либo иные права, имеющие денежную стoимoсть, мoгут являться вкладом в имуществo хозяйственнoго товарищества. Хозяйственные тoварищества могут создаваться в двух формах:
-товарищество на вере (коммандитное товарищество);
- полное товарищество.
1) Полное товарищество – это товарищество, участники которого занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и обязаны нести ответственность пo егo oбязательствам в соответствии с заключенным между ними договором не только в размере вкладов в уставной капитал, но и всем принадлежащим им имуществом, то есть «полную», неограниченную ответственность. Участники обязаны участвовать в деятельности товарищества. Обычно товарищество учреждается не менее чем двумя лицами. Каждый из участников делает некоторые взносы, которые и образуют складочный капитал товарищества. Он не имеет минимального размера и может включать в себя достаточно крупную сумму. В соответствии с долей участника в складочном капитале он получает конкретный процент прибыли или несет убытки, хотя иногда данные вопросы могут решаться по договоренности.
2) Товарищество на вере или по-другому его называют коммандитное товарищество - коммерческая организация, основанная на складочном капитале, в которой две категории членов: полные товарищи и вкладчики-коммандитисты. Полные товарищи занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества, отвечая при этом по обязательствам товарищества всем своим имуществом, хотя есть исключения: вкладчики-коммандитисты отвечают только своим вкладом.
II. Производственные кооперативы
Производственный кооператив объединяет граждан для общей или хозяйственной деятельности. Производственный кооператив имеет свой устав - это учредительный документ, который отражает всю деятельность кооператива. Главным образом кооперативы были созданы производством для торговли, обслуживания бытовыми услугами, оказания других услуг. Кооператив не имел право выпускать акции. Прибыль обычно распределялась среди членов кооператива в зависимости от их трудового участия в деятельности кооператива. Если кто-то из участников кооператива нарушал устав - он преставал являться его членом. Свой пай целиком или его часть разрешалось передавать любому другому члену кооператива или же человеку, не являющемуся его членом. Часто кооперативы по мере того, как они расширяли свою деятельность, могли преобразовываться в общества или товарищества.
III. Государственные муниципальные унитарные предприятия.
Унитарным предприятием называют коммерческую организацию, не имеющую арендованного имущества в своей собственности. Имущество принадлежит государству или муниципалитету. Руководит унитарным предприятием человек, которого назначили муниципальные или государственные органы, поэтому оно зависит от государства или муниципалитета.[2, c.19-31]
Виды предпринимательства.
В зависимости от содержания предпринимательства и его направленности предпринимательскую деятельность делят по разным признакам: формам собственности, назначению или виду, количеству собственников и т.д. По виду или назначению выделяют : производственное, финансово-кредитное, коммерческо-торговое и бизнес в сфере услуг.
1. Производственное предпринимательство.
Производственное предпринимательство - один из главных видов предпринимательства. К нему обычно относят: производство товаров, услуги связи, строительные работы, производство информации, коммунальные и бытовые услуги и так далее. Часто производственное предпринимательство считается определяющим, в его организациях производится продукции. Производственное предпринимательство – один из наиболее сложных видов бизнеса, хотя в тоже время является наиболее необходимым для общества. Производственное предпринимательство не привлекательно для начала деятельности в условиях современного рынка: предпринимателям часто приходится достаточно долгое время ждать прибыли,- поэтому оно более чем другие виды предпринимательства нуждается в значительных суммах денег для организации и успешного развития своего бизнеса, то есть в серьезной поддержке государства.
2. Коммерческое (торговое) предпринимательство
В коммерческом предпринимательстве определяющую роль играют товарно-денежные и товарно-обменные операции. Основной деятельностью коммерческого предпринимательства являются сделки по купле-продаже, где поле их деятельности – это торговые организации и товарные биржи. Процесс получения прибыли коммерческим бизнесом можно разделить на несколько этапов:
1) приобретение товаров у производителей;
2) перевозка его в разные уголки страны и мира;
3) хранение и распределение между другими посредниками или потребителями.
Во всем мире множество средних и мелких фирм занято в данной сфере бизнеса, и следствием этого является значительная доля «теневого» предпринимательства и низкий уровень государственного регулирования.
3. Финансово-кредитное предпринимательство.
Особым видом предпринимательской деятельности считается финансовый бизнес, сферой деятельности которого является кредит и денежное обращение. Финансовая деятельность представлена в таких формах, как страховой и венчурный бизнес, банковская деятельность. Как правило, финансово-кредитное предпринимательство распространяется на следующий круг операций: продажа и покупка иностранной валюты; обмен ценных бумаг на деньги; валюту или другие ценные бумаги. Обычно в эту сферу включают услуги различных финансовых посредников: дилеров, брокеров и так далее. Непосредственно в результате операций с финансовыми ресурсами и получением процентов возникает прибыль.
Финансовый бизнес во всем мире также, как и производственный бизнес, - один из самых рискованных видов бизнеса, поэтому нуждается в наиболее сильном государственном регулирование.
4. Бизнес в сфере услуг
В современном информационном обществе широкое распространение получил бизнес в сфере услуг. Из всех основных форм предпринимательства он требует наименьших усилий для своей организации и незначительных капиталовложений. Услуги, как и торговля, насчитывают сотни разных типов: мастерские по ремонту обуви; агентства по прокату автомобилей; брачные консультанты; стоматологи и так далее. [10, c.77-89]
Сегодня в сфере услуг идут активные инновационные процессы, обещающие предпринимателям довольно-таки высокие прибыли, поэтому данный вид предпринимательства является очень привлекательным бизнесом.
Таким образом, были определены три основные организационно-правовые формы предпринимательства: производственные коoперативы, хoзяйственные товарищества и общества, государственные муниципальные унитарные предприятия, - а также выделили следующие виды предприятий по назначению: производственное, финансово-кредитное, коммерческо-торговое и бизнес в сфере услуг. Теперь обратимся к их роли в экономике.