Финансовое обеспечение в предпринимательстве.
Финансовый менеджмент – это организация управления финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли.
Вопросы финансирования:
1. Для какой цели требуются финансовые ресурсы, и на какой срок.
2. Когда и сколько необходимо денежных средств.
3. Можно ли изыскать необходимые средства в рамках фирмы или придется обращаться к другим источникам.
4. Каковы будут затраты при уплате долгов.
5. Когда можно ожидать возврата вложенных средств и получение дохода и какова будет величина этого дохода.
Источники финансирования:
1. Собственные:
ü Личные средства;
ü Средства партнеров;
ü Прибыль;
ü Амортизация;
ü Продажа активов;
ü Продажа акций;
ü Дебиторская задолженность.
2. Заемные:
ü Родственники, друзья;
ü Банковский кредит;
ü Кредиты поставщиков;
ü Правительственные программы;
ü Кредиты под активы;
ü Венчурный капитал.
Формы финансирования:
ü Кредитование;
ü Лизинг: оперативный, финансовый;
ü Франчайзинг;
ü Факторинг – продажа чьих-то долгов;
ü Венчурный капитал (рисковый) – используется для финансирования крупными фирмами малых фирм новаторов.
БИЗНЕС-ПЛАН
Бизнес-план – это документ, содержащий обоснование действий, которые намечаются осуществить для реализации кого-либо коммерческого проекта или создание нового предприятия.
Назначение бизнес-плана – помочь предпринимателю оценить свои возможности, емкость и перспективу будущего рынка, необходимые затраты и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет реализовывать продукцию или услуги; убедить возможного инвестора в привлекательности выбранной деятельности, обнаружить возможные трудности в первые годы работы, а также рассчитать по оценочным показателям прибыльность или убыточность данной деятельности, установить возможные контакты с контрагентами.
В бизнес-плане формируется основные цели предлагаемой экономической деятельностью. Определяется сфера деятельности, описывается предусматриваемая товарная продукция, работа, услуги. Содержится анализ рынка, рассматриваются организационно-правовые вопросы, отражается технико-экономическое обоснование возможности и эффективности планируемой работы.
Бизнес-план оформляют в виде текстового документа с таблицами и графиками.
Состав бизнес-плана:
1. Титульный лист – название инвестиционного проекта, предприятия инициаторы проекта, организации разработчики бизнес-плана, утверждающие подписью руководителя предприятия и руководителя организации разработчика, печать, требования конфиденциальности информации.
2. Содержание – название основных разделов и его приложения.
3. Текст основных разделов.
4. Приложение.
Основные разделы бизнес-плана:
1. Резюме – отражает основную идею проекта и обобщает основные виды и результаты по разделам бизнес-плана. Задача в жатой доступной форме изложить суть бизнес-плана. Целесообразно привести инфо о технической новизне проекта его социальной значимости.
2. Характеристика предприятия и стратегия его развития – где дается описание отрасли и характеристика предприятия, особенности его. Указывается его роль и места в отрасли национальной экономики в целом. Отражается история развития, сильные и слабые стороны деятельности организации. Дается характеристика имеющихся ресурсов. Формируются цели и задачи проект, обосновываются мероприятия по их достижению источники формирования.
3. Описание продукции, услуги – область применение, основные характеристики этой продукции, соответствие стандартам качества и т.д. (ассортимент)
4. Анализ рынков сбыта. План маркетинга – излагается ключевые моменты обоснования объема продаж, базирующих на анализе рынков сбыта и выработки стратегии маркетинга. Дается общая характеристика выбранных рынков и динамика их развития, производится основные требования потребителей продукции. Оценивается технологическое и финансовое состояние конкурирующих предприятий. Отражается стратегия сбыта, обосновываются цены, политика по послепродажному обслуживанию, затраты на маркетинг, рекламу и т.д. (конкуренты, клиенты, поставщики)
5. Производственный план – предусматривает расчет программы производства и реализации продукции необходимых производственных мощностей, издержек производства и реализации продукции определение источников МТО. Приводится анализ воздействия производства на окружающую среду, объемы отходов предполагаемых места их переработки.
6. Организационный план – дается комплексное обоснование организационных мер и мероприятий. Центральное место отводится обоснованию организационной штатной структуры и выбору рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и предприятием в целом.
7. План реализации проекта – представляет собой календарный график реализации проекта, в котором согласуются во времени предусмотренные мероприятия от принятия реализации решения и подготовку работ до промышленного производства и погашения задолженности перед заемщиками.
8. Инвестиционный или финансовый план – дается расчет инвестиционных издержек. Производится расчет и график погашение долговых обязательств.
9. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности – рассчитываются чистая прибыль от реализации проекта, поток денежных средств составляется проектно-балансовая ведомость, учитывается стоимость основных средств и текущих активов собственного капитала, долгосрочных и краткосрочных активов.
10. Показатели эффективности проекта – приводится расчет основных оценочных показателей, число дисконтированного дохода, индекс доходности, срока окупаемости и т. д. Цель данного раздела оценка эффективности проекта и наиболее вероятных рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта. Дается классификация рисков и их оценка по месту их возникновения, а также намечаются меры по их снижению или предотвращению.
11. Юридический план – описывается организационно-правовая форма предприятия. Уточняются основные юридические аспекты будущей деятельности предприятия. Особенностям внешнеэкономической деятельности.
12. Информация о разработчиках бизнес-плана – дается информация о привлеченных к разработке бизнес-плана организации. Данный раздел включается лишь в том случае, если организация обращалась к сторонним предприятиям по разработке бизнес-плана.
8 + 9 + 10 = финансовый план.
МИССИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Миссия – это смысл жизни для организации. При формировании миссии необходимо отметить регион, в котором вы расположены, сегмент рынка, вид деятельности. Не боле 50 слов. Необходимо учесть ожидание 4х групп:
1. клиентов.
2. сотрудников.
3. акционеров, вкладчиков.
4. внешнее окружение компании (общества в целом).
Цель – ставится конкретно на определенный период времени с четкой формулировкой желаемого результата. Максимум целей может быть 2.
Задачи – конкретные шаги, которые позволяют организации добиться поставленной цели.
Видение компании – это мечта, которую хотим добиться. (Мы хотим сталь лидером, монополистом компании.) Взгляд на компанию через определенный период времени.
Система ценностей – это набор критериев, на основании которых существует компания, живет ими и достигает поставленных целей. Они должны затрагивать интересы 4х вышеуказанных групп.