Сфера функционирования предпринимательства

1. Внешняя среда предпринимательства.

2. Внутренняя среда предпринимательства.

3. Факторы и условия функционирования предпринимательства.

Внешняя среда предпринимательства

Предпринимательство является открытой системой характеризующаяся постоянным взаимодействием с внешней средой. Внешняя среда предпринимательства – это условия и факторы окружающей среды, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют его соответствующего реагирования.

Характеристики внешней среды:

1. Взаимосвязанность факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы внешней среды.

2. Сложность внешней среды – число факторов, на которое производственная система обязана реагировать в целях своего выживания, а также уровень вариации каждого фактора.

3. Подвижность (динамичность) среды – это скорость, с которой происходит изменение в окружении предприятия.

4. Неопределенность внешней среды – функция, зависящая от количества информации, которой располагает предприятие по поводу конкретного фактора внешней среды, а также функцией уверенности в точности располагаемой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективное решение.

Состав внешней среды предпринимательства:

1. Среда прямого воздействия (микросреда) – содержит факторы, которые непосредственно влияют на предпринимательство и в свою очередь испытывают прямое влияние в деятельности предприятия:

a. Учреждения государственного регулирования

b. Законы

c. Трудовые ресурсы

d. Поставщики

e. Потребители

f. Конкуренты

СХЕМА

2. Среда косвенного воздействия (макросреда) – включает факторы, которые могут и не оказывать прямого немедленного воздействия на предпринимательства, но в последствии сказываются на нем.

Характеристика факторов макросреды:

a. Экономическая среда – покупательская способность населения, уровень инфляции, система налогообложения, финансово-кредитное положение в стране, изменение в структуре потребления граждан.

b. НТП – темпы технологических изменений в данных и смежных областях, инновационный потенциал конкурентов.

c. Политическая и правовая среда – характеризует состояние законодательства регулирующего хозяйственную деятельность, государственно-экономическую политику.

d. Социально-культурная среда – особенности культурных и нравственных ценностей сообществ потребителей, фирм, культуры, степень подверженности общественного сознания влияния внешних факторов.

e. Демографическая среда – численность населения, размещение по территории страны, плотность населения, возрастная структура.

f. Природно-географическая среда – природные условия, экологическая обстановка, климатические сезонные условия.

Внутренняя среда предпринимательства

Внутренняя среда предпринимательства включает те условия производства и реализации продукции, которые поддаются регулированию со стороны предприятия в процессе планирования и управления и полагают регулировать цели деятельности.

Элементы внутренней среды:

1. Структура функциональных обязанностей.

2. Структура обмена услугами.

3. Информационная структура.

4. Ресурсно-технологическая структура.

5. Структура трудовых ресурсов.

6. Организационная структура.

Факторы внутренней среды:

1. Структура предприятия.

2. Цель предприятия.

3. Задачи предприятия.

4. Технологии.

5. Люди с их способностями, потребностями и квалификации.

Факторы и условия функционирования предпринимательства

Условия функционирования предпринимательства:

1. Формирование рынков средств производства товаров и услуг, ценных бумаг, недвижимости и других объектов купли-продажи.

2. Наличие правовых гарантий предпринимателя со стороны государственных структур в отношении их собственности, прав и защиты экономических интересов.

3. Поддержка предпринимательства со стороны государства путем соответствующей налоговой, финансово-кредитной и инвестиционной политики.

4. Разгосударствление и приватизация государственной и муниципальных предприятий.

5. Устойчивое социально-политическое положение страны.

6. Благожелательное уважительное отношение со стороны общества.

7. Правильный выбор организационно-правовой формы предпринимательства.

8. Наличие развитой рыночной инфраструктуры (банки, консультационные конторы, биржи, налоговые органы).

9. Первоначальный капитал.

Факторы, отрицательно влияющие на развитие малого бизнеса в РБ:

1. Социально-экономические (темпы разгосударствления и приватизации, развитие инфраструктуры не достаточно быстрыми темпами, отсутствие системы страхования коммерческих рисков).

2. Политические (отсутствие поддержки и развития предпринимательства и наличие препятствий бюрократического характера).

3. Правовые факторы (несовершенствование системы налогообложения противоречий в нормативно-правовой базе).

4. Психологический (отношение части населения к предпринимательству негативно, отсутствие нового подхода к оценке деятельности предпринимателей).

5. Организационный (нехватка квалифицированных специалистов, отсутствие опыта и знаний).

Наши рекомендации