Сфера функционирования предпринимательства
1. Внешняя среда предпринимательства.
2. Внутренняя среда предпринимательства.
3. Факторы и условия функционирования предпринимательства.
Внешняя среда предпринимательства
Предпринимательство является открытой системой характеризующаяся постоянным взаимодействием с внешней средой. Внешняя среда предпринимательства – это условия и факторы окружающей среды, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют его соответствующего реагирования.
Характеристики внешней среды:
1. Взаимосвязанность факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы внешней среды.
2. Сложность внешней среды – число факторов, на которое производственная система обязана реагировать в целях своего выживания, а также уровень вариации каждого фактора.
3. Подвижность (динамичность) среды – это скорость, с которой происходит изменение в окружении предприятия.
4. Неопределенность внешней среды – функция, зависящая от количества информации, которой располагает предприятие по поводу конкретного фактора внешней среды, а также функцией уверенности в точности располагаемой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективное решение.
Состав внешней среды предпринимательства:
1. Среда прямого воздействия (микросреда) – содержит факторы, которые непосредственно влияют на предпринимательство и в свою очередь испытывают прямое влияние в деятельности предприятия:
a. Учреждения государственного регулирования
b. Законы
c. Трудовые ресурсы
d. Поставщики
e. Потребители
f. Конкуренты
СХЕМА
2. Среда косвенного воздействия (макросреда) – включает факторы, которые могут и не оказывать прямого немедленного воздействия на предпринимательства, но в последствии сказываются на нем.
Характеристика факторов макросреды:
a. Экономическая среда – покупательская способность населения, уровень инфляции, система налогообложения, финансово-кредитное положение в стране, изменение в структуре потребления граждан.
b. НТП – темпы технологических изменений в данных и смежных областях, инновационный потенциал конкурентов.
c. Политическая и правовая среда – характеризует состояние законодательства регулирующего хозяйственную деятельность, государственно-экономическую политику.
d. Социально-культурная среда – особенности культурных и нравственных ценностей сообществ потребителей, фирм, культуры, степень подверженности общественного сознания влияния внешних факторов.
e. Демографическая среда – численность населения, размещение по территории страны, плотность населения, возрастная структура.
f. Природно-географическая среда – природные условия, экологическая обстановка, климатические сезонные условия.
Внутренняя среда предпринимательства
Внутренняя среда предпринимательства включает те условия производства и реализации продукции, которые поддаются регулированию со стороны предприятия в процессе планирования и управления и полагают регулировать цели деятельности.
Элементы внутренней среды:
1. Структура функциональных обязанностей.
2. Структура обмена услугами.
3. Информационная структура.
4. Ресурсно-технологическая структура.
5. Структура трудовых ресурсов.
6. Организационная структура.
Факторы внутренней среды:
1. Структура предприятия.
2. Цель предприятия.
3. Задачи предприятия.
4. Технологии.
5. Люди с их способностями, потребностями и квалификации.
Факторы и условия функционирования предпринимательства
Условия функционирования предпринимательства:
1. Формирование рынков средств производства товаров и услуг, ценных бумаг, недвижимости и других объектов купли-продажи.
2. Наличие правовых гарантий предпринимателя со стороны государственных структур в отношении их собственности, прав и защиты экономических интересов.
3. Поддержка предпринимательства со стороны государства путем соответствующей налоговой, финансово-кредитной и инвестиционной политики.
4. Разгосударствление и приватизация государственной и муниципальных предприятий.
5. Устойчивое социально-политическое положение страны.
6. Благожелательное уважительное отношение со стороны общества.
7. Правильный выбор организационно-правовой формы предпринимательства.
8. Наличие развитой рыночной инфраструктуры (банки, консультационные конторы, биржи, налоговые органы).
9. Первоначальный капитал.
Факторы, отрицательно влияющие на развитие малого бизнеса в РБ:
1. Социально-экономические (темпы разгосударствления и приватизации, развитие инфраструктуры не достаточно быстрыми темпами, отсутствие системы страхования коммерческих рисков).
2. Политические (отсутствие поддержки и развития предпринимательства и наличие препятствий бюрократического характера).
3. Правовые факторы (несовершенствование системы налогообложения противоречий в нормативно-правовой базе).
4. Психологический (отношение части населения к предпринимательству негативно, отсутствие нового подхода к оценке деятельности предпринимателей).
5. Организационный (нехватка квалифицированных специалистов, отсутствие опыта и знаний).