Взаимосвязь показателя «инновационная активность» с другими инновационными показателями

Определив отношения категории «инновационная активность», выраженного установленным ранее показателем, с категорией «инновационная деятельность», необходимо также определить отношения с другими базовыми категориями инноватики, такими как инновационные цели и инновационные риски, инновационная среда и инновационный климат, инновационная стратегия, инновационный потенциал и, наконец, инновационный механизм.

Инновационная среда и инновационный климат. Инновационная активность может влиять на внешнюю инновационную среду на каждой стадии жизненного цикли инновации. Особенно большое значение имеет ее влияние на отраслевую конкурентную среду, в которой фирма имеет свои стратегические зоны хозяйствования (СЗХ). Инновационная активность может проявляться в разных сферах внешней среды: научно-технической, производственной, конкурентной, потребительской. Как отмечалось выше, избрав прогрессивный метод маркетинга «фокусирование клиентуры», фирма обеспечивает внешние конкурентные преимущества за счет развития инновационной активности у потребителей (вторичная инновационная активность и т.д., что дает возможность говорить о развитии «контура инновационной активности»). Тем самым принципиально меняется инновационный климат, поскольку создается новая благоприятная инновационная среда.

Инновационная стратегия. Влияние на инновационные стратегии со стороны инновационной активности проявляется в подготовке и принятии стратегических решений с самых ранних стадий жизненного цикли инновации и с самого начала изменений во внешней среде. Выявление слабых сигналов, формирование самой инновационной стратегии, состав и динамика стратегических изменений, ход реализации стратегии - все эти операции во многом определяются уровнем инновационной активности.

Инновационный потенциал. Соответствующий уровень инновационной активности отражается на качестве и интенсивности мобилизации потенциала. С помощью современных методов управления, например запараллеливания проектных работ, фокусирования клиентуры, можно привлечь скрытые до этого резервы и тем самым получить дополнительные внутренние конкурентные преимущества перед приоритетным конкурентом.

По сути дела, инновационная активность трансформирует потенциальные возможности в реальную конкурентную силу. И от качества этой трансформации зависит конечный успех. Здесь инновационная активность выступает некоторым коэффициентом, усиливающим/понижающим исходный (планируемый) инновационный потенциал. Условно можно считать инновационную активность «коэффициентом усиления потенциала».

Инновационный механизм. В инновационном процессе активно участвует следующий круг субъектов:

- инвесторы, субсидирующие инновационные проекты;

- новаторы (создатели новшеств: новой техники, новых методов, новой технологии);

- потребители-инноваторы, приобретающие новшества и внедряющие их в свои технологии, в результате создающие продукцию на основе новой техники, новых методов и технологии;

- звенья инфраструктуры (инновационные услуги в сферах исследования, информации, правового сопровождения, рекламы, подготовки кадров и др.).

Продукция и услуги обмениваются на соответствующих рынках: инвестиционном, инновационном, потребительском, инфраструктурном и др. Таким образом, создается рыночный контур обмена продуктами инновационной деятельности между участниками инновационного процесса. Обмен может быть организован также на основе государственного заказа.

Создание и продвижение инновационных результатов труда на рынки и с рынков осуществляется с определенной инновационной активностью.

Каждый непосредственный участник инновационного процесса проявляет определенную инновационную активность. Создается контур инновационной активности, единый для данного инновационного процесса. (приложение 2)

Для поддержания инновационной активности участников ИП необходимо обеспечить высокий уровень их организованности и координации работ, допускающий минимум брака.

Инновационный механизм заключается в формировании инновационных потребностей и спроса, с одной стороны, и инновационных предложений - с другой. Это осуществляется через стимулирование предложения новшеств, повышения спроса на результаты инновационной деятельности, воздействие на условия, стимулирующие нововведения. Кроме прямых участников ИП, регулирующие воздействия на процесс оказывают органы государственной власти.

Принимая во внимание, что фирме и другим участникам инновационного процесса нужна не просто активность, а полезная активность, роль инновационной активности в инновационном механизме может состоять в следующем:

- временной фактор инновационной активности влияет на динамичность инновационного процесса, в частности на своевременность реакции фирмы и предложения инновации, длительность жизненного цикла инновации и стадий цикла, сроки удовлетворения спроса;

- технологический фактор инновационной активности (выбор состава и последовательности действий) влияет на качество инноваций, продвигаемых на рынки;

- методический фактор инновационной активности (например, маркетинговый подход к фокусированию клиентуры) влияет на потребительскую среду, ее инновационную активность, т.е. стимулирует спрос на новшества;

- мобилизационный фактор, проявляемый в способности к мобилизации требуемых ресурсов, к поиску и привлечению скрытых потенциальных возможностей.

По рассмотрении различных аспектов понятия (категории) «инновационная активность» можно дать следующее определение: инновационная активность фирмы - это комплексная характеристика ее инновационной деятельности, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать необходимый потенциал, в том числе его скрытые стороны, обоснованность и прогрессивность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций. Это рациональная стратегия и тактика инновационной деятельности фирмы на всех этапах жизненного цикла инновации.

Практическая часть

Расчет отдельных показателей инновационной деятельности на примере ООО “Айсберг - Аква”.

ООО “Айсберг - Аква”, производитель экологически чистой питьевой воды,

добываемой из артезианской скважины, является лидером на местном рынке в

своей области. Этот высокий результат достигнут, в том числе, и за счет

внедрения новых технологий в процесс добычи, переработки и доставки своей

продукции.

В 2002 году ООО “Айсберг - Аква” отчиталось перед органами государственной

статистики об инновационной деятельности организации по форме №4-инновация

“Сведения об инновационной деятельности организации за 200_ год”. В

соответствии с данными статистической отчетности предприятие работает на

местном рынке, т.е. основной сбыт продукции производится в г. Калининграде и

области.

Рассмотрим показатели затрат на технологические инновации. Инвестиции в

основной капитал в 2002 году составили 9073 тыс. рублей, из них 9073 тыс.

рублей было затрачено на технологические инновации. Была приобретена

добывающая установка, которая связана с технологическими инновациями, т.о.

произошло значительное усовершенствование производственного процесса.

Технологическая инновация была осуществлена за счет собственных средств

организации, в том числе за счет привлечения кредитов и займов на сумму 9073

тыс. рублей. Так как произошло значительное усовершенствование процесса

производства, а в результате улучшения качества конечного продукта, то данную

инновацию относят к продуктовым.

Теперь рассмотрим факторы, препятствующие инновациям на предприятии. В

соответствии с данными отчетности решающее значение имеют экономические

факторы, такие как низкий платежеспособный спрос на новые продукты и высокая

стоимость нововведений, лишь затем следуют производственные факторы, такой

как низкий инновационный потенциал организации. Незначительное или

малосущественное влияние оказывают такие факторы, как недостаток собственных

денежных средств, высокий экономический риск, длительные сроки окупаемости

нововведений, недостаток квалифицированного персонала, недостаток информации

о новых технологиях, недостаток информации о рынках сбыта, невосприимчивость

организаций к нововведениям, недостаток возможностей для кооперирования с

другими предприятиями и научными организациями. Среди других причин,

оказывающих значительное влияние на инновационную деятельность организации,

выделяют низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию.

Оценим результативность инновационной деятельности ООО “Айсберг - Аква”. В

соответствии с проставленными оценочными кодами наибольшему влиянию в

организации подверглись: замена снятой с производства устаревшей продукции,

улучшение качества, расширение ассортимента, обеспечение соответствия

современным правилам и стандартам, снижение загрязнения окружающей среды,

улучшение условий труда. Значительным результатом инновационной деятельности явилось сохранение и расширение рынков сбыта, рост производственных

мощностей. Низкой степени воздействия подверглись повышение гибкости

производства и внутреннего коммерческого процесса, сокращение затрат на

заработанную плату, сокращение материальных затрат, сокращение энергозатрат.

Источниками информации об инновационной деятельности и научных разработках в значительной мере явились поставщики оборудования, материалов, комплектующих,

программных средств, а также современные правила и стандарты, в меньшей

степени – маркетинговые подразделения, выставки, ярмарки и другие рекламные

средства.

Заключение

При рассмотрении различных аспектов понятия «инновационная активность» можно дать следующее определение: инновационная активность фирмы - это комплексная характеристика ее инновационной деятельности, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать необходимый потенциал, в том числе его скрытые стороны, обоснованность и прогрессивность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций. Это рациональная стратегия и тактика инновационной деятельности фирмы на всех этапах жизненного цикла инновации.

Для активизации инновационной деятельности предприятий необходимо наличие механизма управления инновационной деятельностью, адекватного требованиям рыночной экономики. В настоящее время подобный механизм отсутствует, что является одной из главный проблем развития предприятий на основе инновационных преобразований. В то же время необходимо отметить отсутствие четкой инновационной политики как на уровне региона, отрасли, так и отдельных предприятий и организаций. Причем, для активизации инновационной деятельности не обязательно создание долгосрочных федеральных инновационных программ, необходима четко сформулированная стратегия развития инновационной деятельности на уровне страны, региона, отрасли, предприятия.

Еще одним фактором, сдерживающим инновационную активность, является отсутствие необходимых юридических и экономических стимулов для предприятий, занимающихся инновационной деятельностью. Сегодня предприятиям не выгодно вкладывать собственные средства на проведение инновационных исследований, что можно объяснить жесткой системой налогового регулирования, отсутствием государственной поддержки, снижением роли амортизационных отчислений, как основного источника финансирования процессов развития предприятий, отсутствием полноценно функционирующего фондового рынка в стране, инвестиционные проблемы, связанные с большими капиталовложениями в производство. Без решения инвестиционных проблем невозможно решение инновационных, т.к. последние требуют значительных капиталовложений. В новых условиях хозяйствования, характеризующихся риском и неопределенностью, главной проблемой становится практическая реализация инновационных процессов и связанных с ними различных инвестиционных взаимоотношений предприятий на рынке.

Сдерживающим фактором внедрения новаций в производство является отсутствие достоверной информации об инновациях, нерешенность вопросов авторских прав разработчиков инноваций, проблема оценки интеллектуальной собственности.

Многие предприятия до сих пор не адаптировались к требованиям новых условий хозяйствования. Предпринимательский риск очень высок, что оказывает влияние на величину исходной цены на продукцию. Поэтому для эффективного функционирования предприятия на основе инновационной деятельности необходимо накопление крупных активов для поддержания инвестиционного процесса.

Список использованной литературы:

Основная литература:

1. Кнышова Е. Н., Панфилова Е. Е. «Экономика организации»,2009 год, издательство «ФОРУМ»:ИНФРА-М - 336 стр.

2. Индикаторы инновационной деятельности 2008. Статистический сборник. Казань, 2009.

3. Архипова М.Ю. Статистический анализ основных тенденций создания и использования передовых технологий// Вопросы статистики. 2009. Вып. 7. С-67.

Дополнительная литература:

1. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учебник для ср.спец.учеб.заведений. – 2-е изд., с изм./ Н.А.Сафронов. – Магистр, 2008. – 255с.

2. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учеб.пособие. – 2-е изд., доп. – М.:ИНФРА-М, 2010. – 455 с. – (Высшее образование)

3. Гохберг Л.М. Новая инновационная система для «новой экономики». - М.: ГУ ВШЭ, 2000.

4. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - СПб.: Питер, 1999.

5. Инновации и экономический рост. - М.: Наука, 2002. - С.178.

6. Кабалина В., Кларк С. Инновации на постсоветских промышленных предприятиях // Вопросы экономики. - 2001. - № 7.

7. Косалс Л. Технологические инновации в России (данные мониторинга на предприятиях ВПК) // Инновации и экономический рост. - М.: Наука, 2002. - С.171-172.

8. Мельников О.Н., Шувалов В.Н. Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Российское предпринимательство. - 2005. - №9.

9. Посталюк М.П. Влияние разных факторов экономической системы на инновационные отношения в конкурентной среде // Проблемы современной экономики. - Спб., 2005. - N 3 (15).

10. Симачев Ю.В. Направления и факторы реформирования промышленных предприятий // Экономический журнал ВШЭ. - 2001. - №3. - С.328-347.

11. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2003.

12. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов.5-е изд. - СПб.: Питер, 2006.

Интернет – ресурсы:

1.http://www.tisbi.ru.

2. http://www.domino.innov.ru.

Приложение 1.

Взаимосвязь показателя «инновационная активность» с другими инновационными показателями - student2.ru


Приложение 2.

Взаимосвязь показателя «инновационная активность» с другими инновационными показателями - student2.ru

Приложение 3.

Наши рекомендации